Внешнеторговая политика государств. Свобода торговли и протекционизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 08:06, реферат

Краткое описание

Внешнеэкономическая деятельность является одним из главных направлений развития многих современных государств, источником товаров, производство которых невозможно внутри страны, также доходов от экспортно-импортных операций. Для многих стран, где по определённым причинам отсутствуют производственные процессы, ВЭД - единственный способ обеспечения себя необходимыми товарами,
Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность, связанная с товарообменом между партнерами, находящимися в разных странах.
Рассмотрим объективные причины, которые заставляют государства заниматься внешнеэкономической деятельностью

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Понятие внешнеторговой политики…………………………………...4
Цели и основные направления внешнеторговой политики…...6
Таможенные тарифы и нетарифные барьеры…………………..8
Свобода торговли……………………………………………………...12
Протекционизм ………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………….....16
Библиографический список ……………………………………..……17

Вложенные файлы: 1 файл

мировая .docx

— 35.21 Кб (Скачать файл)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ТЕМА: ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ.

СВОБОДА ТОРГОВЛИ И ПРОТЕКЦИОНИЗМ

 

 

 

  

 

 

ВЫПОЛНИЛА: СЕМЫКИНА Е.О.

ГР. 7202

КУРС: 2

ПРОВЕРИЛА: ТИМОФЕЕВА Г.Р.

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК 2013

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Понятие внешнеторговой политики…………………………………...4
    1. Цели и основные направления внешнеторговой политики…...6
    2. Таможенные тарифы и нетарифные барьеры…………………..8
  3. Свобода торговли……………………………………………………...12
  4. Протекционизм ………………………………………………………..13
  5. Заключение………………………………………………………….....16
  6. Библиографический список ……………………………………..……17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внешнеэкономическая деятельность является одним из главных направлений  развития многих современных государств, источником товаров, производство которых  невозможно внутри страны, также доходов  от экспортно-импортных операций. Для  многих стран, где по определённым причинам отсутствуют производственные процессы, ВЭД - единственный способ обеспечения  себя необходимыми товарами,  
Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность, связанная с товарообменом между партнерами, находящимися в разных странах.  
Рассмотрим объективные причины, которые заставляют государства заниматься внешнеэкономической деятельностью. Это - неравномерность распределения сырья по поверхности земли (у одних стран есть полезные ископаемые, а у других нет); различные климатические условия, что сказывается на способе возделывания земли, урожайности сельского хозяйства; различие в экономике и экономической структуре государств (есть развитые промышленные страны, а есть менее развитые - аграрные); неодинаковый уровень развития техники и технологии в отдельных отраслях (например, немецкие автомобили, японская электроника, французские вина, российское вооружение, американские самолеты и т.п., почти в каждом государстве есть товары, которые они делают лучше других). Государству выгоднее специализироваться на производстве тех товаров, издержки при производстве которых - минимальны, и завозить те товары, издержки, по производству которых выше, чем при их ввозе. 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие внешнеторговой политики

Внешнеторговая  политика - это комплекс мер позволяющих  осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных  рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую  политику

Внешнеторговая  политика - это целенаправленные действия государства и его органов  по определению режима регулирования  внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

Внешнеторговая  политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической  политики, связанное с государственным  регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения  на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.

Поскольку хозяйство  всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство  в законодательном порядке устанавливает  определенные правила внешней торговли.

Внешнеторговая  политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели  и основные направления внешнеторговой политики

 Внешнеторговая политика  государства– это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику.

 Внешнеторговая политика  государства – это целенаправленные  действия государства и его  органов по определению режима  регулирования внешнеэкономической  деятельности и оптимизации участия  страны в международном разделении труда.

 Внешнеторговая политика  государства – деятельность государственных  органов по созданию оптимального  соотношения экспорта и импорта  страны, обеспечивающего устойчивое  экономическое развитие национальной  экономики и реализации страной максимальной выгоды.

Основные цели внешнеторговой политики:

- изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;

-изменение объема экспорта и импорта;

-изменение структуры внешней торговли;

-обеспечение страны необходимыми ресурсами;

-изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Некоторые цели имеют долговременный характер, например изменение степени  и способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта.

 Существуют два основных  направления внешнеторговой политики:

- политика свободной торговли (либерализм или фритредерство);

- протекционизм.

 Для различных стадий  исторического развития общества  характерны различные направления  внешнеторговой политики.

 В период первоначального  накопления капитала типичной  системой внешнеторговой политики  был протекционизм. Высокими ввозными  пошлинами на промышленные товары  отечественная промышленность ограждалась  от иностранной конкуренции. В  этот период протекционизм играл  прогрессивную роль, содействуя  быстрому росту промышленности  и развитию экономики в целом.

 В современной политике  регулирования внешнеторгового  обмена проявляется объективная  потребность в облегчении международного  общения. В области МЭО это  выражается в ослаблении ограничений  внешнеторгового обмена, стремлении  к устранению препятствий на  его пути. Такому курсу соответствует  политика либерализации торговли, под которой понимается весь  комплекс государственных мероприятий  по регулированию внутренней  экономики и внешних связей  для содействия внешнеторговому  обороту и снижению таможенных  и иных барьеров.

 Элементы либерализации  внешней торговли существовали  и до войны в виде политики  свободной торговли. Однако современная  либерализация обладает рядом  существенных отличий:

- расширена сфера регулирующих мероприятий, которые вышли за пределы тарифной политики и охватывают все отрасли хозяйственной жизни;

- возросла роль согласованных международных действий, координированный усилий различных стран по многосторонней либерализации внешнеторгового обмена;

- удалось добиться долговременного снижения общего "уровня помех" развитию внешней торговли.

 

 

 

 

 

Таможенные тарифы и нетарифные барьеры

 Классическим и основным  инструментом внешнеторговой политики  являются таможенные тарифы.

 Таможенные тарифы - это  систематизированный перечень ставок  таможенных пошлин. Под таможенной  пошлиной понимают налог на  импорт или экспорт товаров  в момент пересечения ими таможенной  границы государства. Обычно таможенные  тарифы устанавливаются на национальном  уровне, но существуют и единые  тарифы нескольких стран в  рамках таможенных союзов. Размер  ставок таможенных тарифов повышается  вместе со степенью переработки  товара.

Таможенные тарифы различают  по следующим основаниям:

 а) по механизму  установления и взимания:

    • адвалерную пошлину, которую вводят в виде процента к таможенной стоимости товаров, что увеличивает их цену на ее ставку;
    • специфическую пошлину, учреждаемую в форме фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и др.) товаров, вследствие чего их цена возрастает пропорционально этим единицам и фиксированной ставке обложения;
    • комбинированную пошлину, которая синтезирует два предыдущих ее вида;

 б) по направленности  облагаемого внешнеторгового оборота:

    • экспортные пошлины, сдерживающие вывоз, когда мировые цены выше, чем внутринациональные, и когда экспортеры вывозят слишком много ресурсов или товаров в погоне за прибылью либо для вывоза капитала (части выручки от экспорта), что характерно для неразвитых стран;
    • импортные пошлины, применяемые гораздо чаще и всеми странами прежде всего для защиты отечественного рынка от внешних поставщиков;

 в) по целям таможенного  обложения:

    • фискальные пошлины, устанавливаемые для пополнения госбюджета, как правило, по невысоким ставкам на ресурсы и продукты, относящиеся к критическому импорту (не выпускающиеся страны);
    • защитные пошлины на продукцию национальных производителей, оберегающие их от зарубежных конкурентов, вследствие чего по этой продукции ставки обложения дифференцируют в зависимости от степени отставания в конкурентоспособности ее отечественных поставщиков по сравнению с иностранными, иногда достигая степени запретных пошлин (разновидности защитных);
    • компенсационные (антидемпинговые) пошлины, вводимые одной стороной в ответ на установление другой стороной торговых барьеров либо на поддержку экспорта последней.

 Нетарифные барьеры  - система административных и  экономических мер, применяемых  государством в целях регулирования  ввоза и вывоза товаров, в  том числе: количественные ограничения  ввоза, лицензирование, квотирование, установление минимальных цен,  импортные сборы, таможенные формальности  и др.

 Нетарифные барьеры  подразделяются на 3 группы:

Меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью  защиты определенных отраслей национального  производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные  депозиты, а также антидемпинговые  и компенсационные пошлины и  др.;

 Меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;

Прочие меры, непосредственно  не направленные на ограничение внешней  торговли, но действие которых зачастую приводит именно к этому результату.

 Существует также распространенная  классификация нетарифных барьеров  по механизмам действия, по которой они подразделяются на 7 категорий:

Паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры принимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие.

 Меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины).

 Финансовые меры, предусматривающие  особые правила совершения валютных  операций для регулирования внешней  торговли.

 Количественное регулирование,  т.е. установление количественных  ограничений на ввоз и вывоз  товаров.

 Автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами  и направлениями товаропотоков.

Государственная монополия  внешней торговли в целом или  отдельными товарами.

 Технические барьеры,  т.е. контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в т.ч. качества и безопасности.

Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном  или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в  определенный период. В случае установления квоты раной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Квота  может быть установлена на уровне выше, чем возможен импорт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара.

Информация о работе Внешнеторговая политика государств. Свобода торговли и протекционизм