Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:52, реферат
В то время как в философии во второй половине XIX в. доминирующим направлением становится позитивизм, в правовой науке господствующим направлением становится тесно связанный с ним правовой позитивизм. Это предопределяется прежде всего осознанием идеи права как фактора стабилизации общества, гарантии порядка и развития.
1 Введение
2 История позитивизма
3 Возникновение и развитие позитивизма
3.1 Джон Остин — отец правового позитивизма
4 Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О. Конту)
5 Позитивизм, классификация наук и предмет Контовской социологии.
6 Идея эволюции с позиции позитивизма
7 Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями
8 Заключение
9 Литература
Содержание
Введение
В то время как в философии во второй половине XIX в. доминирующим направлением становится позитивизм, в правовой науке господствующим направлением становится тесно связанный с ним правовой позитивизм. Это предопределяется прежде всего осознанием идеи права как фактора стабилизации общества, гарантии порядка и развития. Создается своеобразный культ права, укрепления авторитета государства и права. Правовой позитивизм базируется на политической предпосылке, то есть на признании основополагающей ценности государства, а также на вере в эксперимент, опыт, который по естественным наукам переносится в правовые науки. Основная задача юридической науки, согласно этой теории, заключается в толковании и систематизации каждый раз более многочисленных правовых норм и в попытке стабилизировать эти нормы, проявлением чего были кодификации XIX в. Зарождение и развитие правового позитивизма значительной мере обусловлено результатами развития научной естественной мысли и является своеобразной реакцией на философские системы немецкого идеализма.
Делается попытка по-новому исследовать и выяснять право, принимая во внимание лишь действующее право и считая его эмпирическим материалом, который можно анализировать и систематизировать, как в исследованиях естественных наук. Один из представителей позитивизма, писал: "Частное и публичное право базируются на юридически обязательных актах, на принципах, выработанных публичной властью, а не на чисто дедуктивных выводах ума, не на личном мнении какого философа или правоведа. Другими словами, частное и публичное право входят в положительное законодательство и только благодаря этому и приобретают свойств права. Многие представители позитивизма считали общество своеобразным организмом, который развивается по тем же законам и которому присущи те же свойства, что и другим природным организмам.
История позитивизма
Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — научное направление, доказывавшее, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие объективные методы, а не умозрительные рассуждения.
Основоположником позитивизма является ученик Сен-Симона Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (Париж, 1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.
Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которым ничего не соответствовало в реальности. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивизм считает надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний является эмпирическое описание фактов.
Основоположником позитивизма с
Таким образом единственной формой знания при позитивизме становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) познания. Важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.
В психологии позитивизм оказал влияние на бихевиоризм и положил
начало операционализму. Психолог-позитивист
стремится убрать из научной психологии
все ссылки на разум, поскольку считает,
что только так психология может избежать
скатывания к религиозным предрассудкам.
В позитивизме понятие «разум» — ненаучное понятие,
а психология должна описывать, прогнозировать
и контролировать лишь то, что поддается
наблюдению, т. е. поведение.
Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный)
— научное направление, доказывавшее,
что источником истинного знания являются
эмпирические, конкретные науки, имеющие
объективные методы, а не умозрительные
рассуждения.
Возникновение и развитие позитивизма
Впервые термин «позитивизм» (положительное знание) ввел в научный оборот О. Конт (1798 - 1857) для обозначения как своей философии, так и своей социальной теории (социальная физика). Позитивное знание - это наблюдаемое, исчисляемое и проверяемое на опыте знание.
Что касается юридического позитивизма, то разумней определить дату его зарождения годами творчества И. Бентама. В общей форме его взгляд на человека, общество, политику и право можно выразить в формуле «Управлять обществом необходимо так, чтобы общество было управляемым». С общими взглядами Бентама на кодификацию и законодательство тесно связаны его взгляды на право, которое, по его мнению, является исключительно волей суверена, изданной в соответствующей форме. Поэтому он отвергает естественное право и фактически начинает новейшей юридический позитивизм, который был развит Джоном Остином.
Джон Остин — отец правового позитивизма
Начало позитивистского
направления в правовой науке
было положено Джоном Остином (1790-1859), которого
называют отцом правового позитивизма.
В его трудах «Определение предмета
юриспруденции» и «Лекции о юриспруденции,
или философия позитивного
В итоге право представляет
в относительно определенной и легко
обозреваемой совокупности правил (норм),
принципов и типологических делений.
Если, по представлениям Дж.Бентама, право
следует воспринимать как совокупность
знаков, изданных или одобренных сувереном
для регулирования должного поведения
определенного класса лиц, находящихся
под его властью, то, согласно Остину,
такого суверена можно представить
себе – в зависимости от обстоятельств
– в виде не только лица, но и учреждения,
которое действительно, а не формально
является сувереном для подвластных
в данном политическом сообществе.
Источником права, таким образом, является
суверенная власть, причем важнейшей
гарантией нормального
В конструкции Остина суверен предстает воплощением всевластного учреждения, а норма права – нормой властного принуждения, или «правилом, установленным одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им». Приказ суверена, снабженный санкцией, и есть, по сути дела, правовая норма (норма позитивного закона).
Таким образом, норма получает юридический характер только в том случае, когда некто, обладающий необходимыми властными возможностями и способностями, в состоянии придать ей обзывающую силу принуждения под угрозой причинить вред (негативные последствия) нарушителю данной нормы. Санкции, установленные позитивным законом, имеют характер юридический и политический одновременно, поскольку они реализуются на практике данным политическим сообществом в принудительном порядке. В этом смысле право в целом является приказом суверенной власти, устанавливающим обязанности и находящим гарантии их реализации в политических санкциях и принуждении1.
Естественно-правовые элементы и принципы обоснования и признания прав личности Остин решительно отвергал, и в этом плане был близок позициям Савиньи и Гуго, под руководством которых изучал в молодости юриспруденцию. Остин расходился со своими немецкими наставниками в оценке исторических корней права, поскольку ему, как и многим утилитаристам, был присущ внеисторический подход к изучению права.
Суть юридико-позитивистского
подхода в понимании и
Связав природу права с приказом (волей) фактически правящей в обществе группы лиц или одного правителя, Остин тем самым легетимировал правотворчество любой власти («кому подчиняются, тот и суверен»).
Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О. Конту)
Позитивная — единственной
формой знания становится научное знание.
Человечество становится достаточно взрослым,
чтобы мужественно признать относительность
(релятивность) нашего познания. В этом аспекте
позитивизм преодолевает характерный
для Научной Революции эпохи барокко оптими
Позитивизм, классификация наук и предмет Контовской социологии.
Аналитические размышления Конта касаются того периода истории, который
переживало европейское общество в начале 19-го столетия. На смену обществу,