Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:55, реферат

Краткое описание

В большинстве развитых и развивающихся стран, в том числе и в России, произошли существенные изменения в традиционных сферах государственного регулирования экономики – бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, социальной сфере, регулировании предпринимательской деятельности, стимулирования инвестиций, государственном секторе экономики, вызвавшие сокращение государственного вмешательства в экономику.

Вложенные файлы: 1 файл

ГРЭ РЕФЕРАТ.docx

— 30.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Государственное  регулирование экономики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу  выполнила:

Научный руководитель:

 

Москва 2012

 

 

В настоящее время современная  экономика предполагает активное участие  государства как субъекта рыночно-экономических  отношений.

В большинстве развитых и развивающихся  стран, в том числе и в России, произошли существенные изменения  в традиционных сферах государственного регулирования экономики – бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, социальной сфере, регулировании предпринимательской  деятельности, стимулирования инвестиций, государственном секторе экономики, вызвавшие сокращение государственного вмешательства в экономику. Рыночная экономика развивается не равномерно, циклично, минуя базы стабильного развития, поэтому государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства, ведь регулирование экономики должно базироваться на знании функционирования и динамики.

Вмешательство государства  в экономику происходит в следующих  случаях:

  1. Отсутствие в совершенной конкуренции;
  2. Недоступность рыночным субъектам необходимой информации;
  3. Необходимость свободного перераспределения благ и услуг в соответствии с рыночными ценностями;
  4. Отсутствие многих видов рынков;
  5. Наличие внешних факторов, которые требуют компенсационных действий;
  6. Существование сфер, связанных с созданием благ и услуг коллективного пользования;
  7. Разграничение потребностей в плане снижения или повышения интереса к этим потребностям.

Применительно к современной  экономике России государство обеспечивает устойчивость экономического роста, осуществляет эффективность преобразования экономических систем для повышения гибкости институтов страны и защищает национальные интересы во внешнеэкономических интересах.

 

Представления о  роли государства в экономике.

 

Неоклассическая теория.

Среди основателей этой теории выделяются такие ученые, как А. Маршалл, Э.Чемберлин и М. Фридман. Экономика в данном направлении рассматривается как равновесная и гармоничная система, в которой эгоизм определяется как ведущий компонент в достижении благосостояния всего общества. По мнению ученых, государство не должно вмешиваться в функционирование рынка, но должно создавать благоприятные условия для эффективного взаимодействия рынка и предпринимательства.

 

Монетаризм.

Теория Фридмана опирается  на количественную теорию денег: денежная масса, которая находится в обращении, оказывает влияние на уровне цен. Деньги выполняют функцию управления спросом и оказывают влияние  на объем производства и занятость.

 

Теория налоговой  политики.

Создателями являются А. Лаффер и Дж. Гилдер. Они стремились найти выход из стагнации производства. Основное внимание уделяется использованию факторов производства, важным средством стимулирования предпринимательства считается налоговая политика государства.

 

Теория кейнсианства.

Дж. М. Кейнс и его последователи создали концепцию, в рамках которой утверждается, что рынок может гибко приспосабливаться к новым потребностям, но он не в состоянии эффективно решить все экономические проблемы.

 

Антициклическое регулирование.

Главное направление такой  политики – воздействие на инвестиции.

Индикативное  планирование.

Основой концепции является идея, которая предполагает равную заинтересованность субъектов в  осуществлении задач. Индикативное планирование включает в себя позиции  прогнозирования, определения средств  реализации плана и корректировка  планов.

 

Воздействие государственного регулирования на рынок.

Роль государства в  рыночной экономике проявляется  через следующие функции:

  1. Правовое обеспечение экономической деятельности. Основное значение в этом обеспечении имеет поддержка права собственности;
  2. Организация денежного обращения;
  3. Регулирование массы и скорости оборота денег, валютного курса, кредитных отношений и бюджетного сектора;
  4. Перераспределение доходов в обществе. Это проводится для обеспечения стабильности в обществе;
  5. Производство общественных товаров и услуг, которые призваны удовлетворять коллективные потребности;
  6. Минимизация издержек, возникающих при эксплуатации экономической системы;
  7. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции;
  8. Поддержка малого и среднего бизнеса;
  9. Оптимизация влияния внешних эффектов, которые не воздействуют на рынок и не выражаются в денежной форме;
  10. Поддержание оптимального уровня занятости, минимизация безработицы и издержек от нее;
  11. Проведение региональной, экономической и социальной политики, которая должна отвечать коренным интересам страны и её населению;
  12. Реализация национальных интересов в мировой экономике, поддержка конкурентоспособной экономики.

Так же эти функции  могут  быть расширены за счет конкретизации  и путем добавления новых устойчивых задач.

Государство оказывает воздействие  на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и  государственное предпринимательство.

Государственные расходы  считаются одним из важных элементов  макроэкономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок, которые вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, и трансфертных платежей, которые не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного потребления товаров к общественному. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления.

Другим важным инструментом государственной политики является  налогообложение, ведь налоги являются основным источником бюджетных средств  и благодаря им в бюджет попадают значительные  суммы. Но часто происходит такая ситуация: государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели начинают уклоняться от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств, и государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг.

 

 

 

Государственное регулирование занятости и рынка  труда.

Регулирование занятости  определяется как совокупность мер  государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с  целью достижения поставленных целей. Цели регулирования занятости отражают нормативное состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая актуальные проблемы.

Регулирование занятости  имеет несколько уровней:

  1. Общегосударственный уровень. Здесь решаются кардинальные социально-экономические задачи общества, причем большинство принимаемых решений в той или иной степени отражаются на занятости;
  2. Региональный уровень. Находится в пределах компетенции местных властей и возможностей соответствующих бюджетов, где принимаются решения по вопросам регулирования рынка труда, включая вопросы сдерживания массового высвобождения работников, расширения социальной помощи безработным;
  3. Локальный уровень. Здесь осуществляются взаимоотношения субъектов рынка труда, конкретного человека с работодателем, Центром занятости, местными органами исполнительной власти.

На всех уровнях регулирование  должно осуществляться на основе общеэкономической  концепции социально ориентированной  рыночной экономики

Государственное регулирование  занятости должно осуществляться по следующим основным направлениям:

  1. Поддержка индивидуальных частных предпринимателей, т.е. занятость, не требующая крупных затрат;
  2. Создание в регионах частных бюро содействия занятости  для оказания содействия в трудоустройстве и самостоятельной занятости элитарным клиентам;
  3. Создание специальных предприятий для организации общественных работ;
  4. Организация переобучения работников, подлежащих сокращению без прекращения с ними трудового договора;
  5. Использование администрациями регионов права на передачу части земельного фонда всем желающих инвесторам под обязательство создать новые предприятия, материальная и финансовая поддержка их создания;
  6. Создание специальных предприятий для обеспечения надомного труда;
  7. Создание предприятий для организации общественных работ по благоустройству, обслуживанию престарелых и т.д.
  8. Создание новых казенных предприятий на базе определенных федеральными органами несостоятельных предприятий.
  9. Обеспечение специальных программ внутренней миграции населения из кризисных районов.

 

Государственное регулирование  занятости и рынка труда в  России приобретает все более  важную роль. В России рынок труда  в основном сформировался на уровне регионов, и имеет признаки общенационального  рынка. 

Большое значение отводится  оптимизации соотношений занятости  трудоспособного населения различными видами деятельности (наемный труд, учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.).

Государственное регулирование  предполагает активизацию деятельности институтов рынка труда. Проводится сдерживание массовой открытой безработицы, ведется регистрация безработных, выплачиваются пособия по безработице, в размере от 850 до 4900 рублей, разрабатываются программы трудоустройства безработных.

Населению нужна помощь в открытии собственного дела: обучение основам ведения бизнеса в различных отраслях, выделение льготных кредитов и субсидий, предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга и в составлении бизнес-планов, защита от организованной преступности, льготное налогообложение на длительный период их деятельности. Особенно нуждается в налоговых льготах прибыль, инвестируемая в развитие производства и создание новых рабочих мест.

Приближение уровня минимальных  доходов неработающих граждан (пенсий, стипендий, пособий) к величине прожиточного минимума является важным условием снижения напряженности на рынке труда  и обеспечения социальной стабильности в обществе, баланса интересов  различных слоев населения. Но достижение такого баланса зависит от возможностей государства. Необходим также высокий уровень производительности труда в экономике.

Особое место в борьбе с безработицей должны занять целевые  программы для наиболее уязвимых категорий граждан, которыми являются инвалиды, женщины, имеющие детей, молодежь, длительно безработные и др. Ведущее место среди них должно принадлежать программам профессиональной подготовки и переподготовки.

Таким образом, разрозненные меры государства в области занятости  и рынка труда целесообразно  объединить в рамках единого раздела  социально-экономической политики, придать ему приоритетное направление  в деятельности Правительства России и администраций субъектов Российской Федерации.

Прогнозируемое ухудшение  ситуации на рынке труда потребует от местных органов законодательной и исполнительной власти, служб занятости принятия дополнительных мер по обеспечению занятости населения в экстремальных условиях на рынке труда, в числе которых:

  1. Разработка программ экстренных краткосрочных мер по снятию социальной напряженности;
  2. Проведение экспертизы финансового состояния предприятий и организаций, осуществляющих массовое высвобождение работников;
  3. Приостановка процесса массового высвобождения работников или его поэтапное проведение;
  4. Увеличение масштаба общественных работ;
  5. Организация опережающего обучения и переподготовки работников предприятия в период проведения реорганизационных и ликвидационных процедур.

 

Законодательством о занятости в России предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Запрещается административное принуждение людей к труду. В настоящее время легализованы  как законные  общественно признанные формы трудовой деятельности: работы на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми людьми и инвалидами и т.д.

Индивидуальный труд и  предпринимательская деятельность приобретают статус столь же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве. Законом предусмотрена профессиональная деятельность российских граждан за рубежом.

Информация о работе Государственное регулирование экономики