Государственное регулирование монополистической деятельности на примере развитых индустриальных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой: раскрыть важность государственного регулирования монополистической деятельности на примере развитых индустриальных стран.
Задачи:
- изучить возникновение, сущность, формы, виды и тенденции монополии;
- проанализировать опыт зарубежных индустриальных развитых странпо антимонопольному регулированию;
- рассмотреть и сделать аналих методов антимонопольной политики в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике
1.1. Возникновение и сущность монополии…………………………………...5
1.2. Формы и виды монополий………………………………………………….6
1.3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция………………………….11
2. Монополия и антимонопольное регулирование за рубежом
2.1. Опыт антимонопольного регулирования в западных странах…………..15
2.2. Антимонопольное регулирование в США………………………………..21
3. Антимонопольная политика в РФ
3.1. Особенности российского монополизма………………………………….26
3.2. Антимонопольная политика в России……………………………………..29
3.3. Методы антимонопольной политики……………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………43
Список используемой литературы……………………………………………..45
Приложение……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Государственное регулирование монополистической  деятельности на примере  развитых индустриальных стран.

Введение………………………………………………………………………….3

1. Монополистические  тенденции и монополии в рыночной  экономике

1.1. Возникновение  и сущность монополии…………………………………...5

1.2. Формы и  виды монополий………………………………………………….6

1.3. Монопольная  цена. Монополия и конкуренция………………………….11

2. Монополия  и антимонопольное регулирование  за рубежом

2.1. Опыт антимонопольного  регулирования в западных странах…………..15

2.2. Антимонопольное регулирование в США………………………………..21

3. Антимонопольная  политика в РФ

3.1. Особенности  российского монополизма………………………………….26

3.2. Антимонопольная  политика в России……………………………………..29

3.3. Методы антимонопольной  политики……………………………………...35

Заключение………………………………………………………………………43

Список используемой литературы……………………………………………..45

Приложение……………………………………………………………………...47 

Введение

      Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально  развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг.

      Возникновение монополий - исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный  развитием концентрации производства и научно-техническим прогрессом.

      Еще в прошлом веке во многих странах  монополизм был квалифицирован как  экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные  законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.

      Поэтому необходимо понять, что, несмотря на те негативные явления, которые появляются с возникновением монополий и  против которых направлены антимонопольные  законы во многих странах, монополии прочно вошли в экономику отдельных стран и мира в целом.

      Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально  развитых странах, в качестве обязательного  элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. [3] 

      Актуальность  темы обусловлена тем, что монополии  ограничивают выпуск продукции и  устанавливают более высокие  цены в силу своего монопольного положения  на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы - монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения научно-технического прогресса (НТП). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции

      В данной курсовой работе будут рассмотрены  основные причины возникновения  монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной  монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой. Также будет проведён анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и на территории РФ.

      Цель  данной курсовой: раскрыть важность государственного регулирования монополистической деятельности на примере развитых индустриальных стран.

      Задачи:

      - изучить возникновение, сущность, формы, виды и тенденции монополии;

      - проанализировать опыт зарубежных  индустриальных развитых странпо антимонопольному регулированию;

      - рассмотреть и сделать аналих  методов антимонопольной политики  в РФ.

      При написании данной курсовой использовались работы и труды зарубежных и отечественных  авторов. 

  1. Монополистические тенденции и монополии  в рыночной экономике
    1. Возникновение и сущность монополии

       Монополия (греч. monos - один, poleo - продаю) - крупный  собственник, который захватывает  подавляющую часть рыночного  пространства в целях своего обогащения.

       История монополии восходит к глубокой древности, а о возрастающей роли её в мировой экономике стали говорить только во второй половине XX в. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX в., во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений - кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название "дети кризиса". [5]

       В общем виде монополия - это исключительное право государства или другого  хозяйствующего субъекта в какой-либо сфере деятельности. Существуют два  подхода к понятию "монополия". Первый подход, относящийся к началу XX в. и получивший развитие в политэкономии империализма, рассматривает монополию как тип фирмы. Согласно этой точке зрения, монополия представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в мире в целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка.

       Другая  трактовка понятия "монополия", более распространенная в современных экономических исследованиях, исходит из экономического поведения фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.

       Монополия как вид экономической структуры  рынка представляет определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

       Монополия предполагает, что в отрасли имеется  только один производитель, который  полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение. 
 

    1. Формы и виды монополий

      В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.

      1. С учетом степени охвата экономики  выделяются такие виды монополистических  организаций.

      * В масштабе определенной отрасли  - чистая монополия. В этом случае  действует один продавец, доступ  на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой. 

      * В масштабе национального хозяйства  образуется абсолютная монополия.  Она находится в руках государства  или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т. п.).

      * Монопсония (чистая и абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров.

      2. В зависимости от характера  и причин возникновения различают  следующие виды монополий.

      * Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

      Существуют  два типа естественных монополий:

      а)  природные монополии. Рождение таких  монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

      б)   технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

      Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

      Наиболее  крупномасштабными монополиями  обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

      Стэнли  Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится  дешевле, чем его производство двумя  или более фирмами, то говорят, что  отрасль является естественной монополией.

      * Административная монополия

      Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

      * Государственные монополии

      Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

Информация о работе Государственное регулирование монополистической деятельности на примере развитых индустриальных стран