Естественная монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:42, реферат

Краткое описание

Естественная монополия- вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства ( в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально технической базы).
Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества.

Вложенные файлы: 1 файл

кратко курсовая.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

Естественная монополия- вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства ( в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально технической базы).

Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества.

Естественная монополия существует тогда, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Такие условия характерны для так называемых предприятий общественного пользования. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. В такой ситуации конкуренция является просто нерентабельной. Если бы рынок был поделен между многими производителями, эффект масштаба не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки.

Существуют два типа естественных монополий: 
а) Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных природных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом ( что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б)Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно ( а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

В некоторых отраслях экономики наиболее эффективна организация производства на базе единственной фирмы. Производство любого объема продукции в рамках одной фирмы обходится дешевле ,чем в нескольких.

Эта эффективность обусловлена особой значимостью для таких отраслей роста масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки производителя достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени  вместе с ростом объема выпускаемой продукции. Чем выше объем выпуска продукции, тем ниже средние издержки, при этом предельные издержки ниже средних при всех уровнях объема производства.

В качестве возможных средств обеспечения общественного приемлемого  поведения со стороны естественной монополии представляются государственная собственность и государственное регулирование. Государственная собственность или некоторые подобные ей формы были в некоторых случаях созданы: на национальном уровне можно вспомнить почтовую службу. Общественный транспорт, системы водоснабжения и сбора мусора являются типичными общественными предприятиями на местном уровне. Но государственное регулирование – вариант, которого наиболее широко придерживаются в Соединенных Штатах. Все штаты также имеют такие же регулирующие органы, занятыми находящимися на территории штата естественными монополиями. Регулируемый сектор имеет внушительные размеры; по приблизительным подсчетам, около 10% ВНП производится регулируемыми отраслями.

Цель законодательства о естественной монополии воплощена в теории регулирования в интересах общества. Эта теория предусматривает возможность обеспечить потребителей качественным обслуживанием по приемлемым расценкам посредством регулирования таких отраслей на благо общества. Логическое обоснование следующее: если конкуренция неуместна, следует создавать регулируемые монополии, чтобы избежать возможных злоупотреблений неконтролируемой монопольной властью. В частности, регулирование должно гарантировать, что потребители получат выгоду от издержек на единицу продукции.На практике те, кто осуществляют регулирование, стремятся установить тарифы, которые будут возмещать издержки производства и приносить «справедливый» или «обоснованный» доход предприятию. Цель состоит в установлении цены, равной средним валовым издержкам.

Проблемы

Хотя логика теории регулирования  и кажется верной, существует значительное расхождение во мнениях относительно эффективности регулирования на практике. Давайте кратко рассмотрим три главных критических замечания в адрес регулирования.

  1. Издержки и эффективность. Опыт регулирования говорит о том, что существует ряд взаимопереплетающихся проблем, связанных со сдерживанием роста издержек и эффективностью использования ресурсов. Во-первых, главной целью регулирования является установление цены, позволяющей регулируемым фирмам получать «нормальную» или «справедливую» прибыль сверх своих издержек производства. Но фактически это означает, что фирмы действуют на основе ценообразования по принципу «издержки плюс» и, следовательно, не имеют стимула сдерживать рост издержек. Наоборот, более высокие издержки будут означать большие валовые прибыли. Зачем разрабатывать или применять снижающие издержи нововведения, если вашим «вознаграждением» будет снижение цены? Применяя специальную терминологию, регулирование приводит к формированию благоприятных условий для значительной Х– неэффективности. Во-вторых, признается также, что регулируемая фирма может прибегнуть к бухгалтерским ухищрениям, чтобы преувеличить свои издержки и таким образом получить более высокую и неоправданную прибыль. Более того, во многих случаях цены устанавливаются комиссией так, что фирма будет получать предусмотренную норму прибыли, основанную на стоимости её реального капитала. Это порождает особую проблему. Для увеличения прибылей регулируемая фирма будет стремиться к экономически неоправданному замещению труда капиталом, способствуя тем самым неэффективному распределению ресурсов внутри фирмы (Х– неэффективность).
  2. Недостатки комиссий. Другое критическое замечание заключается в том, что действия регулирующих комиссий не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, потому что они часто «захвачены» или контролируются отраслями, которые обязаны регулировать. Члены комиссий зачастую являлись руководящими работниками в этих самых отраслях. Следовательно, регулирование осуществляется не в интересах общества, а скорее защищает и поддерживает удобное положение естественного монополиста. Утверждают, что регулирование, как правило, становится средством гарантирования прибыли и защиты регулируемой отрасли от потенциальной новой конкуренции, которую могли бы создать технологические изменения.
  3. Регулирование конкурентных отраслей. Может быть, наиболее глубокое критическое замечание в адрес отраслевого регулирования состоит в том, что иногда оно применялось в отраслях, которые не являются естественными монополиями и которые в отсутствие регулирования были  бы полностью конкурентными. Так, регулирование в особой мере использовалось в таких отраслях, как грузовые и авиаперевозки, где эффект масштаба невелик и естественные барьеры для внедрения в отрасль новых конкурентов относительно слабы. В результате устанавливаются более высокие цены и меньший объем производства, чем были бы в отсутствие регулирования. Вопреки теории регулирования в интересах общества выгоду от регулирования получают  сами регулируемые фирмы и их служащие. Проигрывают же общество и потенциальные конкуренты, для которых вступление в отрасль затруднено.

Законом о естественных монополиях определены следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих  обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня  их обеспечения в случае невозможности  удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии .

Орган регулирования естественных монополий осуществляет контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии и состояние конкурентного рынка.

Контроль осуществляется:

- за любыми сделками, в результате  которых субъект естественной  монополии приобретает право  собственности на основные средства  или право пользования основными  средствами, не предназначенными  для производства (реализации) товаров, в отношении которых не применяется регулирование и которые составляют более 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

- продажей, сдачей в аренду или  иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость субъекта основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

Для совершения вышеперечисленных действий субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.

Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях , при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

Субъекты естественных монополий обязаны представлять органу регулирования естественной монополии:

- текущие отчеты о своей деятельности  в порядке и в сроки, которые  установлены органом регулирования  естественной монополии;

- проекты планов капитальных вложений [5,с.134].

Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

За нарушение законодательства о естественных монополиях предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность. Кроме того, субъект естественной монополии обязан перечислить в Федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения Федерального закона «О естественных монополиях».

 

 


Информация о работе Естественная монополия