Государственная политика по управлению государственной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 16:55, контрольная работа

Краткое описание

Собственность является основой любой экономической системы. Управление государственной собственностью представляет собой одно из важных направлений бюджетной политики. Особенность государственной собственности как инструмента бюджетной политики заключается в том, что она представляет собой совокупность отношений, возникающих между экономическими субъектами в целях реализации интересов всего общества.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Теоретические основы управления государственной собственностью……4
2.1. Цели и задачи управления государственной собственностью………7
2.2 Функции управления государственной собственностью……………11
3.Аналитическая часть. Повышение эффективности управления государственной собственностью……………………………………………..17
4.Стратегическая часть. Тенденции и перспективы развития государственной собственности……………………………………………………………………23
5.Заключение……………………………………………………………………26
6.Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

гос.рег.Правильное.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский государственный экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Государственное регулирование экономики»

Тема: " Государственная политика по управлению государственной собственностью"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………3

2.Теоретические основы управления государственной собственностью……4

2.1. Цели и задачи управления государственной собственностью………7

2.2 Функции управления государственной собственностью……………11

3.Аналитическая часть. Повышение эффективности управления государственной собственностью……………………………………………..17

4.Стратегическая часть. Тенденции и перспективы развития государственной собственности……………………………………………………………………23

5.Заключение……………………………………………………………………26

6.Список литературы……………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Собственность является основой любой экономической системы. Управление государственной собственностью представляет собой одно из важных направлений бюджетной политики. Особенность государственной собственности как инструмента бюджетной политики заключается в том, что она представляет собой совокупность отношений, возникающих между экономическими субъектами в целях реализации интересов всего общества.

Государственная собственность является материальной основой для обеспечения прямого вмешательства в экономику. В зависимости от обстоятельств задачи государства в экономике являются различными, и соответственно, государственная собственность может служить решению разнообразных задач, но к важнейшей из них относится производство общественных благ. Таким образом, государственная собственность выступает в первую очередь как основа для ее решения. В современных условиях государственная собственность как инструмент бюджетной политики может служить решению следующих задач:

- производство общественных благ, обладающих положительными внешними эффектами;

- воздействие на объем выпускаемой продукции и инвестиции, а также регулирование цен производимой продукции крупнейших компаний, оказывая таким образом воздействие на основные показатели, характеризующие состояние национальной экономики;

- финансовая поддержка убыточных и малорентабельных объектов, в частности музеев, театров, библиотек, необходимых для производства благ, обладающих особыми достоинствами посредством установления низких цен в целях обеспечения высокого спроса на такие блага.

- получение дохода от использования объектов, находящихся в собственности государства.

2.Теоретические основы управления государственной собственностью

Государства с развитой рыночной экономикой на правах собственника владеют значительными активами, в том числе специальными государственными учреждениями, различными объектами недвижимости, а также компаниями в отраслях, имеющих общенациональное значение и прямо влияющих на условия хозяйственной деятельности практически всех экономических субъектов. В первую очередь речь идет о топливно-энергетическом комплексе, транспорте, услугах связи.

Несмотря на то, что государственная собственность призвана служить интересам всего общества и создает финансовую основу для реализации социально-политических приоритетов государства, она не изменяет основ рыночной экономики. В постиндустриальной экономике государство как собственник действует в рамках товарно-денежных отношений, и блага, производимые государством, имеют рыночную природу.

Эффективное управление государственной собственностью оказывает позитивное воздействие на развитие экономики, способствует качественному выполнению государством своих функций. Существуют сферы деятельности, в которых объективно необходимо наличие государственной собственности как инструмента бюджетного регулирования. Классическими примерами этого является государственная собственность в сфере науки, образования и медицины. Отказ государства от собственности в данной сфере снижает потенциал экономического роста в стране. В то же время неэффективно используемая государственная собственность разрушает финансовый потенциал государства, способствует развитию коррупции, снижает доверие экономических субъектов к финансовой политике государства.

Выработка эффективной стратегии управления государственной собственностью в рамках бюджетной политики невозможна без определения ее основных особенностей. Главной особенностью государственной собственности является то, что ее фактическими совладельцами являются все граждане, так как она призвана служить прежде всего удовлетворению их потребности в коллективных благах. Через государственную собственность реализуются интересы всего общества, однако их не всегда можно точно определить и измерить. Поэтому интересы граждан относительно объемов и структуры государственной собственности характеризуются высокой степенью рассогласованности. Более того, интересы чиновников, уполномоченных от имени государства управлять собственностью, часто не совпадают с потребностями общества.

Вследствие недостаточно эффективного контроля за деятельностью управляющих у них появляются большие возможности злоупотреблять своим положением в личных интересах, нанося прямой ущерб собственнику в лице государства, кредиторам и наемным работникам. Таким образом объекты, формально находящиеся в государственной собственности, фактически могут превращаться в частную собственность тех, кто ими управляет, в результате происходит ее «приватизация». В этом случае выгоды от использования государственной собственности достаются чиновникам, тогда как экономические потери из-за неэффективного управления государственной собственностью несут все экономические субъекты.

Выбор между государственным и частным способами производства коллективных благ должен определяться объективными причинами, среди которых минимизация издержек и максимизация качества производимых благ, необходимость поддержания конкурентной среды, обеспечение равного доступа к информации. В рыночной экономике не существует абсолютных преимуществ частной собственности над государственной и наоборот. Как государственная, так и частная собственность могут быть эффективными в определенной отрасли в зависимости от сложившейся ситуации. Вместе с тем, их соотношение постоянно меняется в зависимости от характера экономического и социального развития. Каждая форма собственности имеет свои преимущества и недостатки, которые при определенных условиях можно превращать в наиболее эффективную с точки зрения перспектив экономического роста.

Оптимизация состава и структуры государственной собственности является одной из важнейших задач государственной бюджетной политики. К основным инструментам, позволяющим их регулировать, относятся акционирование, приватизация, национализация. Кроме того, можно выделить такие способы управления государственной собственностью, как ликвидация, слияние и поглощение.

В 90-х гг. масштабы государственного предпринимательства в развитых странах существенно сократились вследствие приватизации и развития партнерских отношений между государством и бизнесом при производстве общественных благ. В частный сектор были переданы многие предприятия и отрасли, ранее находившиеся в собственности государства. О масштабах приватизационных процессов свидетельствуют следующие данные: за 90-е гг. совокупные доходы от приватизации в Великобритании составили более 60 млрд. долл., во Франции - 32 млрд. долл., Италии - 28 млрд. долл.

Политика в отношении организаций, остающихся в собственности государства, строится на том, что они действуют «на расстоянии вытянутой руки от государства» и предусматривает наличие четко поставленных целей, которым подчинена их деятельность, мониторинг их текущей деятельности, а также ответственность руководителей за достигнутые результаты. При всем разнообразии методов государственного участия в деятельности предприятий в государствах с развитой рыночной экономикой выделяются три основные формы организации государственных предприятий:

1. бюджетные (казенные) предприятия;

2. государственные (публичные) корпорации;

3. смешанные государственно-частные акционерные общества.

Казенные предприятия управляются напрямую органами исполнительной власти и обладают весьма незначительной финансовой самостоятельностью. В частности, все доходы данных предприятий зачисляются в бюджет, а расходы, связанные с их развитием, предусматриваются отдельными статьями в бюджете.

Государственные корпорации создаются на основе специальных парламентских актов для выполнения определенных целей и представляют собой юридически самостоятельные компании с особым статусом. При этом государство имеет достаточно широкие полномочия, позволяющие, в частности, назначать своих представителей в управляющие органы корпорации и в некоторых случаях напрямую вмешиваться в ее деятельность.

Казенные предприятия и публичные корпорации имеют единственного собственника в лице государства, от имени которого могут выступать различные министерства, специально созданное ведомство или уполномоченная государством управляющая компания.

Наряду с бюджетными предприятиями и публичными корпорациями в странах с развитой рыночной экономикой государство совместно с частными акционерами является собственником ряда крупных компаний. Даже в том случае, если государство является собственником контрольного пакета акций, деятельность таких компаний регулируется нормами частного права.

2.1. Цели и задачи управления государственной собственностью

Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.09.99 № 1024 «О концентрации управления государственным имуществом и приватизации в РФ», современная государственная политика управления государственным имуществом преследует следующие цели:

      увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

      оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

      вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

      использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

      повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:

      полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;

      повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;

      классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;

      оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;

      определение цели государственного управления по каждому объекту управления;

      обеспечение прав государства как участника коммерческих и некоммерческих организаций;

      обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

      обеспечение поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Применительно к каждому объекту управления государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект. Перечень целей государства применительно к управлению различными видами объектов управления определяется соответствующими правовыми актами.

Государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, то есть детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления.

Важнейшим принципом является использование системы управления, как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Информация о работе Государственная политика по управлению государственной собственностью