Достоинства и недостатки рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассмотрены положительные и отрицательные стороны рыночной экономики. Объектом работы выбрана сфера государственного регулирования экономики и вся связанная с ней рыночная инфраструктура, подверженная постоянно меняющейся конъюнктуры спроса и предложения. Предметом работы выбран процесс управления системой государственного регулирования экономики, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования.

Содержание

Введение
1 Рыночная система
1.1 Сущность рынка
1.2 Функции рынка
1.3 Структура, виды, сегментация рынков
2 Достоинства и недостатки рыночной экономики
2.1 Достоинства и недостатки рыночной экономики
2.2 Аргументы в пользу рыночной системы
2.3 Аргументы против рыночной системы
3 Роль государства в рыночной экономике
3.1 «Фиаско» рынка и необходимость государственного регулирования
3.2 Теория общественного выбора
3.3 Государственное регулирование экономики
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

достоинства и недостатки рыночной экономики.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Достоинства и недостатки рыночной экономики

Содержание 

Введение 

1 Рыночная система

1.1 Сущность рынка

1.2 Функции рынка

1.3  Структура, виды, сегментация рынков

2 Достоинства и недостатки  рыночной экономики

2.1 Достоинства и недостатки рыночной экономики

2.2 Аргументы в пользу рыночной системы

2.3 Аргументы против рыночной системы

3 Роль государства  в рыночной экономике

3.1 «Фиаско» рынка и необходимость государственного регулирования

3.2 Теория общественного выбора

3.3 Государственное регулирование экономики

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение 

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной  проблемой- проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение, каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

При этом каждое десятилетие выдвигает  на первый план доминирующую проблему. В 30-е годы, по мнению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, таковой являлась огромная незанятость человеческих и материальных ресурсов, в 40-е годы - оптимальное распределение ресурсов между гражданским и военным секторами экономики, в 50-е годы - нарастающие инфляционные процессы, в 60-е годы - замедление экономического роста, в 70-е годы - стагфляция, в 80-е годы- высокий уровень безработицы (начало десятилетия) и дефицит государственного бюджета, в 90-е годы - государственный долг, дефицит бюджета. И общество вынуждено направлять необходимые усилия на то, чтобы результативно справиться с возникающими препятствиями.

Решая эти сложные и многогранные проблемы, общество ставит пред собой  цель - обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую  свободу, справедливое распределение  дохода, социальные  гарантии больным, престарелым, малоимущим.

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся  и сам рынок, его роль в экономике  возрастала.  Современная экономика  развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

  Актуальность выбранной мною  темы обусловлена переходом от  административной модели к рыночной  экономике в России. Длительное  время в стране отвергались  товарно-денежные отношения соответствующие  им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок. 

В работе рассмотрены положительные  и отрицательные стороны рыночной экономики. Объектом работы выбрана  сфера государственного регулирования экономики и вся связанная с ней рыночная инфраструктура, подверженная постоянно меняющейся конъюнктуры спроса и предложения. Предметом работы выбран процесс управления системой государственного регулирования экономики, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования.

   Задачи и цели исследования  моей курсовой работы заключаются  в определении сущности рыночных  отношений, функций рынка, условий  его формирования. Также к целям  и задачам относятся определение  критериев, которые тем или  иным образом влияют на состояние рынка.

 

 

 

 

1 Рыночная система

1.1 Сущность рынка

Рынок - обязательный компонент  товарного хозяйства. Без товарного  производства нет рынка, без рынка  нет товарного производства. Объективная  необходимость рынка вызвана  теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Рынок многолик и столь  же разнообразно его определение. В  учебнике политэкономии под редакцией  В. Медведева и Л. Абалкина дается такое определение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам  товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения". Здесь возникает ряд других вопросов:

1. Что это за законы  товарного производства и обращения?

2. Как понимать совокупность  отношений товарного и денежного  обращения?

Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели.

Рынок - есть тип хозяйственных  связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.

П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.

Рынки принимают самые  разные формы. Организаторы аукционов  сводят вместе покупателей и продавцов  предметов искусства, антикварных  ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.

На экономическом рынке  постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.

 

    1. Функции рынка

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:

  • функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
  • стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
  • функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);
  • регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макро пропорции в экономике, в производстве и обмене;
  • функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Структура, виды, сегментация рынков

Рынок имеет сложную  структуру и охватывает своим  влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:

  • формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
  • структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;
  • особенностями сферы товарного обращения;
  • уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;
  • видами торговли, используемыми в стране.

Эти особенности накладывают  своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические  черты.

Достаточно отметить, что в 90-м году в стране действовало  более 40 тыс. государственных предприятий  в промышленности, около 3 тыс. совместных предприятий, более 250 тыс. кооперативов, 34 тыс. арендных предприятий и строительных организаций, около 700 тыс. человек было занято индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме этого, насчитывалось около 600 тыс. магазинов, 300 тыс. предприятий бытового обслуживания населения. Эти предприятия потребляли 25 млн. наименований средств производства, при этом продукция сводилась в 16 тыс. групп условных наименований. Такова структурная особенность рынка крупного государства переходной экономики. В условия; такого многообразия предприятий (фирм) и наименований продукции движение средств производства между производителями и потребителями путем централизованного регулирования усложняется. Обеспечение спроса и предложения, налаживание равновесия, активизация производства могут осуществлять: я лишь через рыночные методы хозяйствования.

По структуре рынки  можно подразделить по следующим  критериям:

1. По экономическому  назначению объектов рыночных  отношений: 

  • рынки благ и услуг;
  • рынки средств производства;
  • рынки научно-технических разработок;
  • рынки ценных бумаг;
  • рынки рабочей силы.

Многообразие рынков предопределяет коренное изменение  всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров  на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.

2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:

    • рынки товаров производственного назначения;
    • товаров народного потребления; продовольственных товаров;
    • рынки сырья и материалов и т. д.

Так на рынке сельскохозяйственного  сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.

Информация о работе Достоинства и недостатки рыночной экономики