Зарубежный опыт государственной поддержки развития предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 09:59, реферат

Краткое описание

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Вложенные файлы: 1 файл

Заруб опыт подд мал. бизнеса РЕФЕРАТ 10.10.2013.docx

— 23.67 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

 

Факультет управления

 

Специальность «Государственное управление и экономика»

 

 

 

 

Реферат

 

по теме: «Зарубежный опыт государственной поддержки развития предпринимательства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

2 курс, 4 группа

 

        

 

И.А.Козлов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

ГЛАВА 1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство  играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение  научно-технического прогресса, на насыщение  рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих  мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

  Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

 Малые  предприятия сегодня стали неотъемлемой  частью экономик большинства  промышленно развитых государств. В странах ЕС на их долю  приходится 63 - 67 % ВВП и свыше 70 % работающего населения, в США  - 50-52 и 54 %, в Японии - 52-55 и 78 % соответственно.

 При этом каждое  государство выработало свои  собственные подходы и критерии  определения субъектов малого  бизнеса. Главное, что лежало  в их основе, - обеспечение со  стороны государства выгодности  функционирования малых хозяйственных  структур в условиях динамичной  внешней среды. Как правило,  в качестве критериев отнесения  субъектов предпринимательской  деятельности к числу малых  и средних используются такие  показатели, как численность наемных  работников, размер уставного капитала, активов, объем оборота (прибыли,  дохода). В разных странах применяются  различные комбинации данных  показателей (обычно не менее  двух).

 В Европейском союзе были приняты следующие стандартные критерии для малых и средних предприятий, пользующихся государственной поддержкой:

- средние  предприятия - до 250 человек работающих, годовой оборот до 4 млн. евро, баланс - до 27 млн. евро;

- малые предприятия  - до 50 работников, годовой оборот - до 7 млн. евро, баланс - до 5 млн. евро;

- микропредприятия - до 10 человек работающих.

 В ЕС предприятия  с численностью менее 10 служащих  обеспечивают занятость работоспособного  населения на уровне 37 %. Значительное  их количество (до 50 % общей численности)  не имеют служащих вовсе, предоставляя  работу только предпринимателям-владельцам  и, возможно, некоторым членам  их семей. Поле деятельности  этих предприятии — строительство,  торговля, гостиничные и другие  бизнес-услуги. В торговле и услугах занято более 70 % работающих на этих предприятиях. В целом они обеспечивают четверть совокупного оборота стран ЕС. [9]

 Около 1 млн. малых  предприятий (10 - 49 человек работающих) предоставляют около 19 млн. рабочих  мест (11 % общего количества занятых). В среднем на одном предприятии  этого класса работает 20 человек.  Более половины всех работающих  на малых предприятиях (55 %) также  заняты в торговле и услугах.  Остальные 45 % работают в строительстве  и различных отраслях промышленности. Предприятия данной группы обеспечивают  около 25 % общего оборота сообщества.

  Средние предприятия, на которых работает от 50 до 249 работников, составляют около 1 % общего числа хозяйствующих субъектов Западной Европы (около 11 % всех задействованных в экономике) и дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек.

 Крупные предприятия  (55 тыс. субъектов) предоставляют  55 млн. рабочих мест. Их общее  количество - 0,2 % числа всех предприятий  Западной Европы. На них работает  примерно 40 % запятых в странах  - членах ЕС, они производят треть  общего оборота.

  Существуют некоторые различия между странами - членами ЕС: в Греции, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии и Испании предприятия намного меньше по размерам, чем в среднем по ЕС (6 служащих). В остальных странах в среднем предприятия крупнее, их размер колеблется от 7 (Бельгия и Франция) до 15 служащих (Австрия). При этом следует иметь в виду, что сектор малого предпринимательства в любой стране, несмотря на свою многочисленность, является весьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовых банкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50 %, через 3 года - 7 - 8, через 5 лет - не более 3 %. Но, тем не менее, общее число малых предприятий в развитых странах мира, как правило, растет или остается неизменным именно благодаря искусству государственного управления.

 В странах ЕС реализация  политики в отношении малых  и средних предприятий распределена, как правило, между несколькими  министерствами или между специальными  отраслями внутри министерств.  Обычно это входит в задачи  министерств экономики, промышленности, торговли или занятости. Так, в Германии и Нидерландах отделы малого и среднего бизнеса находятся в структуре Министерства экономики, во Франции соответствующий отдел создан в Министерстве промышленности, а в Великобритании имеется специальное Министерство малого предпринимательства. [10]

При наличии определенной специфики в большинстве стран  ЕС имеются похожие частные институты  поддержки:

 - торговые палаты, действующие, главным образом, в области тренинга и обучения, технологического консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации между предприятиями;

- финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, строительные общества), обеспечивающие доступ малому и среднему бизнесу к капиталу и финансированию;

 - частные консультационные и юридические фирмы, осуществляющие консультирование менеджмента и администрации, технологическое, маркетинговое консультирование и др.

  Характерной чертой политики стран Евросоюза в отношении малого бизнеса является возрастание роли регионов. Здесь выделяются две группы стран:

 - страны, где формирование политики осуществляется главным образом на уровне правительства, как, например, в Дании, Греции, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии и Великобритании. В этих странах только правительство имеет законодательную власть в области выработки стратегии и мер поддержки малого бизнеса;

-  страны, где регионы обладают властными  полномочиями при формировании  независимой политики в отношении  МСБ. Это имеет место в Бельгии,  Франции, Германии, Италии и Испании,  где и центральные, и региональные  власти могут вырабатывать правовые  условия деятельности предпринимателей. Хотя такие вопросы, как налоговая  политика, регулирование занятости,  защита окружающей среды, остаются  в сфере полномочий центрального  правительства.

  Однако, несмотря на различия в деталях, в странах ЕС выработаны общие подходы к формированию политики поддержки малого и среднего бизнеса:

- административная  и регулирующая бизнес-среда - упрощение системы налогообложения,  сокращение статистической и  налоговой отчетности, упрощение  порядка получения лицензий и  др. Большинство стран создали  комитеты по анализу ситуации  в этой области и выработке  мер по снижению административного  бремени. В результате во Франции,  например, были упрощены финансовые декларации и сокращено их количество. В Греции сокращено количество лицензий на осуществление инвестиций и их выдача сосредоточена в одном учреждении (вместо 14). В Италии количество лицензируемых видов деятельности сокращено с 88 до 8. В Великобритании отменено требование ежегодной ревизии малых предприятий;

- финансовые  условия - в основном применяются  такие меры государственной поддержки,  как предоставление гарантий  займов, используемых для модернизации  оборудования, либо расширения производства  с увеличением численности занятых;

- формирование  специальных резервов поддержки  малого и среднего бизнеса,  а также применение фискальных  льгот и дотаций. Такие страны, как Великобритания, Нидерланды, основное  внимание уделяют обеспечению  гарантий займа. В Германии  в соответствии с региональной  программой «Возрождение Европы»  сформирован специальный бюджетный  фонд, средства которого перечисляются  частным специализированным банкам  и затем используются на долгосрочное  инвестиционное кредитование мелких  фирм по льготным процентным  ставкам. [10]

  В Бельгии, Франции, Нидерландах применяется практика предоставления малому и среднему бизнесу статуса рискового капитала. В частности, правительства гарантируют компенсацию возможных убытков венчурных фондов. Кроме этого, особо стимулируется вложение средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства.

 Европейский союз также  оказывает поддержку странам,  которые не могут выделить  из собственного бюджета средства  на развитие малого бизнеса.  Так, в начале 90-х гг. XX в. Португалия получила прямую финансовую помощь через специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций, региональную систему поощрений, систему поощрений малых инвестиционных проектов и инноваций в информационных технологиях. Эти меры способствовали преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии по сравнению с общеевропейским уровнем. [25]

 С целью повышения квалификации служащих и менеджеров малых предприятий применяется практика субсидированных тренингов (Германия, Ирландия) или предоставления льгот при осуществлении программ обучения сотрудников (Бельгия, Франция), а также открытие специальных бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания).

 

 Активная  поддержка малого и среднего  бизнеса западными государствами  объясняется не их благотворительными  намерениями, а тем, что именно  малые хозяйственные структуры,  обеспечивающие формирование конкурентной  среды и способствующие сокращению  безработицы, рассматриваются сейчас  как локомотив экономического  развития большинства стран мира. [5]

 Малому  бизнесу принадлежит ведущее  место и в американской экономике.  Малый бизнес США – это почти  23 млн. малых предприятий и  9 млн. индивидуальных предпринимателей, которые создают от 60 до 80 % новых  рабочих мест, трудоустраивают половину  работоспособного населения США  и производят 52 % ВВП страны. [26]

  Таких успехов малый бизнес США достиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях. Государственным органом, осуществляющим администрирование и координацию всех направлений поддержки и развития малого предпринимательства, является Администрация Малого Бизнеса (АМБ) - Small Business Administration (SBА), созданное в 1953 г. как самостоятельное агентство федерального правительства. [26]

  В распоряжении SBА находятся крупные бюджетные средства (ежегодный бюджет организации составляет от 400 до 600 млрд. $), направляемые как на прямое субсидирование некоторых видов предпринимательской деятельности, так и на косвенное стимулирование развития малого бизнеса.

 Деятельность SBA предусматривает немедленное  обслуживание клиента (по телефону, письменно и лично); снижение издержек  обслуживания; консультацию предпринимателей  при их контактах с партнерами; техническую помощь предпринимателям  путем реализации; программ местного  масштаба; поддержку рабочих контактов  между предпринимателями и заказчиками  - федеральными агентствами.

  В настоящее время SBA курирует реализацию свыше 20 специализированных программ (краткосрочных – для приобретения оборотных средств, обеспечения экспортных операций, оказания экстренной помощи и др., долгосрочных – для приобретения недвижимости, оборудования, модернизации и расширения деятельности, проведения НИОКР и др.

  Характерно, что помощь малому бизнесу имеет социальную направленность. Так во всем объеме средств кредитования малого бизнеса, контролируемом АМБ, выделены специальные статьи на помощь «проблемным» сегментам малого бизнеса, которые нуждаются в ней в большей степени. К ним относятся:

- предприятия,  в которых женщины составляют  не менее 51 % руководства или  всего состава работающих данного  предприятия (таких в МСП в  США около 40 %);

- предприятия,  управляемые ветеранами и/или  инвалидами;

-  малый  бизнес в среде коренного населения;

-  предприятия  «зон с исторически недостаточно  развитым бизнесом».

 Финансируется  SBA из федерального бюджета: 72% средств  направляется на кредитование  традиционных программ развития  малого бизнеса; 19,6% - на их дальнейшее  развитие и модернизацию; 7,2% - на  финансирование предприятий, создаваемых  совместно двумя и более компаниями; 0,5% приходится на микрокредиты, которые, как правило, заведомо невозвратны. Тем не менее, из общего числа клиентов, обслуживаемых Администрацией, 85% разоряются через год. Считается, однако, что деятельность выживших с лихвой возмещает эти потери.

Информация о работе Зарубежный опыт государственной поддержки развития предпринимательства