Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 10:10, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования экономики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать социально-экономическую сущность фискальной системы;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об основах деятельности налоговой системы страны;
3.Рассмотреть налоговую политику РФ как регулятор бюджета страны;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
Тема данной работы актуальна потому, что налоги представляют собой один из важнейших финансовых рычагов, с помощью которых государство воздействует на экономику в стране. Налоговая система представляет собой мощнейший экономический регулятор, который активно воздействует на рынок и на другие экономические сферы.
Объект исследования – налоги в современной экономике государства.
Предмет исследования – государственная фискальная политика.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования экономики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать социально-экономическую сущность фискальной системы;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об основах деятельности налоговой системы страны;
3.Рассмотреть налоговую политику РФ как регулятор бюджета страны;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
1. Единый социальный налог.
В настоящее время российская система социальных налогов состоит из:единого социального налоги (ЕСН), который делится на платежи в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В качестве налогоплательщиков признаются (ст. 235 Кодекса):
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
2. Налог на доходы физических лиц.
Налог на доходы физических лиц является центральным в системе налогообложения населения. Налог относится к прямым, а по уровню взимания — к федеральным налогам. Он уплачивается на всей территории страны по единым ставкам. Действующее законодательство не предусматривает установления местных ставок этого налога.
Основная сумма поступлений налога зачисляется в бюджеты субъектов Федерации. В федеральный бюджет РФ поступает значительно меньшая доля. В соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено, что доходы федерального бюджета РФ формируются за счет налога на доходы физических лиц в размере 1% доходов от общих поступлений данного налога.
В качестве налогоплательщиков выступают:
• физические лица, являющиеся налоговыми резидентами России. Статус налогового резидента имеют лица, проживающие на территории России не менее 183 дней в календарном году. Налоговые резиденты уплачивают налог со всех полученных доходов, т.е. несут полную налоговую ответственность;
• физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Статус налогового нерезидента имеют лица, находящиеся на территории страны меньше 183 дней в календарном году. Налоговые нерезиденты уплачивают налог лишь с дохода, полученного от источников в РФ, т.е. несут ограниченную налоговую ответственность.
3. Акцизы
Акцизы устанавливаются на товары массового спроса. Это — косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня. В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет один раз, ими облагается вся стоимость продукта. Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, они — один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления
Согласно ст. 181 Кодекса подакцизными товарами и подакцизным минеральным сырьем признаются следующие позиции:
спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением коньячного);
спиртосодержащая продукция с долей спирта более 9% (за исключением лекарственных товаров, ветеринарных препаратов, парфюмерно-косметической продукции и др.);
алкогольная продукция с долей спирта более 1,5%;
пиво;
табачная продукция;
ювелирные изделия (за исключением государственных наград, медалей, знаков отличия и т.п.);
легковые автомобили и мотоциклы;
автомобильный бензин;
дизельное топливо;
моторные масла;
нефть и стабильный газовый конденсат;
природный газ.
Субъектами налогообложения, т.е. налогоплательщиками акцизов, в соответствии со ст. 179 Кодекса признаются:
• организации;
• индивидуальные предприниматели;
• лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
4. Налог на добавочную стоимость.
Обложение налогом на добавленную стоимость охватывает товарооборот внутреннего рынка страны и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций'. В настоящее время в России (и в европейских странах) используется принцип места назначения: налог уплачивают при импорте товаров и услуг, но не взимают при их экспорте.
Налог на добавленную стоимость является косвенным многоступенчатым налогом. Основная функция налога — фискальная. Вся сумма поступлений НДС начиная с 2001 г. зачисляется в федеральный бюджет РФ.
Согласно ст. 143 Кодекса налогоплательщиками данного налога признаются:
организации;
индивидуальные предприниматели;
лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РФ.
5. Налог на прибыль.
Прибыль — один из ключевых показателей эффективности деятельности предприятия. За счет роста прибыли осуществляется развитие и совершенствование производства. Чистая (нераспределенная) прибыль служит индикатором производственного потенциала и осуществления новых инвестиций без привлечения внешних источников финансирования. Отсутствие прибыли прямо влияет не только на размер выплачиваемых дивидендов, но и на снижение курсовой стоимости акций.
Налог на прибыль — прямой, личный налог, основанный на принципе резидснтства. Основное функциональное предназначение этого налога — обеспечивать эффективность инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного налога вторична.
Проводимая в Российской Федерации налоговая реформа непосредственно связана с принятием новой гл. 25 «Налог на прибыль организаций», основанной на положениях части первой Кодекса. Новое законодательство насчитывает 87 статей и существенно изменяет и конкретизирует порядок исчисления и уплаты налога на прибыль хозяйствующих субъектов.
Налоговая теория — система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества.
Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом.
Суть теории обмена — возмездный характер налогообложения, т.е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги но охране, поддержанию порядка и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений.
Согласно атомистической теории как разновидности предыдущей налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Никто не может отказаться от налогов, которые выстукают платой общества за мир и выгоды гражданам. Получается обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой.
Теория налога как страховой премии рассматривает налоги как платеж, уплачиваемый на случай наступления какого-либо риска
Центральная идея кейнсиаиской теории заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощью налогов.
На количественной оценке денежного обращения основана теория монетаризма. Согласно этой теории налоги наряду с иными компонентами воздействуют на обращение, через налоги изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейн-сианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономки.
К частным теориям налогов относится в первую очередь теория соотношения прямого и косвенного обложения.
В теории единого налоги лежит мысль, что налоги в итоге уплачиваются из одного источника — доходов.
Теория пропорционального налогообложения базируется, па ослаблении налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы).
Теория прогрессивного налогообложения основана па усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика.
Теория переложения налогов изучает справедливость распределения .налогового бремени в зависимости от форм обложения., эластичности спроса и предложения.
3.1. Роль налогов в формировании финансов государств
Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации — унитарные предприятия) и ряда специальных фондов.
Доля национального дохода, перераспределяемого через систему налогов и сборов, зависит от задач и функций государства. В тех странах, где государство особенно активно осуществляет социальную политику (скандинавские страны, Франция, Германия и др.), доля огосударствляемого национального дохода, как правило, выше. На общий размер налоговых изъятий и их долю в национальном доходе значительно влияют такие факторы, как милитаризация, формы и методы государственного вмешательства в экономику, размеры государственной собственности.
3.2. Налоги как инструмент социальной политики.
Таким образом, серьезные экономические сбои лежат в основе глубокого кризиса всего российского общества. Понятно, что преодоление этого кризиса становится главной задачей, целью и смыслом деятельности государства, которое обязано использовать для этого все имеющиеся в его распоряжении средства или, строго говоря, разработать и реализовать систему мер по выходу из кризиса. Очевидно и то, что важнейшим элементом такой системы станет финансово-кредитный блок (в том числе налоги).
Общий налоговый режим и налоговое бремя безусловно относятся к важным макроэкономическим факторам экономического прогресса. Если налоговая система следует классическим принципам своего построения (равенство, нейтральность, простота, удобство и др.), то тем самым она способствует созданию благоприятных условий для производства. Важно и то, на что расходуются собираемые налоги: структура бюджетных расходов (и не в меньшей мере, чем их объем) накладывает отпечаток на реальное налоговое бремя и несомненно должна учитываться при разработке налоговой политики.
Регулирующее действие фискальной сути налогов на народное хозяйство в целом проявляется на стадиях экономического цикла в так называемой автоматической фискальной политике, выражающейся в “автоматическом” изменении налоговых поступлений и государственных расходов в результате изменения объема производства и доходов.
Налоги составляют общее условие хозяйствования и не могут быть инструментом оперативного управления.
Таким образом, несмотря на то, что простая непосредственная денежная основа налоговых отношений ставит налоги в положение исключительно привлекательного орудия прямого воздействия на самые разные социально-экономические процессы, применение налоговых методов регулирования (в первую очередь, налоговых льгот) вступает в противоречие с такими сущностными принципами обложения, как всеобщность, равенство, нейтральность, чем разрушается функциональная определенность налога.
Для современной российской экономики понятие «инвестиционный кризис», к сожалению, стало привычным, а инвестиционный спад как в промышленности, так и в научно-технической сфере, несет реальную угрозу разрушения производственного потенциала страны.
В системе мер государственного регулирования инвестиционная политика стала объектом особой заботы и самого пристального внимания многих государств, особенно развитых. Объем инвестиций рассматривается как один из важнейших показателей благополучия экономики, а колебания инвестиционных вложений — как индикатор изменений совокупного спроса и в перспективе — объема национального производства и занятости населения.