Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:44, реферат
Программа направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности.
Программа является логическим продолжением проводимой политики по диверсификации экономики, и интегрировала в себя основные подходы Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, Программы "30 корпоративных лидеров Казахстана", а также других программных документов в сфере индустриализации.
На период до 2015 года основным приоритетом политики форсированной индустриализации станет реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, с мультипликацией новых бизнес возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки.
Введение
Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы (далее - Программа) разработана во исполнение поручения Главы государства, данного 15 мая 2009 года на внеочередном XII съезде Народно-демократической партии "Hуp Отан", Послания Главы государства народу Казахстана "Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана", а также в соответствии с ключевыми направлениями Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, являющегося вторым этапом реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года.
Программа направлена на обеспечение
устойчивого и
Программа является логическим продолжением проводимой политики по диверсификации экономики, и интегрировала в себя основные подходы Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, Программы "30 корпоративных лидеров Казахстана", а также других программных документов в сфере индустриализации.
На период до 2015 года основным
приоритетом политики форсированной
индустриализации станет реализация крупных
инвестиционных проектов в традиционных
экспортоориентированных
Инициаторами продвижения крупных проектов станут АО "Фонд Национального Благосостояния "Самрук-Казына" (далее - АО "ФНБ "Самрук-Казына"), системообразующие компании топливно-энергетического и металлургического секторов экономики, а также стратегические иностранные инвесторы.
Параллельно будут осуществляться формирование и/или усиление отраслей экономики, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных на внутренний, а в последующем на региональный рынки (страны Таможенного Союза, Центральной Азии).
Государство поддержит инициативы казахстанского среднего и малого бизнеса, направленные на трансферт передовых технологий, привлечение иностранных инвесторов для создания современных импортозамещающих производств, с перспективой развития их экспортной ориентированности.
В целях формирования основ
постиндустриальной экономики продолжится
развитие национальной инновационной
инфраструктуры и поддержка научно-
В целом, государственная
поддержка диверсификации экономики
будет осуществляться через реализацию
системных мер экономической
политики на макро- и секторальном уровнях,
а также селективных мер
Системные меры экономической
политики будут концентрироваться
на формировании благоприятной макросреды
и инвестиционного климата, мерах
по повышению производительности и
конкурентоспособности
Селективные меры будут осуществляться на основе комбинированного пакета мер финансовой и нефинансовой поддержки приоритетных секторов и проектов.
Государство системно выстроит свое взаимодействие с бизнесом на основе формирования эффективных институтов сотрудничества как на республиканском, так и региональном уровнях.
Адекватная объективному состоянию экономики траектория политики индустриализации до 2015 года будет иметь внутреннюю согласованность с ресурсными, инфраструктурными, институциональными и технологическими ограничениями. Системный характер встроенных в Программу механизмов, стимулирующих диверсификацию и технологическую модернизацию экономики, обеспечит:
- создание благоприятных макроэкономических условий;
- улучшение бизнес-климата и стимулирование притока инвестиций;
- массовую технологическую модернизацию и развитие национальной инновационной системы;
- повышение качества человеческого капитала.
Концентрация ресурсов государства
и бизнеса на развитии приоритетных
секторов экономики будет сопровождаться
интерактивным процессом
За период с 1993 года, включая 9 месяцев 2009 года, в экономику страны было привлечено 102,9 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ), в том числе в несырьевые сектора экономики - 14,6 млрд. долларов США (14,2 % от общего объема).
Среди факторов, негативно влияющих на привлекательность многих перспективных для Казахстана секторов экономики ключевыми являются следующие:
- низкая емкость внутреннего рынка;
- отдаленность от крупных рынков сбыта и отсутствие удобной логистики влекут значительные расходы на транспортировку товаров;
- относительно высокая стоимость рабочей силы при нехватке высококвалифицированных кадров и отсутствие соответствующей инфраструктуры;
- отсутствие централизованной системы по работе с инвесторами, в том числе с иностранными, а также недостаточно эффективные меры государственной поддержки инвестиций.
В настоящее время расширение
каналов привлечения ПИИ
1. Текущее состояние СЭЗ, ИЗ
Всего в Казахстане создано
6 СЭЗ, которые условно можно
Мировой опыт свидетельствует о том, что создание СЭЗ и ИЗ является фактором ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
Инвестиционная
2. Текущее состояние ГЧП
В Казахстане в условиях
роста потребности общества в
объектах инфраструктуры и качественного
предоставления ими услуг, увеличения
морального и физического износа
основных средств и отсутствия у
государства достаточных
Опыт реализации первых концессионных
проектов в Казахстане свидетельствует
о возможности привлечения
Несмотря на наличие опыта реализации концессионных проектов необходимо работу по:
1) привлечению частных инвестиций в отрасли традиционной ответственности государства;
2) созданию благоприятных
условий для инвесторов и
3) внедрению эффективных
методов управления объектами
государственной собственности
жилищно-коммунальной сферы
Основные задачи политики:
Создание привлекательных
условий для прямых инвестиций в
несырьевые экспортоориентированные
и высокотехнологичные
Одним из основных инструментов форсированного индустриально-инновационного развития будет привлечение прямых инвестиций.
Наряду с мерами по созданию
общего благоприятного инвестиционного
климата будут созданы
Для этого предполагается создание целостной системы по привлечению прямых инвестиций, которая будет включать как комплекс стимулирующих мер, так и институциональные механизмы работы с иностранными инвесторами.
Предусматривается применение следующих мер по стимулированию инвестиций.
1. Для инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики:
- инвестиционные преференции, предусматриваемые Законом Республики Казахстан "Об инвестициях";
- специальный порядок выдачи въездных виз для иностранных специалистов на оперативной и безвозмездной основе.
2. Для инвестиционных проектов, реализуемых на территориях СЭЗ:
- особый порядок налогообложения с учетом лучшей мировой практики.
Льготы будут предоставляться предприятиям, отобранным по критериям, определенным настоящей Программой;
- особый механизм в отношении ввоза иностранной рабочей силы.
3. По наиболее крупным
и приоритетным инвестиционным
проектам с участием
- налоговые льготы и преференции;
- обеспечение минимального долгосрочного государственного заказа и заказа национальных компаний;
- другие финансовые и нефинансовые меры стимулирования.
Решение по данным мерам поддержки в рамках инвестиционных соглашений будут приниматься на уровне Правительства.
В целях расширения привлечения
инвестиций в несырьевые сектора
экономики будут вестись
Реализация индивидуального подхода по привлечению прямых иностранных инвестиций будет включать проведение следующих мероприятий:
- поиск и определение потенциальных целевых инвесторов, прежде всего из числа ТНК;
- разработка и реализация "дорожных карт" по работе с каждым целевым инвестором, включая:
-содействие в осуществлении необходимых формальностей, связанных с открытием и ведением бизнеса в Казахстане;
-организацию встреч с ключевыми политическими лидерами и ведущими компаниями в Казахстане;
-предоставление консультационных услуг, как на стадии разработки инвестиционного проекта, так и на стадии его реализации;
-постинвестиционную поддержку.
Для реализации индивидуального
подхода будут
- усиление Комитета по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан как единого координирующего органа по работе с иностранными инвесторами, работающего по принципу "первого адреса обращения" и "единого консультанта" для иностранных инвесторов. Также предполагается определить специализированную компанию при Министерстве индустрии и торговли Республики Казахстан по привлечению иностранных инвесторов и работе с иностранными инвесторами;
- создание международной сети будет обеспечено за счет использования ресурсов дипломатических представительств за рубежом, торговых представительств, института почетных консулов, а также проработки вопросов определения штатных единиц в составе дипломатических представительств страны за рубежом в дипломатическом ранге советника-посланника, назначаемого по представлению Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан и подотчетного ему, и атташе в посольствах Казахстана в отдельных странах для создания института представителей по вопросам инвестиций, торговли и технологий. Будет введена рейтинговая оценка их деятельности;
- создание постоянно действующей комиссии по иностранным инвестициям под руководством Премьер-Министра Республики Казахстан с целью координации и контроля деятельности государственных органов и национальных холдингов по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику Казахстана и защиты прав и интересов иностранных инвесторов. Комиссия будет выполнять роль "омбудсмена" для иностранных инвесторов.