Внешнеэкономические отношения России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение экономических отношений США и России.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач, в том числе:
рассмотреть понятие «международные экономические отношения»;
выявить тенденции развития МЭО и их основные факторы;
выявить основных нормативно-правовых актов, регулирующих российско-американское сотрудничество;
проанализировать динамику российско-американских отношений, их значимость и перспективы для экономики страны.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты международных экономических отношений
1.1 Особенности экономичекого развития США
1.2 Экономика РФ
1.3 Развитие международного сотрудничества
2. Экономические отношения России и США на современном этапе
2.1 Торговые отношения США и России
2.2 Инвестиционное сотрудничество США и России
2.3 Миграционные процессы между США и Россией
3. Перспективы развития экономических отношений между Россией и США
3.1 Проблемы в сфере экономических отношений между США и России
3.2 Перспективы развития экономических отношений между США и Россией
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение

1. Теоретические аспекты  международных экономических отношений

1.1 Особенности экономичекого развития США

1.2 Экономика РФ  

1.3 Развитие международного сотрудничества  

2. Экономические отношения  России и США на современном этапе

2.1 Торговые отношения США и России

2.2 Инвестиционное сотрудничество США и России

2.3 Миграционные процессы между США и Россией

3. Перспективы развития  экономических отношений между  Россией и США

3.1 Проблемы в сфере  экономических отношений между  США и России

3.2 Перспективы развития экономических отношений между США и Россией

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Глобализация, регионализация, международная интеграция, − вот основные тенденции развития сегодняшней действительности. Все страны мира в большей или меньшей степени прибегают к международному сотрудничеству, создавая между собой прочные торговые, политические, культурные связи. Деятельность мощных ТНК, интеграционных объединений, международных организаций приводит к размыванию экономические границ и формированию единого мирового рынка. Россия, теснейшим образом связанная с остальным миром, в полной мере испытывает влияние происходящих в мире глобализационных процессов и активно функционирует на этом рынке.

Данная курсовая работа посвящена экономическим  отношениям России и США. Актуальность изучения российско-американских отношений  в первую очередь в том, что  эти отношения оказывают большое  воздействие на происходящие в России экономические и политические процессы. Сегодня Америка является одним из основных торговых партнёров РФ, но совершенно очевидно, что объемы и качество торговых отношений между Россией и США не отвечают масштабам экономик этих стран и тому потенциалу, который у них существует. При этом Россия рассматривает Соединенные Штаты Америки в качестве особого партнера в сфере внешнеэкономических отношений. Это определяется лидирующей ролью Соединенных Штатов в мировой экономике и торговле, масштабами ее научно-технического, управленческого и финансового потенциала.

Цель работы – изучение экономических отношений  США и России.

Реализация  поставленной цели предполагает решение  ряда задач, в том числе:

рассмотреть понятие  «международные экономические отношения»;

выявить тенденции  развития МЭО и их основные факторы;

выявить основных нормативно-правовых актов, регулирующих российско-американское сотрудничество;

проанализировать  динамику российско-американских отношений, их значимость и перспективы для  экономики страны. 

Объектом работы являются экономики США и России, а предметом − русско-американские экономические отношения.

В введении поставлены цели и задачи работы, обоснована её актуальность, указаны предмет и  объект исследования.

Глава первая называется «Теоретические аспекты международных  экономических отношений», где рассматриваются основные понятия, сущность и тенденции международных экономических отношений.

Глава вторая называется «Экономические отношения России и  США». Здесь рассматривается правовая база отношений; торговое и инвестиционное сотрудничество, а так же коротко освещается миграционное сотрудничество между США и Россией.

Глава третья называется «Перспективы развития экономических  отношений между Россией и  США», где обозначены основные проблемы в сфере экономического сотрудничества между этими странами и предложены способы их решения.

 

 

1. Теоретические аспекты  международных экономических отношений

 

1.1 Особенности экономичекого развития США.

Успехи  американской экономики достигнуты во многом  благодаря ряду благоприятных факторов, способствовавших быстрому социально-экономическому развитию страны. Выделим главные из них.

США достался громадный, почти незаселенный континент, обладающий богатейшими природными ресурсами, в первую очередь, разнообразными полезными ископаемыми, удобно расположенными по отношению к быстро развивающимся центрам промышленности. Климат основных сельскохозяйственных районов страны с их плодородными почвами благоприятствует ведению высокопродуктивного сельского хозяйства.

В США  не было докапиталистических отношений (за исключением рабства на юге страны), пережитки которых мешали бы становлению капитализма, как это было в странах Европы. В этих условиях свободные земли, изобилие дешевых энергоресурсов и сырья способствовали созданию в США мощного экономического потенциала. Быстро развивающаяся экономика, требовавшая все большего количества рабочих рук, и относительно высокий уровень зарплаты привлекли в США миллионы переселенцев из других стран. В США перебирались люди, недовольные своим положением на родине, преимущественно активные, готовые на упорный труд и отчаянную борьбу за место под солнцем.

Быстро  увеличивающаяся численность населения  страны и относительно высокий уровень  доходов способствовали ориентации американской экономики на потребителя, на производство потребительских товаров и развитие сферы услуг. Удовлетворение личных потребностей растущего населения становилось важнейшим источником прибылей. Расширяющийся потребительский рынок стимулировал развитие массового производства, которое,  в свою очередь, явилось фактором дальнейшего расширения массового рынка. Развитие экономики США не тормозилось войнами, военными разрушениями и людскими потерями. Последнее вторжение иностранных войск на американскую территорию было в 1812 г., а военные действия на собственно американской территории велись в последний раз в 1861–1865 гг. во время гражданской войны между Севером и Югом, против рабства в южных штатах. С тех пор США сами вели колониальные войны, участвовали в двух мировых войнах. Но все это происходило далеко от берегов Америки и не влекло за собой сколько-нибудь существенных для США людских и материальных потерь. Напротив, мировые войны, тормозившие развитие других участвовавших в них стран и наносящие ущерб их хозяйствам, способствовали заметным рывкам вперед в экономическом развитии США. Ускоренному экономическому развитию США способствовали конкуренция и свобода экономической деятельности. Характерно, что, во-первых, создание новых предприятий в стране происходило чрезвычайно легко, с минимальными бюрократическими формальностями, а во-вторых, дало толчок развитию конкуренции. В свою очередь, конкуренция, ожесточенная борьба за доллар потребителя заставляли постоянно совершенствовать производство, сокращать его издержки, повышать качество, обновлять и увеличивать ассортимент выпускаемой продукции. Конкуренция не давала производству застаиваться, постоянно подталкивала технический прогресс. Однако было бы совершенно неправильно думать, что в США господствует неограниченная рыночная стихия и вмешательство государства в экономику сводится лишь к недопущению монополизации. Антимонополистические мероприятия – только один из многих методов государственного воздействия на экономику.

Государство играло и играет важную роль в экономической  жизни США. Функции его постоянно расширяются. Используется большой набор методов и инструментов регулирования американской экономики. Это бюджетные, кредитно-денежные, законодательные, административные меры, они позволяют воздействовать на темпы экономического развития, уровень занятости и безработицы, темпы роста цен. Государство осуществляет законодательное регламентирование, законодательно  устанавливает различные стандарты и нормативы, в частности,  продолжительность рабочего дня, размер минимальной заработной платы, требования к технике безопасности. Большое внимание уделяется осуществлению налогового и кредитного стимулирования научно-технического прогресса.

Государство  регламентирует деятельность отдельных отраслей, например, военной, атомной промышленности и др.

Применяемые на разных этапах развития экономики США экономические модели помогали успешно справляться с экономическими проблемами, преодолевать социально-экономические  кризисы. Структурная перестройка экономики предполагала приоритетное развитие национальной промышленности. В этот период действовали запреты на закупку иностранных товаров по госзаказу. Введенные в стране квоты и высокие таможенные пошлины на импортные товары были призваны защитить собственных товаропроизводителей.

В США  была создана Государственная корпорация по управлению всеми монополиями в сфере услуг, благодаря этому монополисты уже не могли безраздельно диктовать обществу свои условия.

Проводимая  в стране региональная политика помогла  стабилизировать экономическую  ситуацию в депрессивных районах. Были разработаны специальные программы развития для этих районов, которые имели федеральное финансирование и управление.

Политика  «Нового курса» проводилась Рузвельтом в условиях объединения нации, ее поддержал  Конгресс, принявший все законы, а также  население. Рузвельт лично выступал по радио, разъясняя американцам суть проводимой экономической политики. В результате она была успешно реализована. Кроме того, удачно были использованы передовые экономические теории того времени, например,  «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса, ставшая основным руководством к осуществлению политики управления совокупным спросом. В результате страна была выведена из Великой Депрессии и ко времени начала второй мировой войны экономика США приобрела устойчивость и стабильность развития.

После окончания второй мировой войны  США, обладая значительными финансовыми  активами в виде золота европейских  стран, переведенного в предвоенное  и военное время через океан  в федеральное хранилище в  Фортс-Нокс, позволили  США в принятой в послевоенное время Бреттон-Вудской системе занять господствующие позиции. Американский доллар наряду с золотом стал рассматриваться в качестве всемирного платежного и резервного средства. США оказали значительную финансовую помощь европейским государствам по восстановлению разрушенного войной хозяйства в рамках плана Маршалла. Всестороннюю экономическую поддержку получила и Япония, которая стала рассматриваться в США как стратегический партнер на Востоке в холодной войне с социалистическими странами Азии. В результате хлынувшие в Западную Европу и Японию американские инвестиции сформировали так называемую «вторую экономику» США. Быстрое восстановление хозяйства стран Западной Европы и Японии коренным образом изменило ситуацию на мировом рынке. Японские и западноевропейские товаропроизводители стали успешно конкурировать с американскими, что привело к снижению курса доллара по отношению к валютам европейских стран и Японии, а это означало обмен меньшего, чем раньше количества европейских валют или японских йен на доллары. В результате произошло увеличение количества долларов на руках у иностранных резидентов и одновременно  снижение накопленного США золотого запаса. В послевоенном развитии США применялась кейнсианская политика управления совокупным спросом, которая предполагала обеспечение полной занятости и высоких темпов экономического роста.

 

1.2 Экономика РФ

 

Экономика России — десятая (по данным Центрального разведывательного управления США) или одиннадцатая (по данным Международного валютного фонда) по номинальному объёму ВВП национальная экономика мира по состоянию на 2007 год, но по прогнозам уже в 2008 году станет 8-й по данному показателю. Вклад России в мировой ВВП составил в 2007 году 3,18 %.

ВВП страны за 2007 год составил 32 987,4, а рост его за 2007 год оценён ФСГС в 8,1 %. То есть номинальная величина ВВП страны в 2007 году в долларах по среднему номинальному курсу составила 1290,129 млрд долл.

Основой российской экономки является сформированный во времена СССР первоначальный капитал, который был приобретён частными собственниками уже в период постсоветской России через механизм приватизации.

Российская экономика  уникальный формирующийся рынок, в  том смысле, что по своей сути является усеченным вариантом экономики  сверхдержавы — СССР с одной стороны, а с другой является наследницей неэффективной плановой экономики с дополнительными аномалиями, приобретенными в 90-е годы. А если взглянуть под другим углом, то с одной стороны экономика основана на экспорте ресурсов и товаров низкого передела, а с другой Россия имет богатый опыт в технологически сложных отраслях: аэрокосмическая, атомная энергетика, ВПК. Поэтому интеграция своеобразной формирующейся рыночной российской экономики, на ровне с экономиками Бразилии, Китая и Индии (BRIC), в мировой рынок в ближайшие десятилетия является важнейшим вопросом будущего характера мирового развития.

Общая характеристика экономики

После периода  экономического упадка 1990-х годов, принимая во внимание темпы и характер роста  в начале XXI века, Россию можно отнести к группе «стран с развивающейся экономикой».

В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким  уровнем развития.

Структура экономики

В структуре  экономики России преобладает сектор услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги) — более 56,7 % структуры добавленной стоимости в 2007 году (в ВВП — 48,6 %). Кроме того, есть ещё обрабатывающая промышленность (пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи, производство обуви, обработка древесины, производство из дерева, целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность, полиграфическая деятельность, производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, производство электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, прочие производства) — 19,1 % структуры добавленной стоимости (16,4 % ВВП), на добычу полезных ископаемых приходиться всего 10,4 % структуры добавленной стоимости (9,0 % ВВП). Строительство составляет всего 5,9 % структуры добавленной стоимости (5,1 % ВВП); сельское, лесное хозяйство и рыболовство составляют в сумме 4,5 структуры добавленной стоимости (4,5 % ВВП России). Наименьшую долю в структуре добавленной стоимости занимает производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 3,1 % (2,7 % ВВП). На чистые налоги на продукты приходится 14,2 % ВВП.

Информация о работе Внешнеэкономические отношения России и США