Внешнеторговая политика государств: свободная торговля и протекционизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 23:22, контрольная работа

Краткое описание

Без сомнения, на современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов и всего мирового сообщества. Так как на протяжении послевоенного периода стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались и их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового производства, теперь внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста. Но с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного обмена.

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика Microsoft Word (3).docx

— 30.14 Кб (Скачать файл)

                                                      Введение  
  
     Важнейшей чертой функционирования мировой  экономики во второй половине 20 века служит развитие мирохозяйственных  связей. Отмечается устойчивое нарастание масштабов контактов между отдельными государствами, их группами, национальными  и международными организациями. 
     Без сомнения, на современном этапе  международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов и всего мирового сообщества. Так как на протяжении послевоенного  периода стоимостные объемы мировой  торговли быстро увеличивались и  их среднегодовые темпы роста  в 1,5 раза превышали темпы роста  мирового производства, теперь внешняя  торговля стала мощным фактором экономического роста. Но с другой стороны, произошло  заметное повышение зависимости  стран от международного обмена. 
     В условиях современной мировой  торговли каждая страна встает перед  выбором – насколько открытой будет ее экономика. Известно, что  и политика свободной торговли, и  протекционизм обладают как преимуществами, так и недостатками.

     Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм. 
     Внешнеторговая  политика является составной частью внешнеэкономической политики государства и направлена на регулирование его внешней торговли. Исторически известны два основных направления внешнеторговой политики: протекционизм и фритредерство (политика свободной торговли).  
     Протекционизм направлен на защиту собственной  промышленности или сельского хозяйства  от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются тарифные методы - таможенные тарифы, импортные и экспортные пошлины, и нетарифные методы – экспортные и импортные квоты, экспортные субсидии, демпинговые цены, добровольные экспортные ограничения, торговое эмбарго. Все эти меры призваны не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность. В противоположность этому фритредерство предполагает отмену ограничений на пути иностранных товаров. Для политики свободной торговли должны быть характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и минимальное вмешательство государства во внешнюю торговлю. 
     Но хотя идеологи фритредерства и провозглашали  принцип невмешательства государства  в частнокапиталистическую деятельность, в условиях проведения политики фритредерства  государство активно использовалось в борьбе за рынки, в частности  за внешние рынки. Исторически лозунг свободной торговли был выдвинут английской буржуазией в эпоху промышленного  превосходства Великобритании в  середине XIX в. Обоснование перехода к свободной торговле дала теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Другие страны, в частности Франция, сделали некоторые шаги по ослаблению внешнеторговых ограничений. Однако фритредерство никогда не носило всеобщего характера. Когда Великобритания провозгласила принципы свободной торговли, Германия и США путем проведения протекционистской политики стремились создать лучшие условия для развития у себя промышленного капитализма. В эпоху возникновения монополий в конце XIX в. во всех развитых странах усилились протекционистские тенденции, так как протекционизм во внешнеэкономической области создавал благоприятные предпосылки для монополизации крупными национальными компаниями внутреннего рынка. Обострение противоречий между крупными державами в эпоху мировых войн и мировых кризисов еще более усиливает протекционизм. Наиболее крайних форм он достиг во внешнеэкономической деятельности промышленно-развитых стран во время великого кризиса 1929- 1933 гг. и второй мировой войны 1939 - 1945 гг. В послевоенный период, когда под воздействием научно-технической революции усилился процесс углубления международного разделения труда, а темпы роста международной торговли превысили темпы роста производства, во внешней политике наметились новые тенденции. Сфера интересов крупнейших компаний промышленно развитых стран расширилась, их деятельность выходит за рамки национальных государств. Различного рода протекционистские барьеры стали мешать их экспансии на внешних рынках. В этих условиях для внешней политики стал характерен отказ от мер крайнего протекционизма в области импорта. Начался процесс либерализации внешней торговли в промышленно развитых странах. Между тем развивающиеся страны в интересах защиты нарождающейся промышленности придерживаются принципов протекционизма. 
Как видим  на протяжении всего исторического  развития внешнеторговой политики государств, всегда стоял вопрос: что же выбрать  для обеспечения экономического развития страны – свободу торговли или протекционизм? Рассмотрим положительные  и отрицательные стороны протекционизма и свободной торговли.

Свободная торговля 
Свободная торговля (free trade) – политика невмешательства государства в международную торговлю. 
В этом случае международная торговля осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением  труда и современным вариантом  теории сравнительных преимуществ. Считается, сто такая политика ведет  к наиболее эффективному распределению  ресурсов и к максимилизации мирового дохода. Теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, но при этом политика невмешательства государства  в международную торговлю практикуется очень осторожно. 
Положительные воздействия свободной торговли состоят в следующем:

стимулирует процессы конкуренции как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом; 
позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ; 
создает возможности для использования международной специализации, которая является основой роста прибылей и производителей, и потребителей; 
содействует расширению границ рынка: создает основы для массового производства и получения положительного эффекта от него.

Страны, у которых наблюдается серьезный  разрыв в уровнях технологических  укладов, не могут стать полноценными, равноправными партнерами. Свобода  торговли будет проявляться для  стран с более низким технико-технологическим  укладом как закон товарообмена, в соответствии с которым развитая страна всегда получает несравнимо более  значимую выгоду от обмена, чем бедная. 
Развитые  страны Запада, имеющие прочные позиции  на мировых рынках, заинтересованы в том, чтобы внешнеторговая политика России проводилась в духе фритредерства, поскольку это создает для  них безусловные односторонние  преимущества.  
К основным методам свободной торговли относят: демпинг и нетарифные методы регулирования (лицензирование и стандартизирование). 
Демпинг – метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, заключающийся  в продвижении товара на внешний  рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. 
     Демпинг может быть как следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидии, так и может стать результатом  монополистической дискриминации  в ценах.  
Лицензирование – регулирование  внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах  за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным  инструментом государственного регулирования.

Протекционизм 
Протекционизм – это теория и практика регулирования  внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов  национальной экономики от иностранной  конкуренции. 
Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового  баланса, т. е. превышение экспорта над  импортом, что и служит основой  для сохранения протекционистских  тенденций. 
В развивающейся  национальной экономике протекционистские  меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под  влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. 
Основными аргументами, выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие: 

протекционизму присуща  определенная нелогичность: ставя целью  достижение положительного сальдо торгового  баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных  партнеров, в результате чего сворачиваются  объемы экспортных операций, и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового  баланса. 
в условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии. 
протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что если для одних отраслей технологической цепочки введена протекционистская защита, то ее потребуют также и технологически связанные с ними отрасли (неопротекционизм). 
протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит за товар, как за импортный, так и за отечественный. 
в условиях протекционизма национальная экономика не может оптимально использовать преимущества международной специализации, т. к. более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.

Определяемые  спецификой применения выделяются следующие  виды протекционизма: 

селективный протекционизм  – направлен против отдельных  стран или товаров (разновидность  «эмбарго» - запрет на поставки); 
отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство; 
интеграционный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих; 
скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Основными наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные и нетарифные барьеры. 
Тарифы  на импорт, или импортная пошлина, - это мера протекционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой  цены, и к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. В результате получается величина, равная мировой  цене, умноженной на ставку тарифа. 
Механизм  тарифов на экспорт является зеркальным отражением тарифов на импорт. В  этом случае отечественная цена оказывается  ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное  производство сокращается. 
Таможенная  пошлина – это налог, которым  облагают импорт и экспорт товаров  и услуг, начисляемых либо с количества, либо со стоимости. В соответствии со спецификой начисления различают следующие  пошлины: 

Специфические таможенные пошлины (налог начисляется на единицу  обложения); 
Адвалорные таможенные пошлины (налог начисляется в процентах к таможенной стоимости объекта обложения); 
Комбинированные таможенные пошлины (размер налога устанавливается при сочетании методов обложения).

     В практике мировой торговли и международных  отношений выделяются особые конъюнктурные  таможенные пошлины, такие как: 
1.антидемпинговые  таможенные пошлины – ими облагаются  товары, ввозимые по демпинговым  ценам; 
2.компенсационные  таможенные пошлины – это пошлины,  которые нейтрализуют иностранные  экспортные субсидии, предоставляемые  экспортирующими странами отечественным  производителям; 
3.сезонные  таможенные пошлины – пошлины,  налагаемые на продукцию сезонного  характера. 
По характеру  оформления различают: 

автономная таможенная пошлина  – вводится по решению органов  государственной власти; 
конвенционная таможенная пошлина – вводится по двустороннему или многостороннему соглашению; 
преференциальная таможенная пошлина – отличаются от предыдущих количественными и качественными характеристиками, имеют более низкие ставки в рамках единой тарифной системы.

     Основными видами нетарифных торговых ограничений  являются:  

антидемпинговая пошлина; 
экспортно-импортные квоты, т. е. ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны; 
добровольные экспортные ограничения, т. е. страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну.

     К нетарифным торговым ограничениям относятся также  разновидности скрытого протекционизма, в условиях которых контролируется дотаможенное движение товаров. К ним  относятся санитарно-технические  и валютные ограничения импорта  товаров.

 

 

 

 

 

 

Заключение

С протекционистскими требованиями к  правительству и к законодательным  властям регулярно обращаются то руководители российских коммерческих банков, то лидеры аграрной партии, то директора автомобильных заводов, то представители текстильной промышленности.

Таким образом, внешняя торговля России не может быть полностью свободной. В той или иной отрасли и  по отношению к какому-либо товару будут иметь место меры, защищающие отечественного производителя. Неконкурентоспособность  продукции многих российских предприятий  вновь и вновь сегодня порождает  искушение закрыть внутренний рынок  от зарубежных товаров и облегчить  тем самым проблемы сбыта отечественным  производителям.

 

2. Контрольные тестовые  задания

1. Укажите черты,  согласно которым развивающиеся  страны относятся к периферии  мирового хозяйства: 
а) сырьевая специализация; 
б) низкий уровень  развития производительных сил; 
в) интенсивный  тип экономики; 
г) многоукладный  характер экономики с преобладанием  нерыночных отношений; 
д) гибкая адаптация  к мирохозяйственной конъюнктуре. 
Ответ: а), б), г). 
Периферия — прежде всего развивающиеся страны. Так как рыночные отношения в этих странах функционируют слабо, рынок не стимулирует развитие производства, на мировой рынок они поставляют в основном сырье. 
2. Основной причиной оттока рабочей силы из России является: 
а) зарубежная деятельность ТНК; 
б) низкий уровень  реальной заработной платы в стране; 
в) безработица; 
г) религиозный  фактор. 
Ответ: б). 
Важнейшей причиной оттока рабочей силы из России является низкий уровень заработной платы. Специалисты разных профессий  уезжают в другие  страны для  устройства на новую работу, чтобы, в конечном счете, улучшить свое материальное благосостояние, что в России сделать  непросто. 
 Задача

 

4. Два одинаковых по своим качествам товара – российский и американский – стоят, соответственно, 300 тыс. рублей и 20 тыс. долларов. Номинальный обменный курс валюты США составляет 24 руб. / 1 доллар. Каков при этом реальный обменный курс?

 

Решение:

 

Валютный (обменный) курс –  это цена денежной единицы одной  страны, выраженная в единицах других стран. Различают номинальный и  реальный валютные курсы. Номинальный  валютный курс представляет собой относительную  цену валют. Реальный валютный курс –  относительная цена товаров, произведенных  в двух странах. Он показывает соотношение, в котором товары одной страны могут обмениваться на товары другой страны.

Информация о работе Внешнеторговая политика государств: свободная торговля и протекционизм