Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:57, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является – рассмотрение основных направлений государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе.
Объектом исследования являются малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве НСО.
Предметом исследования является государственная поддержка малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве НСО.
Введение
В проведении государственной политики в аграрном комплексе Министерство сельского хозяйства Российской Федерации исходит из того, что крупные и средние сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели составляют единую ткань аграрного комплекса России и должны в одинаковой мере пользоваться вниманием властей, получать государственную поддержку.
Малые формы хозяйствования в агропромышленном комплексе страны вносят большой вклад в производство сельхозпродукции. В этом секторе производится более 50% от общего объема валовой продукции сельского хозяйства: свыше 20% зерновых, 90% картофеля, 87% овощей, более 50% мяса и молока. Также, малые формы хозяйствования включают в себя:
Для модернизации и дальнейшего роста мелкотоварного производства, равно как и создания устойчивой и конкурентоспособной среды на селе, требуется поддержка со стороны государства. Поэтому развитие малых форм хозяйствования стало возможным благодаря осуществлению системы государственной поддержки.
Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной.
Целью исследования курсовой работы является – рассмотрение основных направлений государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе.
Объектом исследования являются малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве НСО.
Предметом исследования является государственная поддержка малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве НСО.
Работа выполнена методом синтеза и анализа.
Реализация поставленной цели потребовало решения ряда задач. Основными из них являются следующие:
В агарном секторе России за последние десятилетия сложились различные организационно-правовые формы многоукладной экономики: крупные и средние сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели. В последние годы мелкие сельхозпроизводители занимают все более значимое место в производстве продовольственных товаров, внося существенный вклад в формирование продовольственных ресурсов страны. [4]
В стране функционирует 17,3 млн. личных подсобных хозяйств населения, более 253 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, почти 32 тыс. индивидуальных предпринимателей. [6]
Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, крупные и средние сельскохозяйственные организации, индивидуальные предприниматели выполняют ряд важнейших функций:
Малые формы хозяйствования играют важную роль в формировании занятости и в росте доходов сельского населения, в снижении безработицы в сельской местности.
Малые формы хозяйствования на селе без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способны успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы, поэтому формирование системы государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе является одним из ключевых моментов в решении задач агропродовольственной политики. От ее эффективности напрямую зависит рост производства продовольствия в стране, условия жизни крестьян, превращение сельского хозяйства в важный фактор благополучия и могущества государства.
Россия – большая страна, здесь есть и крупные, и средние, и мелкие хозяйства. Малые формы хозяйствования – это сектор экономики, который развивается наиболее динамично. Площадь земельных угодий семейных фермерских хозяйств в России сегодня - около 30 млн. га. За последние 10 лет она увеличилась в два раза. Вдвое вырос и средний размер земельного участка: сегодня это 108 га. на фермерское хозяйство. Сбор зерновых в крестьянских фермерских хозяйств за последние 10 лет увеличился в четыре раза.
В засушливый 2010 год, когда на прочность испытывались все хозяйства, доля фермеров в валовом производстве выросла на 1,5%. В целом по РФ она составляет 22,3% (без учета, что большая часть фермерских хозяйств имеет статус ООО и в долю эту не попадает), вместе же с ООО, а таких немало в РФ, указанная доля значительно выше. Производство подсолнечника в крестьянских фермерских хозяйствах за последние 10 лет выросло в 3,3 раза, сахарной свеклы - в 3,5, овощей – в 4,5, картофеля – почти в 5 раз. Это самые высокие темпы из всех форм хозяйствования на селе.
Фермеры впереди и по увеличению поголовья скота, производства продукции животноводства. В период 2000-2009 годов самые высокие темпы увеличения поголовья КРС (крупно-рогатого скота) у крестьянско-фермерских хозяйств. Рост численности коров в фермерских хозяйствах составил 2,4 раза. Даже в 2010 году, к сожалению, поголовье коров в целом в агропромышленном комплексе сократилось, однако фермеры за первые девять месяцев этого же года увеличили поголовье коров на 15%. Это стратегический показатель, который о многом говорит. В целом, за десять последних лет темпы роста производства в фермерском секторе в 4,3 раза выше, чем в среднем по отрасли. [11]
Поддержка со стороны государства – это поддержка процесса саморазвития малых форм хозяйствования на селе, направленная на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении общих социально-экономических целей. [10]
Главным принципом государственной поддержки малых форм хозяйствования является создание экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка выражается в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе заключаются в том, чтобы обеспечить малым формам хозяйствования равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными формами хозяйствования в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости. [7]
Государственная поддержка малых форм хозяйствования осуществляется на следующих уровнях:
Существуют и проблемы развития малых форм хозяйствования. Среди наиболее важных проблемных блоков выделяют: ценообразование, сбыт продукции, развитие кооперации, бюджетная поддержка и кредитование, земельные отношения.
Решить данные проблемы может государство, благодаря реализации:
Основными целями государственной политики в сфере развития малых форм хозяйствования в Новосибирской области являются:
1) удовлетворение потребностей
населения Новосибирской
2) рациональное территориальное
размещение и развитие
3) повышение эффективности
производства, переработки и реализации
сельскохозяйственной
4) содействие развитию
производственно-технического
5) сохранение и воспроизводство
природных ресурсов, используемых
в сельскохозяйственном
В числе важных для развития малого бизнеса направлений выделяют:
Малый бизнес в НСО базируется, прежде всего, на экономике личных подсобных хозяйств. Низкая стоимость, располагаемых сельской семьей активов, не позволяет быстро и надолго привлечь банковские кредиты. Кроме того, зачастую банкам не выгодна работа с микрозаемщиками.
Поэтому в качестве первого, важного для развития малого бизнеса направления следует выделить доступность кредитных ресурсов.
Это направление может быть реализовано посредствам:
Однако же Закон «О государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» предусматривает выделение кредитных ресурсов для развития малого бизнеса. [14, ст. 4, п.2, 3]
Минсельхозом России всегда придавалось особое значение этому направлению: меры государственной поддержки по субсидированию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату процентов по кредитам применяется почти 10 лет. С 2006 года Приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» реализовано специальное направление по развитию малых форм хозяйствования. Разработанные в рамках проекта, нормативные меры позволили малому бизнесу получить специальные условия государственной поддержки с учетом специфики их деятельности.[3] Именно в 2006 году, и в Новосибирской области издаётся Закон «О государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Новосибирской области», в котором так же указывается о поддержке малых форм сельского хозяйствования.
В настоящее время Администрацией Новосибирской области проводится целенаправленная работа по поддержке малых форм хозяйствования и включению их во все мероприятия государственной поддержки. Крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют преимущественную поддержку по этому направлению.
Информация о работе Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе