Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:16, контрольная работа
1.Территориальное развитие - как предмет государственного регулирования.
2. Экономическая сущность инвестиций.
ВАРИАНТ 2
1.Территориальное развитие - как предмет государственного регулирования.
2. Экономическая сущность инвестиций.
План
Введение. 4
1. Территориальное развитие - как предмет
государственного регулирования. 5
2. Экономическая сущность инвестиций. 11
Заключение. 13
Список литературы.. 14
Введение
В современной экономике периодически
возникает необходимость систематических
регулирующих воздействий со стороны
государственных институтов, особенно
в тех областях, где самостоятельные хозяйствующие
субъекты не заинтересованы в решении
сложных социально-экономических проблем.
Именно поэтому проблема государственного
регулирования территориального развития
особенно актуальна в настоящих условиях,
когда идет поиск баланса между рыночными
методами регулирования и государственным
воздействием на развитие экономики. Государство
регулирует основные процессы и представляет
собой внешнюю по отношению к фирме, компании,
предприятию систему.
Сегодняшнее состояние системы государственного
территориального вития не образует основу
для стабилизации положения экономики
депрессивных регионов, активизации инвестиционной
деятельности в них. Этому способствует
отсутствие определенности в целевых
стратегических ориентирах развития казахстанских
регионов, а без этого выход из кризиса
практически невозможен. В качестве такой
цели может быть представлена ориентация
всех регулирующих усилий на формировании
территориальной структуры экономики,
соответствующей как комплексу условий
развития казахстанских территорий, так
и целям осуществляемой социально-экономической
трансформации, обеспечивающей активизацию
общерегионального инвестиционного процесса.
Пространственный аспект социально-экономического
развития страны вносит два существенных
момента в методологию и практику государственного
управления: необходимость регионализации
инструментов и методов государственного
регулирования социально-экономических
процессов и появление особой функции
государства, воплощаемой в самостоятельном
инструменте — государственной региональной
политике. В этой связи крайне актуальным
представляется необходимость упорядочения
государственного регулирования территориального
развития в разрезе региональных налогово-бюджетных
отношений.
1. Территориальное развитие - как
предмет государственного
Регулирование территориального развития
не может быть результативным, если не
будет основываться на строгих теоретических
представлениях о сути этого развития
и смысле его регулирования.
Для определения сущности государственного
регулирования территориального развития
необходимо определить, конечно, сам смысл
и цель территориального развития. Сущность
территориального развития адекватна
сути и цели государственного регулирования,
которая будет определять конкретные
формы (структуру) государственного регулирования.
Государственное регулирование - понятие
гораздо более широкое, нежели экономический
механизм, поскольку оно включает в себя
ряд и неэкономических административных
механизмов, да и понятие "государственное
регулирование" и "экономический
механизм" в целом не однопорядковые,
поскольку механизм показывает всегда
методы и формы регулирования.
Для того, чтобы определиться с понятием
территориального развития необходимо
отметить системный характер региона.
Причем, региональная система, в свою очередь
является подсистемой более глобальной
системы, каковой выступает республика.
Регион, вместе с тем, выступает не простой
формой системной организации, а, как и
государство, является сложной социально-экономической
системой. Сложные социально-экономические
связи и строение элементов данной системы
определяют и понятие его развития.
Понятие развития региона как системы,
очевидно, должно подразумевать как и
понятие развития вообще положительную
динамику его параметров в целом. Таким
образом, государственное регулирование
территориального развития можно представить
как совокупность специально организуемых
действий политического, правового, политического,
финансового, экономического и иного характера
призванных, во-первых, давать стимулы,
(в том числе ресурсные) развитию тех территорий,
которые по объективными причинам не могут
функционировать в режиме саморазвития;
во-вторых, активизировать и ресурсно
поддерживать социальную мобильность
населения отдельных регионов (направленная
миграция); в-третьих, создавать условия
для возникновения и функционирования
государственно значимых потенциальных
точек роста (например, СЭЗ, технопарков
и т.п.); в-четвертых, обеспечивать выполнение
отдельными территориями общегосударственных
функций (например, содержание на территории
объектов республиканского назначения,
финансирование закрытых административно-
Вместе с тем, следует отметить, что региональная
система имеет ряд важных особенностей.
Во-первых, поскольку региональная система
является социально-экономической
Вторая особенность региональной системы,
подчеркивающая состояние именно развития территории
- это стабильность (устойчивость) положительной
динамики ее параметров. Эта особенность
также связана с социально-экономическим
типом региональной системы, важностью
достижения не кратковременных результатов
при помощи, например, распродажи предприятий
государственной собственности инвесторам,
но и обеспечением их стабильной работы
в последующем. Конечно, как система живая,
региональная система допускает некоторые
отклонения в процессе экономического
развития, однако в целом должна иметься
четкая тенденция к устойчивости положительных
значений.
Третья особенность региональной системы
-пропорциональность и сбалансированность
развития, означающая, что ее параметры
должны быть тщательно выверены, выдержаны
сложившиеся и экономически обоснованные
новые пропорции воспроизводственного
потенциала региона.
Таким образом, региональное развитие
- есть развитие, основанное на трех взаимосвязанных
характеристиках и свойствах такого развития
- устойчивости (стабильности), пропорциональности
(сбалансированности) и социальной направленности. С
этой точки зрения можно согласиться с
определением известных ученых В.Лексина
и А. Швецова: территориальное развитие
- такой режим функционирования региональных
систем, который ориентирован на позитивную
динамику параметров уровня и качества
жизни населения, обеспеченную устойчивым,
сбалансированным и взаимонеразрушаемым
Причем категории "устойчивость",
"пропорциональность" и "социальная
направленность" - не умозрительные категории, а
вполне осязаемые качественно и выражающиеся
количественно взаимосвязанные характеристики
состояния региональных систем. Все эти
свойства региональной системы взаимосвязаны
друг с другом и подразумевают не автономные
статические состояния этой системы, а
только одновременное их наличие в любой
момент времени. И только их одновременное
присутствие позволяет характеризовать
региональную систему как систему развивающуюся.
Устойчивость, например, предполагает
сохранение воспроизводственного потенциала
территорий (то есть его ресурсной, экологической,
хозяйственной и т.п. составляющих) в течение
длительного времени и только при сохранении
пропорциональности и социальной ориентированности
регионального развития. Можно сказать
и так: устойчивое развитие региона —
это устойчивая пропорциональность и
устойчивая социальная ориентированность
развития региона.
Аналогично, соблюдение для каждой региональной
системы воспроизводственных пропорций
будет обеспечивать устойчивость и социальную
ориентацию развития системы. Это касается
важнейших составляющих потенциала регионального
развития: экологической, природоресурсной
и социальной. При этом предполагается
не кратковременное обеспечение пропорциональности,
а наличие глубокой экономической подоплеки
в виде соответствующего экономического
механизма.
Социальная ориентация, к сожалению, сегодня
меньше всего учитывается в политике территориального
развития. Между тем именно динамика реального
уровня потребления социальных благ, длительности
жизни, параметров физического и духовного
здоровья, образованности и т.п. формирует
главные результирующие показатели территориального
развития. Причем, как уже говорилось,
социальная составляющая должна быть
устойчивой и сбалансированной с природными,
экономическими и другими ресурсами территории,
ибо временное благополучие достижимо
и на основе, например, той же хищнической
эксплуатации территории.
Социальная мобильность позволяет снижать
отрицательный эффект территориальных
диспропорций. Так, благодаря социальной
мобильности в результате массового оттока
населения из районов экологического
бедствия в Алматинский регион в Казахстане
значительно снижены социальные последствия
экологических катастроф в Аральском
и Семипалатинском регионах. Сегодня в
значительной степени благодаря социальной
мобильности решаются проблемы малых
городов.
С другой стороны, это не означает возможность
самоустранения государства от решения
проблем такого характера, поскольку,
во-первых, население таких регионов не
имеет финансовых возможностей для переездов.
Во-вторых, этих переселенцев не ждут в
местах приезда, поскольку в республике
в условиях экономического кризиса практически
нет областей, способных принимать все
желающее переехать население. В-третьих,
отток населения способен затянуть выход
из экономического кризиса в депрессивных
районах, поскольку покидает регион в
первую очередь квалифицированная рабочая
сила. В-четвертых, без государственного
регулирования маловероятным становится
процесс самостоятельного притока капитала
в такие регионы, поскольку в данном случае
инвестиции становятся особенно рискованны,
тормозится создание необходимой рыночной
инфраструктуры.
Поэтому только прямое или опосредованное
регулирование территориального развития со
стороны государства в состоянии эффективно
осуществить территориальное развитие. Регулирование
территориального развития следует понимать
как специально выработанные программные
меры системного характера по обеспечению
устойчивого и сбалансированного функционирования
региональных систем, имеющего главным
целевым ориентирам улучшение качества
и повышение уровня жизни.
В целом такие регулирующие воздействия
могут осуществляться локально, регионально
и на государственном уровне. Соответственно
меняются объект и субъект регулирования,
но идеологические доминанты остаются
на всех уровнях прежними: социализация,
устойчивость, пропорциональность.
Очевидно, что меры государственно-регулятивного
характера могут считаться таковыми, если,
во-первых, их логика сопряжена с соответствующими
законами; во-вторых, если их масштаб исходит
из реальных ресурсов, в-третьих, если
имеется возможность выбора и реализации
регулятивных мер, адекватных конкретной
ситуации и, в-четвертых, если есть средства
объективного контроля выполнения намеченного
действия и достижения намеченных результатов.
Отечественный арсенал средств государственного
регулирования обширен и многообразен,
многие из них не имеют даже аналогов в
мировой практике. Проблема, однако, в
том, что практически все эти средства
применяются не системно, их задействование
не встроено в единую структуру госрегулирования
и почти никогда не являются результатом
жесткого критериального отбора (некоторое
исключение составляют разве что трансферты).
При этом ни одно из рассматриваемых регулятивных
действий не подкреплено должным образом
ресурсным обеспечением. В этом повинны
как общая кризисная ситуация в экономике,
так и непосредственно недостатки в государственной
политике, отказ от политики жесткого
отбора объектов регулирования, отсутствие
механизмов использования полученных
ресурсов.
Необходимость помощи для одних регионов
означает одновременно повышенное изъятие
доходов других, размеры поддержки имеют
тоже дифференцированный характер в зависимости
от задач и сложившейся ситуации в регионах.
Возникает глобальная проблема перераспределения
финансовых средств в масштабах страны
или, другими словами, экономического
механизма государственного регулирования
регионального развития.
Функции республиканского уровня состоят
в создании наиболее благоприятных общих
условий для функционирования общенационального /
В современных условиях формирование
социально-экономической вертикали и
горизонтали тормозится еще и правовой
неурегулированностью всего комплекса
проблем отношений между этими уровнями
власти в области собственности и обеспечения
каждого из них соответствующими финансовыми
ресурсами. Причем в нынешних условиях,
при тотальной смене форм собственности
на финансовые аспекты социально-экономических
связей всех уровней влияет в значительной
мере трансформация форм собственности.
Например, согласно Гражданскому Кодексу
государственная и коммунальная собственность
существуют автономно и властные структуры
каждого уровня (республиканского и областного
(городского), не отвечая по взаимным обязательствам,
могут определять пути разгосударствления
и приватизации. Однако на практике вся
совокупность актов по приватизации, принятых
республиканскими органами, противоречит
этим положениям, и по существу чтобы добиться
этого права приходится принимать специальной
указ по подобию указа о статусе Алматы.
Вмешательство республиканских органов
во все вопросы приватизации объектов
собственности региональных органов власти
противоречит изначальным принципам самостоятельности
регионов.
Не меньше противоречий в бюджетно-финансовых
взаимоотношениях между центром и регионами. Пока
еще не распределены права между центром
и регионами в области формирования доходной
и расходной части бюджетов даже в концептуальном
плане, не говоря о юридическом оформлении.
Не решена проблема рентных и других платежей
за ресурсы, которая законодательно не
отрегулирована, хотя в Казахстане, богатом
природными ресурсами для половины областей
- это важнейший вопрос. В частности, не
разработаны подходы к определению нормативов
поступлений от хозяйственного использования
всех видов природных ресурсов, находящихся
на территории региона республики.
При сокращении бюджетного финансирования
не установлен порядок перераспределения
доходов между бюджетами различных уровней
в пользу бюджетов регионов. Четко не разграничены
полномочия республиканского и регионального
уровней власти в области налоговой политики
(вопросы введения региональных и местных
налогов и уровня их ставок).
В то же время, очевидно, что в каждом регионе
экономический механизм отношений с центром
может обрести свою специфику, - в государственном
регулировании, в организационно-хозяйственной
структуре и системе стимулирования, связанную
с различными факторами -экологическими,
отраслевыми и пр. Но при этом в каждом
из этих рычагов управления национальным
хозяйством должны быть выделены те аспекты,
которые будут способствовать развитию
интеграционных процессов между регионами.
2. Экономическая сущность
Термин «инвестиции» происходит от латинского
слова invest, что означает «вкладывать».
В широкой трактовке инвестиции могут
быть определены как долгосрочное вложение
капитала с целью последующего его увеличения,
т.е. вложение экономических ресурсов
с целью создания и получения в будущем
чистой прибыли, превышающей общую начальную
величину инвестиций (вложенного капитала).
При этом прирост капитала должен быть
достаточным, чтобы компенсировать инвестору
отказ от использования имеющихся средств
на потребление в текущем периоде, вознаградить
его за риск и возместить потери от инфляции
в предстоящем периоде.
В чем же состоит экономическая сущность
инвестиций? Хотя и иностранные, и отечественные
авторы работ по экономике довольно близки
в ответе на этот вопрос, есть и отличия,
иной раз очень заметные. Так, определение
К. Макконелла: “расходы на строительство
новых заводов, на станки и оборудование
с длительным сроком службы” – похоже
на то, которое давали еще отечественные
учебники. В этом случае ничего не говорится
о том, что инвестиции должны обеспечивать
прибыль.
С другой стороны, П. Самуэльсон считает
инвестициями прирост капитала страны
за счет частичного отказа от текущего
потребления – в целях увеличения потребления
в будущем – то есть инвестициями считается
лишь то, что обеспечивает доход, и лишь
те средства, которые берутся из текущей
прибыли. В основном, однако, современные
авторы считают обязательным условием
инвестиций их будущую доходность, но
ничего не говорят об источнике инвестиций
– он может быть любым. В более широкой
форме определения понятия инвестиций
говорится не только о доходности в буквальном
смысле, но и просто о “положительном
эффекте”, который может выразиться в
разных формах[2].
Определение экономической сущности инвестиций
будет выглядеть неполным, если не учитывать
динамики инвестирования, того факта,
что в инвестировании фактор времени играет
ключевую роль. Инвестиции – это целостный
процесс, осуществляемый с определенной
целью, и в ходе которого происходит последовательная
смена форм собственности.
Таким образом, экономическая сущность
инвестиций заключается во вложении капитала
в полном смысле этого слова – деньги,
ценные бумаги, имущество, паи и т.д. –
в любые объекты экономики, целью которого
является получение прибыли либо другого
эффекта, достигающегося в соответствии
с базовыми рыночными принципами.
Инвестиции предопределяют в конечном
итоге рост экономики. Состояние экономики
страны зависит от эффективности функционирования
всех субъектов хозяйствования, т.е. коммерческих
организаций. Инвестиции, и в первую очередь
капитальные вложения, служат основой
для обеспечения этой эффективности на
предприятии.
Инвестиции на микроуровне необходимы
для достижения следующих целей:
· увеличения и расширения сферы деятельности;
· недопущения чрезмерного морального
и физического износа основных производственных
фондов;
· снижения себестоимости производства
и реализации продукции;
· повышения технического уровня производства
на основе внедрения новой техники и технологий;
· улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности
продукции;
· повышения техники безопасности и осуществления
природоохранных мероприятий;
· обеспечения конкурентоспособности
предприятия;
· приобретения ценных бумаг и вложения
средств в активы других предприятий;
· приобретения контрольного пакета акций
и др.
В конечном итоге они необходимы для обеспечения
нормального функционирования предприятий
в будущем, стабильного финансового состояния
и получения максимальной прибыли. Все
это определяет роль и значение инвестиций
па микроуровне.
Таким образом, инвестиции являются важнейшей
экономической категорией, и они играют
исключительно важную роль как на макро-,
так и на микроуровне, и в первую очередь
для простого и расширенного воспроизводства,
структурных преобразований, получения
максимальной прибыли и на этой основе
решения многих социальных проблем.
Заключение
Инвестиции могут быть определены как
долгосрочное вложение капитала с целью
последующего его увеличения, т.е. вложение
экономических ресурсов с целью создания
и получения в будущем чистой прибыли,
превышающей общую начальную величину
инвестиций. При этом прирост капитала
должен быть достаточным, чтобы компенсировать
инвестору отказ от использования имеющихся
средств на потребление в текущем периоде,
вознаградить его за риск и возместить
потери от инфляции в предстоящем периоде.
Инвестиционный процесс - это последовательность
этапов, действий, процедур и операций
по осуществлению инвестиционной деятельности.
Конкретное течение инвестиционного.
Чрезвычайно важно понимать, что поскольку
инвестиционный процесс, инвестирование
связаны с долгосрочными вложениями экономических
ресурсов с целью создания и получения
выгоды в будущем, то основной аспект,
сущность этих вложений заключаются в
преобразовании собственных и заемных
средств инвестора в активы, которые при
их использовании создадут новую стоимость.
Приоритеты тех или иных форм инвестирования
определяются как внутренними, так и внешними
факторами. Важнейшим из внутренних факторов
является функциональная направленность,
т.е. основная деятельность компании-инвестора.
Другие внутренние факторы таковы: стратегическая
направленность операционной деятельности,
величина предприятия, этап его жизненного
цикла. Для крупных предприятий и организаций
реального сектора экономики, а также
находящихся на стадии «зрелости» характерен
рост финансовых инвестиций. Для предприятий
более ранних стадий развития преобладающая
форма инвестирования - вложения в материальные
и нематериальные активы.
Список литературы
1. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995
г.
2. Гражданский кодекс Республики Казахстан.
Алматы, 1993 г.
3. Налоговый кодекс Республики Казахстан.
Алматы, 2002 г.
4. Адильбеков Д.З. Проблемы социально –
экономического развития регионов РК
(на примере Северного Казахстана). - Астана:
«Сары - Арка», 2002.
5. Алимбаев А.А. Государственное регулирование
экономики. - Алматы, 1999.
6. Бибатырова И.А. Государственное регулирование
национальной экономики. - Алматы: Казак
әдебиеті , 2004.
7. Бурлаков Л.Н. Модернизация системы регионального
и местного самоуправления в Казахстане.
- Астана, 2006.
8. Васильев В.П. Государственное регулирование
экономики (схема и статистика). Учебное
пособие. - М.: Дело и Сервис, 2006.
9. Государственная экономическая политика.
Учебное пособие./Под редакцией Т.Г.Морозовой.
- М.: ЮНИТЦ, 2006.
10. Государственное регулирование рыночной
экономики. Под общ.ред. д.э.н., проф. В.И.Кушлина
и д.э.н., проф. Н.А.Волгина. - М.: «Экономика»,
2000.
11. Грицюк Т.В. Государственное регулирование
экономики: теория и практика. - М.: РДЛ,
2006.
12. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного
регулирования экономических и социальных
процессов. Учебное пособие. - М., Гардарики,
2004.
13. Мамырова М.К. Эффективность инвестиций
в промышленном
производстве: монография. КазГАУ. - Алматы:
Экономика, 2001.
14. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное
регулирование экономики в условиях Казахстана:
Теория. Опыт. Проблемы. - Алматы: Экономика,
1998.
15. Молдабеков Ж.Ж. Государственность Казахстана:
эволюция становления: к 10-летию независимости
РК. – Алматы: Білім, 2001.
16. Никифорова Н.В., Максутов А.Б. Государственное
регулирование естественными монополиями
в Казахстане: ретроспективно прагматичный
подход: монография./КазГАУ - Алматы: Институт
развития Казахстана, 2001.
17. Орешин В.П. Государственное регулирование
национальной экономики. - М.: ИНФРА– М,
2001.
18. Экономическая теория. Под ред. А. И.
Добрынина, Л. С. Тарасевича. - СПб., 1999.
[1] Орешин В.П. Государственное регулирование
национальной экономики. - М.: ИНФРА– М,
2001. – с.117.
[2] Экономическая теория. Под ред. А. И. Добрынина,
Л. С. Тарасевича. - СПб., 1999. – с.223-224.