Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 16:37, реферат
Третьей, наряду с буддизмом и христианством, "мировой" религией является ислам, или мусульманство, самая поздняя по времени возникновения. Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре около 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения. "Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" ( от арабского " муслим " ) - предавший себя Аллаху.
Введение
Основная часть
1. Происхождение, особенности вероучения и культа.
2. Источники мусульманского права.
3. Направления ислама.
4. Ислам и общество. Особенности духовного мира мусульманина.
Заключение.
Список использованных источников.
Бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Удмуртской республики
«Профессиональное
училище №30»
Реферат
Предмет: Обществознание
Тема: Мировые религии
Тема
реферата: Ислам
Выполнил:
уч-ся гр
Проверил:
преподаватель
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
1. Происхождение, особенности вероучения и культа.
2. Источники мусульманского права.
3. Направления ислама.
4. Ислам и общество. Особенности духовного мира мусульманина.
Заключение.
Список использованных
источников.
ВВЕДЕНИЕ
Третьей, наряду с буддизмом и христианством, "мировой" религией является ислам, или мусульманство, самая поздняя по времени возникновения. Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре около 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения. "Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" ( от арабского " муслим " ) - предавший себя Аллаху.
Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед( Мухаммад или Магомет), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям.
Коран - основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан. Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.
Знание
основ мусульманской религии
весьма различно у различных слоев
населения и в разных странах
традиционного распространения
ислама. Всякий мусульманин знает
арабское звучание и смысл символа
веры религии ислама: "нет никакого
божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник
Аллаха". Здесь кратко выражены два
главных догмата ислама: существует единый,
единственный, и вечный всемогущий бог
- Аллах; своим посланником Аллах избрал
араба из Мекки, Мухаммада, через него
бог передал людям текст священной книги
- Корана, его руками он основал общину
верующих (умма). За 14 веков из небольшой
группы Аравии она превратилась в многомиллионную
массу людей разных национальностей, разных
языков, разных социальных слоев и культурных
ориентаций.
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
1.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ
ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА
Ислам или мусульманство является самой поздней по времени возникновения мировой религией. Она появилась в VII в. в Аравии. Но мусульмане придерживаются взглядов, что их вера существовала значительно раньше и лежит в основе как иудаизма, так и христианства.
Согласно мусульманской традиции, основоположником ислама был пророк Мухаммед-араб, который жил в Мекке, на протяжении 23 лет получал от Бога «откровения»,которые были изложены в священной книге мусульман – Коране( от араб. «ал-куран»-«чтение вголос»). Коран включает в себя притчи, молитвы, проповеди с которыми выступал Мухаммед. Он состоит из 114 сур(глав), которые в свою очередь разбиты на 6219 стихов(аятов). Коран написан на арабском языке. В ритуалах он используется в арабском оригинале. Мусульмане воспринимают его как непосредственную речь Аллаха.
Основная религиозная концепция ислама – таухид или «единство». В основе ее лежит вера в единого Бога. Вторая концепция – рисала( «пророчество»).Она содержит идею о том, что Творец не может быть понятым человеком. Только Его личное желание дать человеку знание о Себе, вызвать к Себе любовь, приводит к появлению веры и желанию изменить свою жизнь.
Символ веры ислама состоит из двух утверждений: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммеда - Его пророка» (Мухаммед в переводе с арабского означает расхваливающий»). Кроме Мухаммеда были и другие пророки, в том числе и Иса (Иисус). Но люди не прислушались к ним. Поэтому Аллах вынужден был призвать еще одного пророка, который считается самым главным.
В основе мусульманского вероучения лежат пять «столпов веры»:
-
признание единого Бога –
- обязательная молитва (салят);
- пост (ураза саум);
- налог на пользу бедным (закят) – благотворительность;
-паломничество в священный город – Мекку (хаджж);
-
к ним еще добавляется
Последователями ислама могут стать только те, кто, согласно мусульманским взглядам, сердцем воспринимает существование Аллаха. Имеет личный опыт богопознания. Кто ощущает полную открытость – в мыслях, действиях перед Богом. У кого главная цель жизни определяется услужением Богу.
Долгое
время исламская традиция вырабатывала
у мусульман отрицательное
Через каллиграфию мусульмане стремились выразить свои самые интимные переживания, чувственность. Так, письмо сравнивается с объектами красоты и эмоциональной привлекательности. Большое значение имеет почерк, который может восприниматься как приносящий удовольствие и радость. Даже форма букв, их взаимное расположение могут изображать любовный союз.
Для мусульман характерна и глубокая вера в магическую силу слова. Чтение Корана, молитв, любые обращения, произносимые на арабском языке, имеют особый, мистический смысл.
Ислам возник тогда, когда буддизм и христианство, ряд других религий уже существовали как развитые религиозные системы. Поэтому в исламе можно обнаружить ряд идей иудаизма и христианства, переосмысленных арабским сознанием. Общим с иудаизмом и христианством в исламе является представление о Высшем Начале. Бог – трансцендентное начало, Он един, никто не в состоянии Его постичь, никто не знает Его настоящего имени. Сотворение мира и человека, акт непослушания первых людей и изгнание их из рая – представляют собой повторение библейского сюжета.
Общность таких основополагающих представлений привела к тому, что мусульмане с особым почтение относятся к христианам и последователям иудаизма, называя их «людьми Писания» и братьями по вере. В истории известно множество случаев не просто веротерпимости, толерантного отношения между этими религиями, а того, к чему мы сегодня можем стремиться – веролюбия. Интересный пример приводит отец А. Мень. «Когда разоряли храмы, - рассказывает он, - какой-то лихой комиссар постановил закрыть церковь, и его сподвижники устроили последнюю вечеринку и вытащили из храма алтарь, престол, чтобы использовать его в качестве стола для закуски. Это было на Волге. Соседи-мусульмане пришли, разогнали пьяных, взяли алтарь и отнесли его обратно в храм. Они были возмущены! Они не были христианами, но у них было чувство святыни».
В наше время мало кто, даже не имеющий никакого отношения к мусульманскому вероучению, не слышал слова «джихад» и не имеет представление о том, что за ним стоит. Очень часто можно услышать, что джихад-это война с неверными, насильственное приобщение к религиозной вере, санкционируемое идеологией ислама. Отсюда делается вывод о крайне воинственном настрое мусульман, формируемом непосредственно мусульманской верой. Между тем значение джихада совсем другое. Первоначальный смысл этого понятия - «усердие», борьба с мирским, которое мусульмане называют «дунья». Мир, окружающий человека, является творением Божьим. Это говорит о том, что сам по себе он не содержит зла. Однако, как считают мусульмане, его материальные аспекты – красота мира и всего, что его составляет, совершенство могут способствовать страстям и соблазнам. Поддавшись им, человек может начать действовать вопреки воле Творца. Человек склонен к сотворению себе кумиров, поклонению материальным объектам. Достигнув каких-то высот в творческой деятельности – возгордиться и начать воспринимать себя как высшую ценность. Поэтому джихад – это борьба человека против соблазнов мира, роскоши, жадности, самовосхваления и т.д. Джихад никогда не объявляется с целью захвата чужой территории, покорения других народов, решения национальных вопросов, насильственного навязывания своей веры. Он рассматривался как выполняющий исключительно оборонные функции и завершался, как только противник просил перемирия. Пророк исповедовал милосердие по отношению к побежденным врагам, не ставил условие о переходе в свою веру.
В отличии от христианства, Творец мира, Аллах, рассматривается как предельная абстракция. Мусульмане считают, что их религия, поэтому более совершенна. У них нет никаких представлений о святой троице, в которой происходит «растроение» Единого Бога. Аллах – несоизмерим ни с чем, никаким образом не доступен человеку. Какие-то его аспекты выражены в именах. И каждый верный мусульманин должен знать 99 прекрасных имен Аллаха, которые отражают его качества: «Творец», «Скрытый», «Дающий хлеб», «Дающий жизнь», «Упорядоченность», «Правосудие», «Истина» и т.д.
Существенным различием в развитии этих двух религий является то, что у мусульман не появилось Церкви, как особого, таинственного, мистического организма, по своей сущности находящегося вне законов этого мира. Как социальная организация в христианстве, она содержит в себе деление на духовенство и мирян, т.е. противопоставление их по функциям, которые выполняют те и другие, по роли, правам, возможностям. Такого противопоставления в исламе нет. Более того, сам Мухаммед, его окружение и организация, которая им была создана, - вполне «от мира сего». Она носит характер политического союза и полностью сливается с обществом и государством. В ней есть лица, профессионально занимающиеся религиозной деятельностью. Но они не имеют особых «полномочий», а наделены статусом особого служения, по сравнению с рядовыми верующими.
Вероучение
и догматика ислама отличаются простотой
и доступностью, сложная, развитая обрядность
отсутствует. В исламской религиозной
системе превыше всего стоят ритуал, дисциплина.
2.
ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО
ПРАВА
Первым и главным источником права является Коран. Кроме Корана вторым авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права являются Сунны (полное название «Сунна посланника Аллаха», с араб.– обычай, образец), которые состоят из повествований (хадисов), высказываний и деяний Мухаммеда. Это сборник обычаев, установлений. Хадисы содержат и элементы права, разные правила.
Таким образом, Коран и Сунны являются источником знаний о том, какое поведение и какой образ мыслей есть богоугодными. Изучение Сунн – это неотъемлемая часть религиозного образования и воспитания. Глубокое знание Сунн является критерием авторитетности мусульманина.
Третье место среди источников мусульманского права занимает иджма – «общее согласие мусульманской общины». Иджма состоит из совпадающих утверждений относительно религиозных и правовых вопросов, которые были высказаны соратниками Мухаммеда или наиболее влиятельными мусульманскими теологами – знатоками права. Иджма развивается в виде толкования текста Корана или Сунн, а также путем формирования новых норм, которые уже не связаны непосредственно с Мухаммедом. Так происходит становление образцов поведения, которые единогласно поддерживаются муфтиями и муджтахидами. Это развитие мусульманского права получило название «иджтихада».