Государственный бюджет и его проблемы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 23:16, реферат

Краткое описание

Государственный бюджет — это важнейший документ страны, показывающий финансирование деятельности правительства. Он включает в себя программы правительства, совокупность финансовых смет всех ведомств, источники и размеры поступлений в государственную казну и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………….....................3
Глава 1.Доходы и расходы государственного бюджет………………..….4-5
Глава 2.Бюджетная система и ее классификация РФ….................................6
Глава 3.Проблемы государственного бюджета РФ……………...……….…7
3.1Бюджетный дефицит и его виды..………………………………..….7-8
3.2Государственный долг, его виды, причины возникновения и последствия…………………………………………………………...……9-10
Заключение…………………………………………………………………..11
Список использованной литературы……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 28.43 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство науки и образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

Реферат

Государственный бюджет и его проблемы в России

 

 

 

 

Работу выполнила студентка гр. 2-ЭБ-1 Клепач Ю.А

                     Научный руководитель Агапов  И.А

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

Оглавление:

 

Введение………………………………………………………….....................3

Глава 1.Доходы и расходы государственного бюджет………………..….4-5

Глава 2.Бюджетная система и ее классификация РФ….................................6

Глава 3.Проблемы государственного бюджета РФ……………...……….…7

3.1Бюджетный дефицит и его виды..………………………………..….7-8

    3.2Государственный долг, его виды, причины возникновения и последствия…………………………………………………………...……9-10

 Заключение…………………………………………………………………..11

Список использованной литературы……………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственный бюджет — это важнейший документ страны, показывающий финансирование деятельности правительства. Он включает в себя программы правительства, совокупность финансовых смет всех ведомств, источники и размеры поступлений в государственную казну и т.д.

Госбюджет выполняет много функций, но главных из них три: распределительная, контрольная и регулирующая. Именно через эти функции в совокупности государственный бюджет становится регулирующим экономику рычагом в руках государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Доходы и расходы государственного бюджета.

 

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Доходы формируются за счёт:

  • налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;
  • неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходов целевых бюджетных фондов.

В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

  • военные;
  • экономические;
  • на социальные нужды;
  • на внешнеполитическую деятельность;
  • на содержание аппарата управления.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

  • Федеральный бюджет
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

 

 

Глава 2. Бюджетная система и ее классификация РФ.

Бюджетная классификация Российской Федерации — группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчётности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Формирует базу для наблюдения за движением бюджетных средств и факторного анализа бюджетных статей. Применение бюджетной классификации заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы. Существование бюджетной классификации предполагает присвоение каждому учреждению и организации определённого кода.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления — КОСГУ).

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы государственного бюджета РФ.

Государственный бюджет зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита или бюджетной задолженности.

3.1Бюджетный дефицит и его виды.

Бюджетный дифицит является финансовой категорией и выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций дадим его определение. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.

Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. в этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

В исключительных случаях превышение расходов над доходами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.

В мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:

Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.

Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

 

3.2Государственный долг, его виды, причины возникновения и последствия.

 Государственный долг-это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

Различают внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний – это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний — это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.

Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так как дата их погашения наступает очень быстро, но проценты по таким займам очень высокие. Поэтому рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

Внешний долг может появиться по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

В заключение можно отметить, что бюджет – это всегда компромисс между носителями различных социально-экономических интересов: собственниками и наемными работниками, общегосударственными и местными интересами, промышленностью и сельским хозяйством, отдельными отраслями и фирмами.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы.  

Именно бюджет, показывает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности и повышения эффективности производства.


 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1.Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред.М.И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 2007.

2.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ,2002.

3.Современная экономика: общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”, 1996.

4.Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 1996.

6.Экономика и бизнес. Под ред. В.Д. Камаева. М., МГТУ им. Н.Э. Бау, 1998.

7.Любимцев, Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики/ Ю. Любимцев// Экономист. – 2007. – №7.

 


Информация о работе Государственный бюджет и его проблемы в России