Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 11:41, контрольная работа
В системе мирохозяйственных связей ведущее место занимает мировая торговля товарами и услугами. Она опосредует в материально-вещественной форме практически все виды международного разделения труда. Мировая торговля имеет свои специфические черты.
Чем отличается внешняя торговля от внутренней?
В системе мирохозяйственных
связей ведущее место занимает мировая
торговля товарами и услугами. Она
опосредует в материально-вещественной
форме практически все виды международного
разделения труда. Мировая торговля
имеет свои специфические черты.
Прежде всего, они выражаются в стихийном
характере ее развития, в острой
конкурентной борьбе между различными
национальными капиталами, в эксплуатации
индустриально развитыми
Другая ее характерная
черта сравнительно высокая
Преграды на пути свободной торговли.
Существенное влияние
на развитие свободной
Проводя политику протекционизма
- покровительство развитию отечественной
промышленности и сельского хозяйства
- государство защищает развитие своей
экономики, обеспечивая обороноспособность
страны ее независимость и
Любое государство будет стремиться защитить промышленность от разрушения иностранной конкуренцией, а, следовательно осуществлять контроль за торговлей.
Аргументы в защиту протекционистской политики
Доктрина "сравнительных преимуществ" утверждает полезность идеи "свободы торговли". Тем не менее в реальности идея "свободной торговли" безоговорочно поддерживается лишь в уставах международных организаций и в учебниках по международным экономическим отношениям.
Мир не состоит из многочисленных
купцов, ориентированных на получение
сиюминутной прибыли и
Исторически доктрина "свободной торговли", исповедовавшаяся большинством европейских стран в начале двадцатого столетия, сосуществовала вместе с протекционизмом. Он зародился в менее развитых европейских странах, пытавшихся обосновать необходимость создания особо благоприятной обстановки для своей экономики в целом или ее отдельных отраслей.
Смысл высказываемых сторонниками
протекционизма сводился к необходимости
государственного воздействия на рынки
товаров и услуг и к
В начале двадцатого столетия австрийский экономист Р. Шуллер способе рекомендовал широкому распространению доктрины "неиспользованных факторов производства". Он считал, что незначительный тариф может привести к включению в производство дополнительных факторов, прежде всего рабочей силы и земли.
Кроме того, утверждал Р. Шуллер, протекционизм в соответствии с неоклассической концепцией должен вводить дополнительные стимулы для импорта капитала или иммиграции рабочей силы, а также расширять национальное производство.
Протекционизм так же связывался
с несовершенством отраслевого
распределения рабочей силы в
менее развитых странах Европы. В
отсталых странах труд в слишком
большом количестве сосредоточен в
сельском хозяйстве и в слишком
малом количестве - в промышленности,
где излишне высокий уровень
заработной платы. Речь шла об отсталых
европейских странах с
В настоящее время доводы в защиту национальной промышленности стали более разнообразными и завуалированными. Среди многочисленных доводов в пользу введения ограничений вообще и таможенно-тарифной защиты в частности используется положение о необходимости защиты нарождающейся национальной промышленности. Оно широко обсуждалось в начале становления капиталистического производства во всех странах.
С появлением в международном разделении труда развивающихся стран плен протекционизма получили еще большее распространение. Смысл защиты создаваемой промышленности сводится к следующему. Утверждается, что страна обладает сравнительными преимуществами в производстве какого-либо товара, однако в связи с отсутствием знаний и незначительного начального объема производства промышленность не может начать его выпуск. Поэтому необходима временная защита, так как промышленность находится на этапе становления. После того как промышленность сможет достигнуть "зрелого" или "развитого" уровня, обеспечить массовость производства, защита может быть снята.
Данное положение убедительно. Трудно предположить, что вновь создающаяся промышленность может на равных выдержать конкурентную борьбу с развитым производством другой страны.
Однако проблема заключается в выборе отрасли производства, действительно нуждающейся в защите и обладающей сравнительными преимуществами. В противоположном случае возможны неправильное развитие отдельных отраслей и значительные потери для общества, вызванные поддержкой неэффективных производств. Защищаемая промышленность обычно надолго сохраняет отсталость производства, задерживается ее развитие, она становится обузой для общества, снижается эффективность производства.
Например, в царской России
текстильное производство, развивавшееся
в условиях либеральной внешней
торговли, к 1914 г. было одним из самых
передовых в мире. Вместе с тем
металлургия, существовавшая в условиях
высоких таможенных пошлин на импорт
чугуна и стали, была относительно отсталой
и низкоэффективной. Аналогично в
США, где вплоть до 70-х годов текущего
столетия существовали значительные налоги
на импортируемую сталь, был низкий
уровень эффективности
Данный аргумент более приемлем для развивающихся стран, где обычным является нехватка капитала. Важным контрдоводом служит мнение, что таможенная защита не выступает оптимальным способом, обеспечивающим создание конкурентоспособной промышленности. Как показывает практика, более эффективный способ - предоставление производственных субсидий.
В условиях современной России
положение о нарождающейся
В соответствии с доктриной "сравнительных преимуществ" подобная аргументация нелогична, поскольку защищаемые отрасли используют ресурсы (в данном случае рабочую силу), которые с большей эффективностью могут быть применены в других отраслях.
На практике такие абстрактные доводы редко приводят к конкретным программам либерализации. Причина заключается в том, что дополнительные средства от увеличения благосостояния страны распределяются между всеми членами общества. Величина, приходящаяся на. каждого отдельного индивидуума, оказывается настолько незначительной, что он и не подозревает о ней. Снижение же благосостояния конкретного производителя не пройдет для него незамеченным, а в случае с монополизированной отраслью он обычно имеет возможность лоббировать, проталкивая угодные для него импортные пошлины.
Трудно сомневаться в том, что введение таможенного тарифа может повысить уровень занятости в национальной промышленности. Тариф на сталь, введенный в США в начале 30-х годов, резко повысил занятость в стране и, в частности, в штате Пенсильвания, где сосредоточены основные сталеплавильные предприятия.
Однако это верно лишь постольку, поскольку невозможно проведение альтернативных программ использования рабочей силы. Приемлемость решения проблемы безработицы за счет повышения импортного тарифа будет определяться тем, носит ли данная безработица структурный или временный (конъюнктурный) характер. Введение тарифа ничего не изменит, так как сохранение заведомо обреченной отрасли лишь приведет к невосполнимому расходованию средств.
Выход будет заключаться в проведении альтернативных программ использования рабочей силы, включая переподготовку или просто досрочный выход на пенсию. В России такая ситуация складывается в северных угледобывающих районах Воркуты, большинство шахт которых неконкурентоспособно.
Близкой к приведенной
аргументации является протекционистская
защита с целью создания независимой
экономики. Подоплека этого состоит
в том, что развивающиеся страны,
поставляющие сырьевые товары на мировой
рынок, зависят от экономических
колебаний, которые связаны с
циклическими изменениями конъюнктуры
или производственного цикла
в развитых странах. Спад в мировой
конъюнктуре может иметь
Противостоять этому может попытка разработки стратегии развития, ориентированной на создание более независимого от мировой экономики многопрофильного национального хозяйства.
Проблема заключается в том, что здесь стабильность может быть достигнута за счет неэффективного функционирования национальной экономики и малоэффективного использования имеющихся ресурсов.
Широко распространенным
доводом в пользу введения протекционизма
могут быть программы достижения
военно-политической неуязвимости, которые
обычно увязываются с ликвидацией
зависимости страны от поставок сырьевых
товаров из-за границы и созданием
собственной оборонной
Примечательно, что А. Смит в своей работе допускал и оправдывал введение ограничений в отраслях, обеспечивающих повышение обороноспособности.
Единственным приемлемым
доводом в пользу сохранения протекционистской
защиты производства, связанного с
обороноспособностью, выступает необходимость
поддержания определенного
К перечню экономических и политических обоснований для разработки протекционистской политики относятся доводы в пользу сохранения стабильности национальной валюты, урегулирования платежного баланса и т.д.
Для определения необходимости введения протекционизма нужно обосновать два тезиса: 1) протекционизм обеспечивает больше пользы, чем вреда, для развития конкретной отрасли промышленности или народного хозяйства; 2) протекционизм представляет собой наиболее эффективное средство для достижения данной цели.
Задача 1.
Ответ: Да, вывод капитала осуществлен( инвестируемый капитал пересек государственную границу)
Формы:
Задача 2.
Да, вывод капитала осуществлен.
Формы:
По функциональной форме – миграции – ссудный.
Формой международного движения ссудного капитала является международный кредит, т. е. денежный капитал, отдаваемый собственников в ссуду, принимающей процент и обслуживающей кругооборот функционирующего капитала.
Его основные принципы:
НИЖЕГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УН
КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ»
Контрольная работа
По дисциплине «Мировая экономика»
Выполнил студент
Курмакова Мария
Группа 10 Мензт
Преподаватель
Нижний Новгород 2011г.