Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 00:50, доклад
В процессе экономических реформ, которые переживает наша страна, повышается интерес к изучению социально-экономических преобразований в обществе, проблем экономической жизни, и как следствие - к экономическому образованию. Для успешного развития страны, роста ее конкурентоспособности на мировом рынке повышение качества жизни населения посредством развития науки, применения инновационных технологий, необходимо формирования экономических знаний у всех слоев населения, а особенно у молодежи, которая первая должна адаптироваться к условиям рыночных отношений. Подготовка специалистов в современных условиях должна отличаться от той, которая существовала. Требования рынка - это не только фундаментальные теоретические знания, но и формирование экономического мышления.
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет экономики
Кафедра Городской и региональной экономики
Доклад
Влияние европейских образовательных институтов на реформирование экономического образования в России
Санкт-Петербург, 2011г.
В процессе экономических реформ, которые переживает наша страна, повышается интерес к изучению социально-экономических преобразований в обществе, проблем экономической жизни, и как следствие - к экономическому образованию. Для успешного развития страны, роста ее конкурентоспособности на мировом рынке повышение качества жизни населения посредством развития науки, применения инновационных технологий, необходимо формирования экономических знаний у всех слоев населения, а особенно у молодежи, которая первая должна адаптироваться к условиям рыночных отношений. Подготовка специалистов в современных условиях должна отличаться от той, которая существовала. Требования рынка - это не только фундаментальные теоретические знания, но и формирование экономического мышления.
Российское математическое и естественнонаучное образование, традиционно пользуется уважением во всем мире. Но это нельзя сказать об экономическом образовании. После политических экономических преобразований в нашей стране, использование старых подходов в экономическом образовании стало не приемлемым. Россия не сможет войти в мировую экономическую систему без изучения и понимания основ зарубежных экономических учений. Только после освоения мирового экономического опыта может быть создана эффективная система Российского экономического образования.
С 1997 в России был запущен Инновационный проект развития образования (ИПРО) с целью повышения качества образования на основе инновационных технологий в области социально-экономических наук, организуемый Национальным фондом подготовки кадров. Проект стал первым шагом в реформации экономического образования. В рамках его реализации были созданы различные курсы, учебники, пособия, базирующиеся на результатах собственных исследованиях российских авторов. За счет средств проекта вузы существенно пополнили свой библиотечный фонд.
Для обеспечения высокого качества экономического образования в России, требуются соответствующие учебные материалы, которые будут не просто излагать теорию, а иметь прикладной характер, на основе российских реалиях.
В настоящее время ведущими вузами страны такими как: ГУ ВШЭ, МГУ, РЭА, РУДН, СПбГУ были разработаны учебно-методические материалы, основанные на специфике российской экономике. Впервые в России появились электронные учебники и программы дистанционного обучения. К сожалению, их количество остается недостаточным и пока основной учебной литературой считаются зарубежные издания.
Итогами ИПРО является разработка методики обучения магистров, изменение механизмов оценки работы студентов, создание накопительной системы контроля знаний, привлечение информационных компьютерных технологий и интернета в учебный процесс.
В учебных программах произошли существенные изменения. Были укреплены базовые курсы: эконометрии макроэкономики и микроэкономики, а также сокращено количество второстепенных. Для магистратуры разработаны постоянно действующие научные семинары.
Еще одним инструментом сближения систем образования стран Европы, стал болонские процесс. Его стратегия заключается в переходе к двухуровневой системе высшего образования, внедрение европейской системы зачетных единиц трудоемкости дисциплин (European Credit Transfer System – ECTS), развитии сотрудничества между европейскими вузами и создании совместных программ обучения, научных исследований, а также расширению мобильности студентов и преподавателей. Эти нововведения позволят российским студентам получить диплом мирового стандарта, который является гарантией трудоустройства и быстрого подъёма по карьерной лестнице продолжать обучение за рубежом, а также влиять на профессорский состав.
Реализация крупных международных проектов, способствовала модернизации учебных планов, организации учебно-методической работы.
Подводя итоги, для успешной реформации российского экономического образования требуется включение в программу обучения современной экономической теории, оригинальная российская экономическая школа может быть создана только в результате освоения мирового экономического наследия. А так же повышение квалификации преподавателей экономических дисциплин и создание учебно-методической базы, решение проблемы качественного перевода зарубежной литературы и ее переработка с учетом Российской специфики. Необходима Государственная поддержка и интеграция экономической науки и экономического образования.
Качественное образование в области экономики возможно только там, где ведутся научные исследования. Процесс создания даже одного современного исследовательского факультета в одной конкретной области науки чрезвычайно долог и труден. И есть лишь два вуза (РЭШ и ВШЭ), набирающих молодых профессоров – выпускников аспирантуры на международном рынке экономистов.
Влияние европейских образовательных институтов на реформирование экономического образования в России стало большим толчком к его развитию. Но на пути реформы по прежнему остаются три основных препятствия: нехватка квалифицированных преподавателей, недостаток учебников на русском языке, недостаточное финансирование. Решение данных проблем позволит прийти к единым европейским стандартам. Это предоставит российским студентам возможность стать конкурентно способными экономически грамотными специалистами на рынке труда, которые будут развивать экономику нашей страны.
Список литературы
1. Автономов, В. С. Высшее экономическое образование в России: трудный путь к мировому уровню / В. С. Автономов, М. Е. Дорошенко, О. О. Замков // Вопросы образования. - 2004. - N 2. - С. 127-154
2. Елкин С.Е., Калинина Н.М., Чижик В.П. Модернизация системы экономического образования в России в условиях институциональной трансформации научно-образовательных комплексов // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 12 – С. 44-46
3. Абалкин Л. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения / Л. Абалкин // Вопросы экономики. 2001. - № 2. - С. 4-18
4. Национального фонда подготовки кадров http://ipro.asu.ru