Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:47, контрольная работа
Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%. На состоянии Российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.
Вопрос № 1. Внешняя торговля в России
Место внешней торговли в экономике России
Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%. На состоянии Российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции. Но если роль России в мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.
Структура внешней торговли России
Структура российской внешней
торговли и ранее была не характерной
для развитой страны. В настоящее
время это в основном топливно-энергетические,
простые химические и нефтехимические
товары, черные и цветные металлы,
оружие. Существенные изменения произошли
в товарной структуре российского
импорта. В нем сократилась доля
инвестиционных товаров, тогда как
доля потребительских товаров
Таблица 34.2. Структура внешней торговли России в 1998 г. (% к итогу)
Товарные группы |
экспорт |
импорт |
Продовольствие и сырье для их производства (включая напитки и табак) |
3,0 |
26,2 |
Топливно-энергетические товары |
41,4 |
6,0 |
Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные товары |
5,1 |
3,2 |
Химические товары |
8,4 |
15.2 |
Машины и оборудование (включая оружие и военную технику) |
11,0 |
35,1 |
Черные и цветные металлы |
22,1 |
6,2 |
Прочие товары (золото и другие драгоценные металлы, драгоценные камни и т.д. ) |
9,0 |
8,1 |
Конкурентные преимущества и слабые стороны России
Перспективы развития внешней
торговли России в значительной степени
зависят от реализации конкурентных
преимуществ ее промышленного комплекса.
К ним помимо сырьевых ресурсов относятся:
достаточно высокий уровень
Перспективы развития внешней торговли России
С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др. Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).По мере развития отечественного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудовании.
Внешняя торговля России и ее место в мировой экономике
Формой связи между
производителями продукции
Развитие внешней торговли обусловлено тем, что она позволяет установить равновесие между излишками и дефицитом в хозяйстве отдельных стран. Ее роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества постоянно возрастает. С одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой — произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.
В настоящее время структура внешней торговли представлена следующими видами:
• экспорт;
• импорт;
• транзитная торговля: покупка за рубежом с одновременной продажей в третью страну;
• особые формы, например, реэкспорт или реимпорт товаров, прошедших облагораживание;
• производство по лицензии;
• кооперация;
• компенсационные сделки и т.д.
На развитие внешней торговли непосредственное воздействие оказывает ряд факторов, в том числе:
• углубление международного разделения труда и интернационализация производства;
• научно-техническая революция, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
• активная деятельность транснациональных корпораций на внешнем рынке;
• регулирование (либерализация) внешней торговли посредством мероприятий Всемирной торговой организации (ВТО);
• либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин путем образования свободных экономических зон;
• развитие процессов торгово-
Следовательно, заинтересованность отдельных стран в расширении международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, а также необходимостью получения определенных товаров извне. Это обусловлено постоянно возрастающими масштабами активности и степени вовлеченности отдельных стран и регионов в процессы международного обмена.
Давайте рассмотрим, какое же положение в мировой экономике занимает Россия в соответствии со следующими критериями оценки:
• удельный вес страны в совокупном валовом продукте мира снизился с 3,4% в 1991 г. до 1,9% в 1995 г. — примерно 10-е место в мире;
• доля в мировом промышленном производстве не превышает 4% — 5-я позиция в мире;
• по уровню производительности
труда в промышленности (годовая
выработка на одного занятого) страна
занимала 64-ю, а в сельском хозяйстве
— 77-ю ступень в мировой
Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод, что Россия занимает промежуточные позиции в мировой иерархии между промышленно-развитыми и развивающимися странами. Однако в нынешних условиях имеются реальные предпосылки вовлечения России в процессы интернационализации хозяйственной жизни, в систему международного разделения труда.
Решающими условиями расширения участия России в системе международных экономических отношений являются уровень и динамика движения национальной экономики, степень ее открытости, а также развитость и структура внешнеэкономических контактов, способность соответствовать постоянно меняющимся условиям международной хозяйственной жизни. В новых условиях необходимо обеспечить органичное расширение российского участия в системе международных экономических отношений и более полное использование возможностей международного разделения труда для решения как внутренних задач страны, так и проблем совершенствования ее внешнеэкономических связей.
Перспективы такой эволюции
обусловлены объективным
По мнению многих экспертов, основой создания жизнеспособной экономики переходного периода в России следует считать ее открытость, имея в виду влияние конкуренции из-за рубежа. Именно в этих условиях мировой рынок прямо или косвенно влияет на формирование цен на отечественную продукцию, а у российских производителей остается такой выход, как повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при снижении всех видов затрат.
Тенденции, факторы развития и преимущества внешней торговли
Одна тенденция – это мировая экономика, она становится все более цельной, единой, взаимозависимой, – медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного и экономического пространства, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности для оперативного управления огромными финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему миру. Этому, как отмечают многие исследователи, способствуют следующие факторы:
- масштаб – рост объемов
производства, концентрации и централизации
капитала и как следствие
- организационно-
- научно-технологический – определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровней ведущих специалистов для ускоренного внедрения новых решений при относительно малых затратах;
- социологический – проявляющийся в преодолении национальной ограниченности, ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствуя международной миграции;
- политический – выражающийся
в ослаблении жесткости
организацию.
Вопрос №2 Становление российской системы управления внешнеэкономической деятельностью.
Бывшим социалистическим
странам предстоит большая
Проблемы преобразования
экономики отражаются и в сфере
внешнеэкономической
Можно выделить четыре этапа развития управления внешнеэкономической деятельностью в России: