Внешнеторговая политика государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Государство как один из ведущих мегасубъектов обладает финансовыми, силовыми, информационными инструментами борьбы за рыночную власть на международном рынке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Сущность политики фритредерства и политики протекционизма……….
Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг….

Тесты………………………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 21.95 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  мировой экономике  на тему:

«Внешнеторговая политика государст» 
 

         Руководитель:

       к.э.н. Толстов Виктор Федорович

         Исполнитель:

        Курицына Ксения Александровна

                       Специальность        МО

                       Студент                     ФНО

                       № зачётной книжки 08ММД46689 
 
 

Омск  – 2012 

План  работы

                                                                              Стр.

      Введение…………………………………………………………………………..

  1. Сущность политики фритредерства и политики протекционизма……….
  2. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг….

    Тесты………………………………………………………………………………..

      Список использованной литературы…………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

       Государство как один из ведущих  мегасубъектов обладает финансовыми, силовыми, информационными инструментами борьбы за рыночную власть на международном рынке. Ранее государство играло определяющую роль в реализации внешнеторговой политики, и именно оно обеспечивало разрешение противоречий между интересами импортеров и экспортеров. К началу XXI века ведущее положение государства было утрачено. По мере роста экономической мощи транснациональных корпораций и банков возрастают их возможности оказывать влияние на государственные структуры и реализовывать свои интересы, без учета позиции государства. 

1.Сущность  политики фритредерства и политики  протекционизма

     В условиях развития международных экономических  отношений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. По-прежнему внешняя  торговля остается определяющей формой международных связей, и от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит  его место в современной мировой  экономике.

       Основными направлениями внешнеторговой  политики в начале XXI века остаются протекционизм и фритредерство, которые сталкивались в течение последних двух веков как противоположные подходы к внешнеэкономической политике.

     Фритредерство предполагает невмешательство государства  в международную торговлю. В начале XXI века фритредерство выступает в форме либерализации торговли, обосновывающей необходимость устранения барьеров на пути перемещения между странами товаров, капиталов и рабочей силы. Либерализация торговли отвечает интересам промышленно развитых государств, которые обладают конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как основной источник развития и роста.

     Протекционизм – это политика защиты национального  производителя и потребителя. Такие  меры необходимы для поддержки вновь  созданных, молодых отраслей и производств, защиты их от конкуренции иностранных  фирм на национальном рынке. Потребителя  защищают в основном от некачественной продукции.

        Протекционизм реализуется как  политика импортозамещающего индустриального  развития главным образом государствами,  стремящимися преодолеть экономическое  отставание. В рамках этой политики  проводятся протекционистские защитные  меры в отношении импорта и  поощрительные в отношении экспорта.

     Сторонники  протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они выдвигают аргументы, доказывающие, что свобода торговли осуществляется в интересах индустриально  развитых стран, ведет к их доминированию  и затрудняет создание национальной промышленности в экономически отсталых государствах.

     На  макроуровне выдвигается следующее обоснование необходимости протекционистской политики: в развивающейся национальной экономике необходима защита только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

     Кроме того, протекционистские меры имеют  ярко выраженный социально-экономический  характер и на микроуровне: в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.

     К началу XXI века сформировались следующие виды протекционизма:

  1. отраслевой протекционизм, направленный на защиту возникающих и формирующихся отраслей промышленности и аграрного сектора;
  2. скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы внутренней экономической политики;
  3. селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является эмбарго – запрет поставки;
  4. интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционные объединения, в отношении всех остальных мегасубъектов.

     В государствах, проводящих рациональную внешнеэкономическую политику, как  либерализация торговли, так и протекционизм носят избирательный характер. Преобладание одного из подходов определяется этапом развития национальной экономики.

 

    1. Тарифные  и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг.

     Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные и нетарифные барьеры.

       Разнообразные меры внешнеторгового  регулирования в литературе принято  делить на две группы. В первую  группу входят меры воздействия  непосредственно на цену пересекающего  границу товара, а через неё  на объемы импорта и экспорта, или тарифные методы регулирования.  К ним можно отнести таможенные  пошлины и акцизы. Они эффективны  при достаточно стабильных валютных  курсах, внутренних ценах и платежном  балансе страны.

       Когда эти условия отсутствуют,  широко используются также меры  второй группы – административные  методы регулирования. Они направлены  на количественное ограничение  экспортно-импортных сделок и в конечном счете также на цену перемещаемых товаров. К ним относятся количественные квоты, лицензирование ввоза и вывоза товаров, регистрация экспортеров, валютное регулирование, субсидии, льготы и многие другие меры.

       В мировой практике у этих  двух групп сложились и более  краткие названия – соответственно  тарифные и нетарифные ограничения.

       

    1. Тесты
  1. Свободная торговля как вид внешнеторговой политики (выберите верный ответ):

    а) поддерживает субъектов национальной экономики;

    б) используется для сохранения экономической безопасности в период международной напряженности;

    в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке;

    г) защищает новые отрасли, возникшие как результат НТП. 

  1. Отметьте  нетарифные методы регулирования внешней торговли:

    а) квотирование;

    б) лицензирование;

    в) таможенные пошлины;

    г) добровольные ограничения экспорта;

    д) санитарно-технические ограничения. 

  1. Инструменты протекционистской политики используются государством для достижения таких  целей, как (укажите верный ответ):

    а) защита новых («молодых») отраслей от воздействия  конкуренции зарубежных предпринимателей;

    б) рост занятости  населения внутри страны;

    в) предотвращение демпинга;

    г) обеспечение  национальной экономической безопасности;

    д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма;

    е) верны только ответы а) и в).  
     

 


Информация о работе Внешнеторговая политика государств