Доклад по "Коррупции и организованной преступности "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 11:18, доклад

Краткое описание

Важным криминологическим аспектом анализа коррупционных и организованных преступлений является необходимость учета их высокой латентности. Так, по оценке В.В. Лунеева, «удельный вес учтенной коррупции в структуре реальной коррупционной преступности в стране колеблется в пределах 1-5%. Если эти оценки признать более или менее адекватными, то реально в стране ежегодно совершается до 7 млн коррупционных деяний... в финансовом выражении это составляет 6% внутреннего валового продукта (ВВП)».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Соотношение коррупции и организованной преступности 2
Институционализация коррупции 10
Роль коррупции в организованной преступности 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Вложенные файлы: 1 файл

Коррупция и орг преступность.docx

— 40.01 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организованная преступность и коррупция - это сложные антисоциальные явления, которые не имеют государственных границ и многие десятилетия сопровождают социальное и культурное развитие большинства стран мира.

Значительный рост коррупционных и организованных преступлений в России, масштабы их распространенности, усилившаяся преступная экспансия в экономику относятся к числу наиболее острых проблем.

Динамика зарегистрированных преступлений по ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества) в 2000 - 2007 гг. указывает на рост с 170 преступлений в 2000 г. до 337 преступлений в 2007 г., т.е. почти в 2 раза. В 2000 г. выявлено 228 лиц, совершивших такие преступления, а в 2007 г. - 797, т.е. в 3,5 раза больше.

На оперативных учетах МВД России состоит свыше 13 тыс. организованных групп с числом участников более 40 тыс., из которых 450 - наиболее крупные организованные преступные формирования (ОПФ), численностью около 12 тыс. человек. Многие ОПФ имеют межрегиональные и международные связи.

Преступные формирования действуют практически во всех основных отраслях экономики, в каждом регионе, крупном городе и населенном пункте.

Соотношение коррупции и организованной преступности

Важным криминологическим аспектом анализа коррупционных и организованных преступлений является необходимость учета их высокой латентности. Так, по оценке В.В. Лунеева, «удельный вес учтенной коррупции в структуре реальной коррупционной преступности в стране колеблется в пределах 1-5%. Если эти оценки признать более или менее адекватными, то реально в стране ежегодно совершается до 7 млн коррупционных деяний... в финансовом выражении это составляет 6% внутреннего валового продукта (ВВП)».

Масштабы, степень влияния коррупции и организованной преступности на жизнедеятельность всего общества обусловили необходимость создания таких социальных механизмов, которые смогут нейтрализовать преимущества этих негативных явлений, переломить неблагоприятные тенденции их качественного изменения, снизить число такого рода преступлений.

Важность рассмотрения вопроса о соотношении коррупции с организованной преступностью обусловливается тем, что на научном, практическом и нормативно-правовом уровнях не существует единого взгляда на соотношение этих явлений, что, безусловно, не способствует правильному пониманию правовой их сущности, планированию адекватных мероприятий противодействия им.

Часто коррупцию и организованную преступность предлагают рассматривать в одном контексте - как близкие по смыслу явления. Ряд ученых вообще склонны рассматривать коррупцию и организованную преступность как одно целое или как структурный элемент относительно другого.

О. Г. Кальман считает, что использование коррумпированных связей - обязательный элемент в деятельности формирований, которые специализируются на совершении преступлений в сфере экономики. По его мнению, в российских условиях это в значительной мере обусловлено потребностью легализации значительных сумм денег, добытых организованными преступными группировками в процессе своей преступной деятельности. Непременным элементом организованной преступности, одним из основных ее признаков (элементов) признают коррупцию.

Анализируя взаимосвязь организованной преступности с коррупцией, А.И. Долгова отмечает, что «коррупция для организованных преступников - средство обеспечения не только их корыстного, но и политического интереса, поскольку у них отмечается двойная мотивация: обеспечить сверхдоходы и власть ради их сохранения и приумножения. В случае коррумпированности государственных служащих, а тем более масштабной, граждане государства фактически утрачивают свой государственный аппарат, он служит в этом случае не налогоплательщикам, а интересам тех, кто его «перекупил»».

Организованные преступные формирования являются наиболее крупным корруптером - субъектом подкупа должностных и иных лиц, обладающих государственными или иными полномочиями, авторитетом и возможностями.

Наиболее длительно и успешно действующие взяточники - это тоже участники организованной преступной деятельности.

В подтверждение этого В.А. Номоконов указывает, что правоохранительные органы отмечают даже новую форму преступных проявлений организованной коррупции: когда кооперируются несколько человек из разных правоохранительных ведомств.

Однако приведенные взаимосвязи не являются исчерпывающими. Как справедливо отмечает А.И. Долгова, у всех этих сложных системных явлений (организованной преступности и коррупции) обязательно есть экономическая составляющая. Без экономической преступности они не способны эффективно функционировать. Не случайно большое значение придается, например, борьбе с финансированием терроризма, легализацией преступных доходов. Именно криминальные капиталы развернули тот виток коррупции, который поразил мир.

Следует отметить, что в настоящее время организованная преступность трансформируется и все чаще присутствует в таких сложных и глобальных явлениях, как экономическая и связанная с ней жесткая политическая конкуренция на почве завоевания и раздела экономических рынков и ресурсов. Под видом организованной преступной деятельности, включающей, в частности, и коррупцию, фактически осуществляется вторжение одних государств на территории и в различные сферы суверенитета других государств.

Приведенные выше позиции ученых разрешают констатировать неразрывную связь коррупции и организованной преступности, однако не дают ответа на ряд вопросов относительно соотношения этих явлений.

Термины «коррупция» и «организованная преступность» в официальных документах нашего государства, включая нормативно-правовые акты, во многих случаях употребляются в одном синонимическом ряду. Для противодействия этим явлениям предлагается один и тот же комплекс мероприятий, а для осуществления правоохранительной деятельности, ее координации и осуществления контроля за ней созданы и действуют одни и те же государственные органы или их специальные подразделения.

Коррупция является одним из элементов механизма выживания и развития субъектов организованной преступности. Ее можно рассматривать и как метод, с помощью которого субъекты организованной преступности проникают в государственные и общественные институты в целях их трансформации и нейтрализации действий, направленных на ликвидацию условий их функционирования.

Итак, коррупция является элементом системы обеспечения деятельности организованной преступности, в частности внешней поддержки, защиты от социального контроля, проникновения в легальную экономику и политическую власть.

Рассмотрение коррупции через призму организованной преступной деятельности имеет не только теоретическое, но и практическое значение - в каждом конкретном случае оно ориентирует правоохранительные органы на выявление организованной преступной группы или организованного преступного сообщества, установление средства обеспечения их функционирования и выявление коррупционных связей.

По отношению к организованной преступности коррупция выполняет три основные функции:

 

 -формирует защитный механизм  организованной преступности;

-выступает одним из  главных средств достижения основных  целей преступной деятельности  организованных преступных группировок;

-является формой легализации  организованной преступности - разрешает  представителям организованных  преступных группировок приобрести  легальный социальный статус (парламентария, высокопоставленного чиновника, общественного  деятеля), а также легализировать  доходы, добытые преступным путем.

При соотношении этих двух рассматриваемых явлений коррупция выступает средством сращивания криминальных структур с властью, криминализации власти и политизации преступности.

Организованная преступность, как общественно опасное явление, охватывает всю совокупность преступлений, совершенных организованными преступными группировками (организованными преступными группами и преступными сообществами), является частью общей преступности (ее особым видом), которая объединяет в себе наиболее опасные проявления многих других видов умышленной преступности, включая коррупционную.

Для организованных преступных формирований наличие коррумпированных связей и связь с коррумпированными чиновниками - это оптимальная с точки зрения достижения преступного результата и безопасности функционирования схема существования двух указанных явлений. Субъекты организованной преступности заинтересованы в создании во властных органах соответствующих позиций с целью обеспечения благоприятных условий для своей противоправной деятельности и избежания от предусмотренной законом ответственности, а коррумпированные лица, в свою очередь, заинтересованы в использовании финансовых, организационных и других возможностей организованных преступных группировок. Поэтому широкое распространение коррупции неизбежно приводит к развитию организованной преступности, а качественный и количественный рост последней непременно влечет за собой увеличение количества коррупционных проявлений и повышение характера их опасности. Проникновение организованной преступности во власть оказывает содействие образованию кланов мафиозного типа, которые являются мощным импульсом для коррумпирования власти.

Главная цель организованной преступности - получение сверхприбыли. Поэтому с первых дней своего существования преступные организации всеми средствами добивались проникновения в экономические отношения (теневую экономику), используя коррупционные механизмы.

Организованная преступность ищет и находит все новые сферы приложения своей активности и быстро растущих денежных средств. Нарастает стремление преступных объединений к захвату ключевых позиций в экономике путем сочетания насилия как средства борьбы за сферы влияния с рыночными формами легального и теневого бизнеса.

В большинстве случаев между различными организованными преступными группами распределены сферы (отрасли) экономики, за которыми они осуществляют контроль. Коррупционные отношения поддерживаются на местном и региональном уровнях с исполнительными органами государственной власти, к которым относятся и правоохранительные органы.

Рост международной коррупции и связанной с ней организованной преступности вызывает во всем мире справедливую озабоченность. Политико-экономические последствия распространения данных явлений могут привести к чрезвычайно опасным последствиям, вплоть до потери суверенитета отдельных государств.

Выработанные международным сообществом меры носят абстрактный характер и не имеют кардинальных изменений, направленных на устранение негативных последствий этих двух взаимосвязанных факторов.

Мероприятия по противодействию коррупции и организованной преступности могут в определенной мере объединяться, применяться в комплексе, но разрабатываться и реализовываться они должны с учетом особенностей каждого.

Таким образом, возрастающие масштабы коррупции и организованной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества, усиливают свои позиции, монополизируя многие виды противоправной деятельности.

Эффективность криминологических и уголовно-правовых мер сдерживания преступности оказалась низкой вследствие демонтажа ранее существовавшей в стране системы предупреждения преступности. Это повлекло за собой ослабление профилактического потенциала государства и общества, рост преступности, отчуждение между правоохранительными органами и населением.

Назрела необходимость внесения в действующее законодательство следующих наиболее принципиальных дополнений и изменений.

1.       Принятие федеральных законов «О борьбе с организованной преступностью», «О противодействии коррупции» и «О профилактике преступлений».

2.   Введение в уголовный закон ответственности юридических лиц. Здесь имеется в виду, в частности, приведение отечественного законодательства в соответствие с международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией без заявлений и оговорок в этой части, такими, как Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и о борьбе с финансированием терроризма, а также Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма.

3.       Внесение в уголовно-процессуальный закон дополнений и изменений, направленных на более четкую регламентацию введения в уголовный процесс результатов оперативно-розыскной деятельности, дающих более существенные гарантии безопасности субъектам осуществления такой деятельности, а также участникам уголовного судопроизводства по таким уголовным делам.

4.  Создание в правоохранительных органах специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью федерального подчинения. Причем, поскольку именно эти подразделения подвергались наиболее частым и масштабным реорганизациям в период своего существования, необходимо предусмотреть возможность изменения их структуры только на основании федерального закона.

5.   Урегулирование правоохранительными органами России механизма взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами по вопросам борьбы с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией.

6.   Внесение в целях совершенствования государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению и пресечению нарушений законности во властных и управленческих органах в Уголовный кодекс Российской Федерации дополнений:

- об расширении круга лиц, признаваемых должностными, с тем чтобы он охватывал всех государственных служащих, наделенных соответствующими полномочиями; о признании должностными лицами представителей государства в акционерных обществах открытого типа;

Информация о работе Доклад по "Коррупции и организованной преступности "