История аукционов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:18, доклад

Краткое описание

Аукционы стали появляться с середины XVII века. Сначала в Голландии, затем в Англии, Франции и повсеместно. Аукционная форма торговли возникла как способ быстро превратить имущество (чаще всего выморочное — оставшееся после кончины владельца) в деньги или же собрать необходимую для удовлетворения должников сумму.

Вложенные файлы: 1 файл

аукцион.docx

— 21.01 Кб (Скачать файл)

История аукционов

Аукционы  стали появляться с середины XVII века. Сначала в Голландии, затем в  Англии, Франции и повсеместно. Аукционная форма торговли возникла как способ быстро превратить имущество (чаще всего  выморочное — оставшееся после кончины  владельца) в деньги или же собрать  необходимую для удовлетворения должников сумму.

Именно  такие торги проводились в XVII веке в Голландии (отсюда «голландская схема» торговли на аукционе, к которой  сейчас прибегают крайне редко, —  торг идет на понижение цены, ведь надо реализовать все имущество оптом, до последней нитки). Затем, со временем, аукционы распространились по всей Европе.

Самый старый из действующих аукционных домов  в Европе — Stockholms Auktionsverk — был  основан в 1674 году и чем только не торговал. На нем, например, сто лет  назад купил подержанное пальто господин Ульянов (Ленин). Там же продавались  художественные коллекции шведских королей.

С 1707 года в Вене работает Dorotheum — единственный аукцион, устроенный по повелению австрийского императора Иосифа I, который в приказном  порядке велел основать государственный  ломбард и аукцион. В 1716 году в  Амстердаме, на еще одном аукционе, который проводил в своей картинной  галерее Георг Гзель, русский  царь Петр I купил более сотни  картин европейских художников.

К середине XVIII века Европа была уже наводнена  аукционными заведениями. С 1731 года действует аукцион в шведской Уппсале (Uppsala AuctionKammare), который вот  теперь, спустя два с половиной  века после образования, тоже решил  заняться русским искусством.

В Париже лидирует конгломерат французских  антикваров в Hotel Drouot, в залах которого проходит несколько торгов в день, а также Tajan, который в последнее  время стал проводить торги русского искусства.

С 1793 года в Лондоне действует аукционный дом Bonhams. Но при упоминании Лондона  первым делом возникают ассоциации со знаменитыми Sotheby's и Christie's. Именно они, основанные более двух веков назад, монстры аукционной торговли, и сейчас контролируют не менее 70 процентов  арт-рынка.

Sotheby's открылся  в 1744-м, его основатель Сэмюэль  Бейкер продавал книги и очень  быстро пошел в гору — в  1823 году, например, фирма занималась  продажей библиотеки Наполеона.  После смерти Бейкера в 1778 году  фирма перешла его племяннику, Джону Сотби. 

С 1913 года Sotheby's начал продавать живопись, а потом и любые предметы роскоши  — автомобили, вина, драгоценности, поместья. В последние полсотни лет Sotheby's — открытое акционерное общество.

В 1766 году основал свой аукционный дом Джеймс Кристи. А спустя каких-нибудь десять лет российская императрица Екатерина  Великая приобрела на Christie's коллекцию  сэра Роберта Уолпо-ла, уплатив за нее 40 тысяч фунтов — 198 картин из коллекции  почившего премьер-министра Англии (картины Рубенса, Рембрандта, Пуссена, Ван Дейка) переехали в Эрмитаж.

Кстати, полотна испанских художников для  Эрмитажа Екатерина II приобрела в  Париже в 1772 году на распродаже собрания министра двора Людовика XV герцога  Шуазеля. Ныне Christie's представляет собой  закрытое акционерное общество, контрольный  пакет в котором принадлежит  французскому мультимиллиардеру Франсуа  Пино.

Различие  между двумя конкурентами сформулировано давным-давно: Christie's — это джентльмены, которые стараются казаться торговцами, Sotheby's — торговцы, которые стремятся  казаться джентльменами.

Сейчас  различие в стратегии и тактике  обоих домов фактически свелось  к нулю, и разница между ними сохранилась только в антураже.

Главный зал Sotheby's расположен на забитой дорогими магазинами лондонской Нью-Бонд-стрит  — на улицу выходит узкий сектор дома со скромной дубовой дверью. И  только внутри, в практично и скромно  оформленных выставочных и аукционных залах становится ясно, что на самом  деле помещения фирмы занимают целый  квартал между параллельными  улицами.

Здание Christie's на аристократической Кинг-стрит, неподалеку от Сент-Джеймского дворца — настоящий дворец с мраморной  парадной лестницей, анфиладой высоких  залов с лепниной. И если в зал Sotheby's можно рискнуть зайти в джинсах, то на Christie's это не приветствуется.

В вечной гонке за лидерство на арт-рынке  оба аукционных дома идут бок о  бок. И тот и другой проводят торги  в Нью-Йорке (там продаются самые  дорогие произведения искусства, живопись импрессионистов и мастеров XX века), Лондоне (хорошего качества живопись, графика и скульптура, мебель и  серебро), Женеве (драгоценности и  часы), Гонконге (искусство Китая  и Японии), Париже и еще множестве  городов Британии и Европы.

Последний мировой рекорд на живопись был поставлен  на Sotheby's — «Мальчик с трубкой» Пабло  Пикассо за $104,2 млн. Но предыдущие десять лет планку держал Christie's — «Портрет доктора Гаше» Винсента Ван Гога за $82,5 млн.

Последнее время Christie's лидирует в области современного искусства, a Sotheby's — безусловный  лидер по части русского. Именно «русские торги» Sotheby's, которые проходят два раза в год в Лондоне, а  теперь и в апреле в Нью-Йорке, привлекают большинство русских  коллекционеров.

Организация аукционной торговли

Организаторами  товарных аукционов могут быть отдельные  крупные торговые компании, союзы  или ассоциации продавцов или  специальные аукционные брокерские фирмы.[4] 

Выступающие в качестве организаторов аукциона специализированные крупные фирмы, представляющие собой торговые монополии, предлагают на аукционах приобретенный, как правило, за свой счет товар. Наряду с этим они принимают для реализации на комиссионных началах продукцию, принадлежащую фирмам-производителям, ассоциациям или кооперативам фермеров. 

Примером  такой компании является специализированная пушно-меховая английская фирма  «Гудзон бей», превратившаяся фактически в международную монополию, имеющую свои филиалы в Нью-Йорке, Монреале, Лондоне. Другой крупной специализированной компанией по продаже пушнины является американская фирма «Нью-Йорк окш Ко, инк», которая организует аукционы по продаже норки в Нью-Йорке. Кроме того, она имеет филиалы в Монреале и Миннесоте, где также проводятся аукционы норки. 

Союзы (ассоциации) производителей, фермеров, выступающие в качестве организаторов  аукционов, часто создают для  этого аукционные фирмы. Это наиболее распространено при торговле пушниной в Скандинавских странах (Норвегии, Финляндии) и Дании. Такого рода аукционы проводятся, например, в Копенгагене. 

Специализированные  аукционные брокерско-комиссионные фирмы  играют ведущую роль в торговле чаем, шерстью, табаком, пушно-меховыми изделиями  и другими товарами. Обычно они  организуют аукционы и продают на них товары по поручению своих  клиентов за комиссионное вознаграждение. Например, аукционная торговля немытой  шерстью в Австралии и Новой  Зеландии более чем на 90 % осуществляется брокерскими фирмами. Сделки на этих аукционах осуществляются через  брокеров продавца и брокеров покупателя. Все брокеры, осуществляющие аукционную торговлю шерстью в Австралии  и Новой Зеландии, объединены в  ассоциации брокеров продавца и брокеров покупателя. 

Аукционная  торговля чаем как в чаепроизводящих  странах, так и в Лондоне сосредоточена  в основном в руках английских брокерских фирм или их филиалов и  дочерних компаний. Иногда они сами скупают товар и выступают  на аукционах собственниками товара, но чаще продают чай на комиссионных началах, (фермеры — производители  чая — к участию в аукционах  не допускаются).

Техника аукционной торговли

 С точки  зрения техники установления  цены различают два типа аукционов:

Аукцион с повышением цены, победителем которого признаётся лицо, предложившее наивысшую цену.

Аукцион с понижением цены (голландский аукцион), победителем  которого признаётся лицо, первым согласившееся  уплатить предлагаемую на аукционе цену.[4] 

Организация и  техника проведения международных  аукционов имеют свои особенности, которые определяются характером товара. Вместе с тем в их организации  есть много общего, различают четыре стадии проведения аукционов[6]:

подготовка,

осмотр товаров,

аукционный торг,

оформление и  исполнение аукционной сделки. 

В период подготовки аукциона, который иногда длится несколько  месяцев, владелец товара доставляет его  на склад организатора аукциона. В  течение подготовительного периода  составляются каталоги, осуществляется рекламная деятельность, крупные  партии товара разбиваются на так  называемые лоты. В лот подбирается  товар, одинаковый по качеству. Каждому  лоту присваивается номер, под которым  он заносится в каталог данного  аукциона с указанием характеристик  лота. Несколько лотов, обладающих одинаковыми  качественными показателями, образуют так называемые стринги. Из каждого лота или стринга отбирается характерный образец и выставляется в специальном зале для осмотра. 

Во время осмотра  товара потенциальные покупатели имеют  возможность ознакомиться с выставленными  для продажи лотами и стрингами. На аукционах пищевкусовых товаров  для покупателей устраиваются дегустации. Осмотр является важным этапом проведения аукционных торгов, так как в случае приобретения товара претензии к  его качеству (за исключением скрытых  дефектов, которые невозможно обнаружить при осмотре товара) впоследствии не принимаются. Иногда покупатели во время осмотра могут приобрести образцы товара для дополнительной проверки их качества. 

Главной стадией  аукциона является торг, который проводит аукционист совместно с ассистентами. Он начинается в заранее назначенный  день и час в специально оборудованном  помещении. Существуют способы повышения  цены — гласный и негласный. 

При гласном  способе аукционист объявляет номер  лота, выставляемого на продажу, называет начальную цену и спрашивает: «Кто больше?» Покупатель, желающий приобрести лот по более высокой цене, называет новую цену, которая выше предыдущей на величину не ниже минимальной надбавки, указанной в правилах проведения торгов. Аукционист называет номер  покупателя, под которым он зарегистрирован  на аукционе, новую цену лота и снова  задаст вопрос: "Кто больше?' Если после троекратного повторения вопроса  не следует нового предложения, аукционист ударяет молотком, подтверждая продажу  лота покупателю, который последним  назвал наивысшую цену. 

При негласном  способе покупатели подают аукционисту  условный знак (например, путём поднятия таблички с его номером) о согласии поднять цену. Надбавка к цене стандартна и оговорена в правилах торгов. Аукционист каждый раз объявляет  новую цену, не называя покупателя. 

Темп аукционных торгов очень высок и требует  от покупателей и аукциониста  максимального внимания и быстрой  реакции. В среднем для продажи  одного лота требуется менее 50 сек. В некоторых странах на аукционах  используется способ понижения цены. Этот способ получил название «голландский аукцион» (Dutch auction), так как широко применяется в этой стране. Суть его состоит в том, что вначале  аукционист назначает максимальную цену, которая загорается на циферблате, установленном в аукционном помещении. Если никто из покупателей не выражает желания приобрести лот по этой цене, то аукционист начинает снижать цену. Покупателем товара становится тот, кто первым нажмет находящуюся перед  ним кнопку, которая останавливает  изменение цены на циферблате. После  этого на циферблате загорается номер, под которым данный покупатель зарегистрирован  у организаторов аукциона. Он и  считается покупателем данного  лота. Такой способ проведения аукциона значительно ускоряет темп аукционного  торга и дает возможность продавать  до 600 лотов в час.[6]

Информация о работе История аукционов