Внелегальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

Проблема теневой экономики возникла отнють не вчера. Она имеется во всех странах мира. В России наблюдается тенденция разрастания теневого сектора в экономике. И это не может не оказать пагубного влияния на все сферы экономической деятельности.
Дадим определение самого термина «теневая экономика». Существует множество определений этого понятия, но я выбрала одно, которое более полно раскроет сущность теневой экономики. (Англ. The black economy) – законная по сути, требующая регистрации экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, не учитываемая в их официальной отчётности, как правило, приводящая к снижению платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3
Институциональный подход к проблеме теневой экономики………....…..5
Структура внелегальной экономики…………………………………………..7
Последствия существования теневой экономики…………………………….8 Внелегальный рынок как институциональная система…………………..…10
Заключение………………………………………………………...…………..14
Список литературы……………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Vnelegalnaya_ekonomika.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

 

 

 

Контрольная работа

на тему: «Внелегальная экономика» 

по предмету: «Институциональная экономика»

Специальность: «Национальная экономика»

                               

 

 

                                    

                                                                                            выполнила студент

                                                                Агапова М. А.

                                                               Шифр: 1116-пНЭ-0118

                                                                         Проверила

Рязанова О. Е.

 

 

 

 

 

Тула – 2013
Содержание

 Введение………………………………………………………………….……3

Институциональный подход к проблеме теневой экономики………....…..5 

Структура внелегальной экономики…………………………………………..7

Последствия существования теневой экономики…………………………….8 Внелегальный рынок как институциональная система…………………..…10

Заключение………………………………………………………...…………..14

Список литературы……………………………………………………………16                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Проблема теневой экономики возникла отнють не вчера. Она имеется во всех странах мира. В  России наблюдается тенденция разрастания теневого сектора в экономике. И это не может не оказать пагубного влияния на все сферы экономической деятельности.

Дадим определение самого термина «теневая экономика». Существует множество определений этого понятия, но я выбрала одно, которое более полно раскроет сущность теневой экономики. (Англ. The black economy) – законная по сути, требующая регистрации экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, не учитываемая в их официальной отчётности, как правило, приводящая к снижению платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Из этого определения мы можем судить о том, что теневая экономика имеет не однозначный характер. И существует несколько разновидностей теневой экономики, сейчас я постараюсь коротко их описать.

 

  • Белый рынок (или так называемая официальная зона) формируется на основе учтённых операций в бюджетно-налоговой системе, отражаемых официальной статистической отчётностью, балансами предприятий, налоговыми декларациями. Это легальный рынок, его участники действуют в соответствии с законами и правилами и полностью прозрачны.
  • Розовый рынок (или VIP-зона) включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм и наделены статусом «наибольшего благоприятствования», который даёт им возможность получать всевозможные льготы, получать кредиты и работать с более ликвидными товарами. Такой рынок функционирует как на федеральном, так и на региональном уровнях и имеет сквозной характер.
  • Серый рынок или так называемая зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капитала за границу, челночный бизнес с неучтёнными операциями, городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство у предпринимателей денег на местные нужды, местными органами власти. Такой рынок функционирует на основе деятельности нескольких полутеневых предприятий, организаций и оказывающих им воздействие представителей федеральных и региональных органов власти.
  • Чёрный рынок (или криминальная зона), включает в себя сделки и операции в сфере неучтённого денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, незарегистрированных в налоговых или других государственных органов или производство неучтённых товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях, такие как взятки, контрабанды, рэкет, наркобизнес и т.п.  На таком рынке, авторитеты преступного мира сами определяют правила экономического поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Институцианальный подход к проблеме теневой экономики.

 

Институционалисты считают, что теневая экономика означает отказ индивидов от использования норм писаного права для организации повседневной деятельности и обращение к неписаному праву, т.е. нормам, зафиксированным не в законах, а в традициях и обычаях, а также к альтернативным механизмам разрешения конфликтов по поводу обмена и защиты прав собственности. Тем самым экономические агенты избегают попадания в тупиковую ситуацию, когда государство не может в ходе начальной спецификации прав собственности наделить ею потенциально наиболее эффективных собственников, а обмен правомочиями невозможен из-за запретительно высоких трансакционных издержек.

Известны многие примеры существования легальной и внелегальной систем прав собственности. В командной экономике, несмотря на закреплённый в законе общенародный характер собственности, основные правомочия реально находились в руках бюрократии, как партийной, так и административной. Соответственно, существовали и альтернативные механизмы разрешения конфликтов, принимавшие форму торгов и сделок, где в качестве предмета обмена выступали не только товары и услуги, но и «положение в обществе, власть и подчинение, законы и права их нарушать».

Как показал Э. де Сото, деятельность целых секторов экономики – розничной торговли, общественного транспорта, строительства и др. – регулируется на основе внелегальной системы прав собственности. Возьмём простой пример строительства многоэтажного жилого дома в столице Перу Лиме, которое начинается не с получения разрешения в мэрии, а с захвата участка под строительство по принципу приоритета первого. Впоследствии установленное подобным образом право собственности защищается социальными санкциями и обычным правом, а не легально фиксируемыми титулами права собственности.

Основной причиной внелегального осуществления экономической деятельности являются высокие трансакционные издержки, связанные с действием в рамках закона. Главным образом речь идёт о высоких издержках заключения контракта, издержках спецификации и защиты прав собственности и издержках защиты третьих лиц. Впрочем, Э. де Сото предлагает объединить эти издержки в один термин «цена подчинения закону». Цена подчинения включает в себя:

 

    • Издержки доступа к закону - Затраты на регистрацию юридического лица, на получение лицензии, открытие счёта в банке, получение юридического адреса и выполнение иных формальностей;
    • Издержки продолжения деятельности в рамках закона, связанные с необходимостью выплаты налогов, подчинением требованиям закона в области трудовых отношений, регулирующим длительность рабочего дня, минимальную заработную плату, социальные гарантии, выплатой судебных издержек при решении конфликтов в рамках легальной судебной системы.

 

Подчеркну ещё, что цена подчинения закону включает не только прямые денежные затраты, но и затраты времени на выполнение тех или иных процедур. Пример тому, процедура получения разрешения на строительство жилого дома в Лиме занимает в общей сложности 4 года 1 месяц, получение разрешения на организацию мелкооптового рынка – 17 лет, получение разрешения на открытие небольшого магазина – 43 дня.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что именно высокая цена подчинения закону объясняет низкий процент применения норм закона для обеспечения повседневного функционирования предприятия.Далее рассмотрим структуру внелегальной экономики.

Структура внелегальной экономики:

 

Существет несколько разновидностей внелегальной экономики. Кратко опишу их:

  • Неофициальная экономика – легальные виды экономической деятельности, в рамках которой имеет место нефиксируемое с целью минимизации издержек производства товаров и услуг. Ещё раз упомяну, что все укрываемые от государства виды деятельности не могут регулироваться нормами права и требуют применения отличных от легальных механизмов защиты прав собственности;
  • Фиктивная экономика – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег;
  • Криминальная экономика – экономическая деятельность, связанная с прямым нарушением закона ( в первую очередь – Уголовного и Гражданского кодексов) и посягательством на легальные права собственности.

Решения о выборе экономическим субъектом институциональной среды для своего бизнеса, легальной или внелегальной, зависит от сравнения трансакционных издержек, возникающих при совершении сделок в первом и во втором случае. Иначе говоря, норма легализма в очередной раз получает рациональное обоснование: индивид подчиняется закону не столько под воздействием абсолютного императива, сколько из-за ожидаемых выгод от соблюдения законов. Но при условии, если государство способно содействовать, через снижение трансакционных издержек в легальном секторе экономики, реализации интересов индивида, у последнего есть стимулы к добровольному подчинению закона.

 

 

Последствия существования теневой экономики.

 

К позитивным последствиям следует отнести:

Во-первых, стабилизирующая роль внелегальной экономики. Эта роль была особенно очевидной в условиях господства командной экономики. Значительные размеры внелегального сектора в развивающихся странах позволяют им легче переносить спады производства и кризисные ситуации на мировых рынках. В периоды кризиса внелегальный сектор способен сохранить занятость на прежнем уровне за счёт сокращения уровня оплаты труда, т.к. в основе функционирования внелегального предприятия лежит воспроизводство социальных связей (например, семейно-родственных и национальных). В логике такого воспроизводства допустить увольнение – означает разрушить социальные связи. Кроме того, внелегальный сектор позволяет реализовать предпринимательский потенциал, который как правило остаётся невостребованным потому как издержки доступа на легальный рынок очень высоки.

Впрочем, если рассматривать этот аспект несколько глубже, то можно выявить, что параллельное существование двух секторов экономики, легально и внелегально также оказывает и негативное влияние на социально-экономическое развитие. С точки зрения невыгодности технического перевооружения во внелегальном секторе тормозится технический прогресс и в целом снижается производительность труда. Также сокращается и объём инвестиций из-за ограниченности их источников и отсутствия гарантий для внешних по отношению к данным социальным структурам интересов. Вследствие этого, увеличивается налоговое бремя на экономических субъектов, всё ещё остающихся в легальном секторе: издержки предоставляемых государством услуг распределяются на меньшее число налогоплательщиков. Данная ситуация побуждает к переходу во внелегальный сектор и даже тех, кто до последнего колебался – цена подчинения закону становиться очень высока. Результатом становится коллапс легального сектора – в нём остаются лишь наиболее крупные предприятия, которые просто не могут полностью уйти в тень. Кроме того, существование внелегальной экономики делает неэффективными любые меры по проведению последовательной макроэкономической политики: она строится на основе заведомо неадекватных индикаторов и макроэкономических показателей. То, о чём я сейчас сказала, является очень важным в отношении кредитно-денежной политики, потому как внелегальный оборот наличности не контролируется Центральным банком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внелегальный рынок как институциональная система.

 

Пожалуй, наибольшая опасность, связанная с внелегальным сектором, заключается в формировании особых норм поведения и совершения сделок, существенным образом отличающихся от конституции рынка. Как мы уже знаем, в основе внелегальных норм лежат социальные механизмы, чьё действие ограничено территориально или определённым кругом лиц – отсутствие нормы легализма не позволяет распространить действие норм на всех экономических субъектов, вне зависимости от их социальной принадлежности. Хотя в силу неписаного и локального характера внелегальных норм практически невозможно сформулировать универсальные правила игры, по которым, как правило, заключаются все нелегальные сделки, основные элементы «конституции» внелегальной экономики определить всё же можно. В качестве примера рассмотрим Южную Италию, Сицилию, Калабрию и Кампанию. Этот регион с наиболее развитым внелегальным сектором достаточно хорошо изучен экономистами и социологами.

Ключевым фактором исторического развития юга Италии стало минимальное присутствие государства (сначала испанского, затем – итальянского) и его неспособность обеспечить защиту, как жизни, так и прав собственности местного населения. Государство просто забыло о существовании этих регионов в силу их удалённости и по причине проводимой им политики «разделяй и властвуй». Поэтому потребовались альтернативные государственному вмешательству механизмы спецификации прав собственности и обеспечения выполнения контрактов, особенно с отменой феодального права и формированием класса, так называемых, мелких собственников. Именно к моменту такого перехода относятся первые упоминания о мафии как альтернативном государству институте по спецификации и защите прав собственности. Термин мафия обычно используется в разных контекстах и для описания самых различных явлений. Мы же будем использовать этот термин для обозначения особых норм и образцов поведения, используемых для заключения сделок. «Мафия – это, скорее всего особый тип поведения и особый тип властных отношений, а не формальная организация». Другими словами, мафия рассматривается здесь в качестве института, некой совокупности правил игры, позволяющей индивидам координировать свою деятельность в экономической, политической и социальной сферах.

Информация о работе Внелегальная экономика