Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 09:59, реферат
Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
Факультет управления
Специальность «Государственное управление и экономика»
Реферат
по теме: «Зарубежный опыт
государственной поддержки
Студент 2 курс, 4 группа |
|
И.А.Козлов |
Минск 2013
ГЛАВА 1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Как показывает опыт развитых
стран, малое и среднее
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Малые
предприятия сегодня стали
При этом каждое
государство выработало свои
собственные подходы и
В Европейском союзе были приняты следующие стандартные критерии для малых и средних предприятий, пользующихся государственной поддержкой:
- средние предприятия - до 250 человек работающих, годовой оборот до 4 млн. евро, баланс - до 27 млн. евро;
- малые предприятия - до 50 работников, годовой оборот - до 7 млн. евро, баланс - до 5 млн. евро;
- микропредприятия - до 10 человек работающих.
В ЕС предприятия
с численностью менее 10 служащих
обеспечивают занятость
Около 1 млн. малых
предприятий (10 - 49 человек работающих)
предоставляют около 19 млн. рабочих
мест (11 % общего количества занятых).
В среднем на одном
Средние предприятия, на которых работает от 50 до 249 работников, составляют около 1 % общего числа хозяйствующих субъектов Западной Европы (около 11 % всех задействованных в экономике) и дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек.
Крупные предприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих мест. Их общее количество - 0,2 % числа всех предприятий Западной Европы. На них работает примерно 40 % запятых в странах - членах ЕС, они производят треть общего оборота.
Существуют некоторые различия между странами - членами ЕС: в Греции, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии и Испании предприятия намного меньше по размерам, чем в среднем по ЕС (6 служащих). В остальных странах в среднем предприятия крупнее, их размер колеблется от 7 (Бельгия и Франция) до 15 служащих (Австрия). При этом следует иметь в виду, что сектор малого предпринимательства в любой стране, несмотря на свою многочисленность, является весьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовых банкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50 %, через 3 года - 7 - 8, через 5 лет - не более 3 %. Но, тем не менее, общее число малых предприятий в развитых странах мира, как правило, растет или остается неизменным именно благодаря искусству государственного управления.
В странах ЕС реализация
политики в отношении малых
и средних предприятий
При наличии определенной
специфики в большинстве стран
ЕС имеются похожие частные
- торговые палаты, действующие, главным образом, в области тренинга и обучения, технологического консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации между предприятиями;
- финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, строительные общества), обеспечивающие доступ малому и среднему бизнесу к капиталу и финансированию;
- частные консультационные и юридические фирмы, осуществляющие консультирование менеджмента и администрации, технологическое, маркетинговое консультирование и др.
Характерной чертой политики стран Евросоюза в отношении малого бизнеса является возрастание роли регионов. Здесь выделяются две группы стран:
- страны, где формирование политики осуществляется главным образом на уровне правительства, как, например, в Дании, Греции, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии и Великобритании. В этих странах только правительство имеет законодательную власть в области выработки стратегии и мер поддержки малого бизнеса;
- страны,
где регионы обладают
Однако, несмотря на различия в деталях, в странах ЕС выработаны общие подходы к формированию политики поддержки малого и среднего бизнеса:
- административная
и регулирующая бизнес-среда -
упрощение системы
- финансовые
условия - в основном применяются
такие меры государственной
- формирование
специальных резервов
В Бельгии, Франции, Нидерландах применяется практика предоставления малому и среднему бизнесу статуса рискового капитала. В частности, правительства гарантируют компенсацию возможных убытков венчурных фондов. Кроме этого, особо стимулируется вложение средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства.
Европейский союз также
оказывает поддержку странам,
которые не могут выделить
из собственного бюджета
С целью повышения квалификации служащих и менеджеров малых предприятий применяется практика субсидированных тренингов (Германия, Ирландия) или предоставления льгот при осуществлении программ обучения сотрудников (Бельгия, Франция), а также открытие специальных бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания).
Активная
поддержка малого и среднего
бизнеса западными
Малому
бизнесу принадлежит ведущее
место и в американской
Таких успехов малый бизнес США достиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях. Государственным органом, осуществляющим администрирование и координацию всех направлений поддержки и развития малого предпринимательства, является Администрация Малого Бизнеса (АМБ) - Small Business Administration (SBА), созданное в 1953 г. как самостоятельное агентство федерального правительства. [26]
В распоряжении SBА находятся крупные бюджетные средства (ежегодный бюджет организации составляет от 400 до 600 млрд. $), направляемые как на прямое субсидирование некоторых видов предпринимательской деятельности, так и на косвенное стимулирование развития малого бизнеса.
Деятельность
SBA предусматривает немедленное
обслуживание клиента (по
В настоящее время SBA курирует реализацию свыше 20 специализированных программ (краткосрочных – для приобретения оборотных средств, обеспечения экспортных операций, оказания экстренной помощи и др., долгосрочных – для приобретения недвижимости, оборудования, модернизации и расширения деятельности, проведения НИОКР и др.
Характерно, что помощь малому бизнесу имеет социальную направленность. Так во всем объеме средств кредитования малого бизнеса, контролируемом АМБ, выделены специальные статьи на помощь «проблемным» сегментам малого бизнеса, которые нуждаются в ней в большей степени. К ним относятся:
- предприятия,
в которых женщины составляют
не менее 51 % руководства или
всего состава работающих
- предприятия, управляемые ветеранами и/или инвалидами;
- малый
бизнес в среде коренного
- предприятия
«зон с исторически
Финансируется
SBA из федерального бюджета: 72% средств
направляется на кредитование
традиционных программ
Информация о работе Зарубежный опыт государственной поддержки развития предпринимательства