Внешняя торговля на современном этапе развития мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить роль внешней торговли в макроэкономической стабилизации страны.
Задачи курсовой работы:
 Изучить сущность внешней торговли, ее формы и методы;
 Изучить процесс движения товаров на мировом рынке;
 Проанализировать эволюционное развитие структуры мировой торговли;
 Проанализировать состояние внешней торговли в настоящее время в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие, сущность и важнейшие характеристики внешней торговли 5
1.1 Формы и методы внешней торговли 5
1.2 Мировой рынок и международное движение товаров 10
2 Внешняя торговля на современном этапе развития мировой экономики 15
2. 1 Мировой внешнеторговый оборот и эволюция товарной и географической структуры мировой торговли 15
2. 2 Основные тенденции развития российской внешней торговли 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Гущина Анастасия Дор.Курс.Внешняя торг.70%.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.

Как известно, в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Государство осуществляло свою монополию через специально созданные органы. Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (позднее – Министерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты – через Внешэкономбанк СССР.

Постепенное реформирование внешнеэкономической деятельности начинается с 1986г. Были расширены права государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х годов начали получать право непосредственного выхода на внешний рынок производители экспортной продукции. Решительный перелом в регулировании внешнеэкономической деятельности связан с Указом Президента России от 15 ноября 1991 г. “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР”. В соответствии с этим указом право на осуществление внешнеэкономической деятельности получили все субъекты хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности, без специальной регистрации.1

Таким образом, в регулировании внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом остается большое количество нерешенных проблем. Наша страна с большим потенциалом ресурсов, существенно отстает по внешнеторговым показателям от остальных стран. Тема курсовой работы выбрана именно потому, что проблема равноправного, недискриминационного участия России в мировой торговле остается актуальной, несмотря на некоторые положительные сдвиги.

Объектом исследования является внешняя торговля и ее структура.

Предметом исследования является характеристика современного внешнеторгового состояния экономики России.

Цель данной курсовой работы – изучить роль внешней торговли в макроэкономической стабилизации страны.

Задачи курсовой работы:

  • Изучить сущность внешней торговли, ее формы и методы;
  • Изучить процесс движения товаров на мировом рынке;
  • Проанализировать эволюционное развитие структуры мировой торговли;
  • Проанализировать состояние внешней торговли в настоящее время в России.

Работа включает в себя: введение, две главы основной части, заключение, библиографический список.

 В работе использованы материалы  по названной теме, взятые как  из литературы, так и глобальной  сети Интернет. Сейчас, когда время  подготовки, выпуска и доставки  бумажного носителя информации  соизмеримо, а иногда и больше, времени изменения ситуации на рынке информационных систем, такой подход является наиболее выгодным для написания работ, так или иначе базирующихся на информационном базисе.

 

 

  1.   Понятие, сущность и важнейшие характеристики внешней торговли

 

  1. Формы и методы внешней торговли

 

Основной формой внешнеэкономических связей стран и реализации международного разделения труда выступает внешняя торговля, т е торговля между государствами, состоящая из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров. Она прошла длительную историю своего развития, насчитывающую тысячи лет.

Можно выделить следующие основные формы внешней торговли 2:

  • Аренда – широко практикуется в торговле машинами и оборудованием, в форме кредитования экспорта. При аренде не предполагается передача права собственности на товар. Выделяют краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную аренду.
  • Встречная торговля – совокупность сделок, при заключении которых закупка продукции сопровождается ответными поставками товаров. Существует несколько видов встречной торговли:
    1. бартер – эквивалентный обмен товаров. Сделка должна быть заключена на товарах, имеющих одинаковую стоимость. Негативность бартера: увеличивает инфляцию, отсутствуют налоговые поступления от сделки. Позитивность: простота сделки, нет финансовых операций.
    1. встречные закупки – договор, который предполагает в случае экспорта продукции в страну закупку ряда товаров этой страны.
    2. компенсационное соглашение – соглашение предполагает продажу произведенного оборудования на условиях предоставления коммерческих кредитов с последующим погашением долга поставками продукции, выпущенной на этом оборудовании.
    3. клиринг – разница между ценами – система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств сторон, участвующих в расчетах.
    4. офсетные сделки – торговля дорогостоящим оборудованием – строительство АЭС, ГЭС, продажа вооружения, кораблей – сделка, прекращающая обязательства сторон на фьючерской бирже.
  • Международные торги и тендеры – форма предполагает собой объявление конкурса для продавцов товаров с определенными технико-экономическими характеристиками. Выделяют 2 вида торгов: открытые (публичные) и закрытые.
  • Товарные биржи – одна из важнейших разновидностей торговли преимущественно с/х и сырьевых товаров. Основные биржевые товары: зерновые, сахар, какао, кофе, каучук, хлопок, отдельные виды цветных металлов, нефтепродукты и химпродукты. Цены на биржевые товары устанавливаются на основе биржевых котировок. Реализация осуществляется без предварительного осмотра, по образцам и стандартам, по заранее установленным размерам минимальной партии.
  • Международные аукционы – способ продажи отдельных партий и предметов, которые по очереди выставляются для осмотра и считаются проданными тому, кто даст наивысшую цену. Основные аукционные товары: пушнина, немытая шерсть, чай, пряности, предметы антиквариата.

Эффективную реализацию экономических интересов стран мирового сообщества создает использование преимуществ инновационного развития мирового хозяйства и инновационного опыта государств. Основными факторами динамичного развития инновационных условий хозяйствования являются: интернационализация мировой экономики, расширение производственной активности компаний стран мирового сообщества, что обусловливает поиск и внедрение новых инновационных методов организации и управления их деятельностью на глобальном рынке; технологическое развитие общества, совершенствование форм и методов международной торговли товарами, сопровождение новых видов высокотехнологичных услуг; интенсивное развитие научного потенциала государств. Это способствует появлению новейших форм передачи, накопления и реализации информации, знаний, опыта, без чего невозможно добиться тесного взаимодействия со сферой инновационных услуг. 3

Компьютеризация, информационные технологии, инновационные средства коммуникации на мировом рынке обуславливают появление новых услуг, поскольку исчезают технические барьеры в передаче их на расстояние, либерализуются внешнеэкономические операции. Многозначность понятия «инновация» усложняет анализ категории «инновационная услуга», которая представляет собой комплекс деятельности по разработке и внедрению новых достижений, технологий, форм и методов управления в различных сферах общественной жизни с целью их оптимизации (как правило, совершенствования товаров и услуг, технологических и управленческих процессов, экономического развития на макроуровне).

Инновационные услуги можно классифицировать в зависимости от таких факторов, как:

  • уровня применения. На микроуровне, инновационные услуги касаются совершенствования всех процессов, способствующих эффективному функционированию предприятия и реализации его продукции. На макроуровне представляют собой совокупность технологий, новых разработок и достижений, которые положительно влияют на развитие экономики страны. Также сюда относятся отраслевые услуги, предполагающие наличие различных нововведений и сферы применения, способствующие рациональному развитию предприятий определенной отрасли и увеличивающего ее конкурентоспособность; региональные, внедрение которых оптимизирует экономические и неэкономические процессы, происходящие на уровне определенного региона между определенной группой стран; глобальные, т.е. комплекс нововведений, который способствует развитию глобального рынка (разработке и созданию новых систем передачи информационных данных, развития сферы электронной торговли и т.д.);
  • типа инноваций. Здесь инновационные услуги подразделяются на: экономические, технические, научные, производственные, управленческие и т.д.;
  • степени разработки нововведений. К этой классификации относятся услуги: радикальные, связанные со значительными изменениями в области технологий или процессов управления; «постепенные, связанные с поэтапным совершенствованием определенных товаров, технологий, введением новых форм и методов управления отдельными процессами на предприятии; социальные, характеризующиеся использованием новых достижений в развитии социальной защиты населения, учетом и удовлетворением потребительских требований; технические, которые оптимизируют производственные процессы и вызывают снижение стоимости продукции на определенном предприятии или на уровне отрасли; революционные, вследствие разработки и внедрения которых упрощается доступ на рынок и улучшаются отношения между его участниками.

Рынок инновационных услуг является совокупностью отношений между производителями и потребителями инновационных услуг, основанных на разработке и использовании новых технологий, методов, инструментов, которые позволяют оптимизировать определенные виды деятельности на макро- и микроуровне. 4

На макроуровне главную роль во внедрении инновационных моделей хозяйствования играет государство, поскольку оно способствует нововведениям в разных сферах экономики и развития основных сегментов инновационного рынка. На уровне определенных предприятий внедрение инноваций происходит путем расширения предложения новых услуг, развития конкуренции оптимизирует деятельность в поиске высоких технологий.

Согласно исследованиям консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG) ведущими мировыми компаниями - лидерами инноваций являются: Apple, Google, To yota Motors, General Electric, Microsoft, Procter and Gamble, Walt Disney, IBM, Sony; вторую позицию занимают компании: Honda Motors, Nokia, Starbucks, Target, BMW, Samsung Electronics, Virgin Group Intel, Amazon, Boeing, Dell, Genentech, eBay, Cisco Systemems. 5

В то же время государства взаимодействуют в инновационном развитии, особенно в развитии рынка телекоммуникационных услуг, передачи информации, электронно-вычислительной техники.

Таким образом, внедрение инноваций в экономическом развитии обусловливает активное развитие сферы информации. Информационное обеспечение наряду с глобальным прогнозированием характеризуется следующими особенностями:

  • рост спроса на информацию. Усложнение структуры управления компаниями; недостаток информации для осуществления управленческой деятельности предприятий; необходимость принятия аргументированных решений на основ е прогнозирование определение рыночной стратегии, разработки долгосрочных программ и определение перспективных направлений производства и сбыта;
  • внедрение новых технологий в области электронно-вычислительной техники, что обусловило создание эффективных национальных и международных информационных сетей;
  • распространение программного обеспечения, на котором основываются информационные системы;
  • выделение деловой информации о товарных рынках.

Таким образом, существенной чертой современных международных экономических отношений является процесс розничной глобализации, который тесным образом связан с концентрацией и транснационализацией торгового капитала. Одним из эффективных методов управления таким капиталом являются сетевые технологии. В целях расширения своего бизнеса и получения экономии от масштаба деятельности в розничной торговле сетевые операторы выходят на зарубежные рынки. Так, по мнению экспертов компании ACNielsen, продажи за пределами родных стран в перспективе будут занимать все большую долю в общем объеме продаж крупнейших международных торговых сетей. За прошедшее десятилетие западные сети, например, начали доминировать в торговле продуктами питания и напитками на рынках Центральной и Восточной Европы, расширять свое присутствие на азиатских и латиноамериканских рынках. В этих странах степень концентрации розничной торговли постоянно растет.

В то же время следует отметить, что влияние глобальных торговых сетей на экономику принимающих стран воспринимается учеными неоднозначно. Как показывают зарубежные исследования, с одной стороны, появление зарубежного ритейла, который работает по самым современным стандартам, способствует привлечению в страну новых технологий в области торговли. С другой стороны, вхождение крупных зарубежных сетевых структур на потребительский рынок страны создает мощную конкуренцию местным национальным компаниям и предприятиям, вытесняя их с внутреннего рынка принимающей страны и не давая развиваться. Нередки случаи скупки местных предприятий не для реорганизации, а для свертывания производства, особенно в слабо- и среднеразвитых странах. Существует множество примеров того, как целые отрасли экономик стран Восточной Европы не выдерживали конкурентной борьбы со стороны зарубежных транснациональных корпораций.

Как показывают исследования зарубежных экономистов, специализирующихся в области анализа транснационального ритейла, последнее десятилетие XXI века характеризуется ускоренным ростом притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в развивающиеся страны Восточной Азии, Центральной и Восточной Европы и Латинской Америки со стороны небольшой группы торговых сетей продовольственного и непродовольственного секторов из стран Западной Европы и, в меньшей степени, Северной Америки. Последствия этого процесса оказывают существенное воздействие на экономику принимающих стран. При этом розничная глобализация влияет не только на усиление конкурентной среды, но и серьезно корректирует инфраструктурные, институциональные и регулирующие отношения в местах оперирования транснациональных торговых сетей. Существенный интерес в этой связи представляет выделение особенностей поведения ведущих транснациональных розничных корпораций (ТНРК) на зарубежных рынках.6

 

  1. Мировой рынок и международное движение товаров

 

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение: Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.

Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира.

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Информация о работе Внешняя торговля на современном этапе развития мировой экономики