История позитивизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:52, реферат

Краткое описание

В то время как в философии во второй половине XIX в. доминирующим направлением становится позитивизм, в правовой науке господствующим направлением становится тесно связанный с ним правовой позитивизм. Это предопределяется прежде всего осознанием идеи права как фактора стабилизации общества, гарантии порядка и развития.

Содержание

 1 Введение
 2 История позитивизма
 3 Возникновение и развитие позитивизма
 3.1 Джон Остин — отец правового позитивизма
 4 Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О. Конту)
 5 Позитивизм, классификация наук и предмет Контовской социологии.
 6 Идея эволюции с позиции позитивизма
 7 Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями
 8 Заключение
 9 Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Позитивизм Реферат.docx

— 38.76 Кб (Скачать файл)

Содержание

  • 1  Введение
  • 2 История позитивизма
  • 3 Возникновение и развитие позитивизма
  • 3.1 Джон Остин — отец правового позитивизма
  • 4 Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О. Конту)
  • 5 Позитивизм, классификация наук и предмет Контовской социологии.
  • 6 Идея эволюции с позиции позитивизма
  • 7 Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями
  • 8 Заключение
  • 9 Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В то время как в философии во второй половине XIX в. доминирующим направлением становится позитивизм, в правовой науке господствующим направлением становится тесно связанный с ним правовой позитивизм. Это предопределяется прежде всего осознанием идеи права как фактора стабилизации общества, гарантии порядка и развития. Создается своеобразный культ права, укрепления авторитета государства и права. Правовой позитивизм базируется на политической предпосылке, то есть на признании основополагающей ценности государства, а также на вере в эксперимент, опыт, который по естественным наукам переносится в правовые науки. Основная задача юридической науки, согласно этой теории, заключается в толковании и систематизации каждый раз более многочисленных правовых норм и в попытке стабилизировать эти нормы, проявлением чего были кодификации XIX в. Зарождение и развитие правового позитивизма значительной мере обусловлено результатами развития научной естественной мысли и является своеобразной реакцией на философские системы немецкого идеализма.

Делается попытка по-новому исследовать и выяснять право, принимая во внимание лишь действующее право  и считая его эмпирическим материалом, который можно анализировать  и систематизировать, как в исследованиях  естественных наук. Один из представителей позитивизма, писал: "Частное и  публичное право базируются на юридически обязательных актах, на принципах, выработанных публичной властью, а не на чисто  дедуктивных выводах ума, не на личном мнении какого философа или правоведа. Другими словами, частное и публичное  право входят в положительное  законодательство и только благодаря  этому и приобретают свойств  права. Многие представители позитивизма  считали общество своеобразным организмом, который развивается по тем же законам и которому присущи те же свойства, что и другим природным  организмам.

История позитивизма

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — научное направление, доказывавшее, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие объективные методы, а не умозрительные рассуждения.

Основоположником позитивизма  является ученик Сен-Симона Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (Париж, 1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.

Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которым ничего не соответствовало в реальности. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивизм считает надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний является эмпирическое описание фактов.

Основоположником позитивизма считается Огюст Конт, полагавший, что современной «научной» стадии развития человечества предшествовали «теологическая» и «метафизическая» стадии, причем характерной особенностью этого стадиального развития является то, что каждая последующая стадия менее обременена предрассудками, чем предыдущая. По мнению Конта, основная задача науки — описание, прогнозирование и контроль. Ученый начинает с точного описания наблюдаемых событий, из которого могут быть извлечены математические законы, описывающие естественные закономерности. А как только в распоряжении ученого оказываются законы, у него появляется возможность делать прогнозы. В конце концов подтвержденные научные законы делают доступным контроль над природой, поскольку выявленными причинно-следственными связями можно управлять, а значит, можно добиваться желательных и прогнозируемых целей. Хороший ученый должен избегать попыток объяснять причины тех или иных событий, особенно в тех случаях, когда речь идет о сущностях, наблюдать которые невозможно. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Постулирование невидимых причин связано с риском снова впасть в религиозные или метафизические предрассудки.

Таким образом единственной формой знания при позитивизме становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) познания. Важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

В психологии позитивизм оказал влияние на бихевиоризм и положил начало операционализму. Психолог-позитивист стремится убрать из научной психологии все ссылки на разум, поскольку считает, что только так психология может избежать скатывания к религиозным предрассудкам. В позитивизме понятие «разум» — ненаучное понятие, а психология должна описывать, прогнозировать и контролировать лишь то, что поддается наблюдению, т. е. поведение. 
Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — научное направление, доказывавшее, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие объективные методы, а не умозрительные рассуждения.

 

Возникновение и развитие позитивизма

 

Впервые термин «позитивизм» (положительное знание) ввел в научный  оборот О. Конт (1798 - 1857) для обозначения  как своей философии, так и  своей социальной теории (социальная физика). Позитивное знание - это наблюдаемое, исчисляемое и проверяемое на опыте знание.

Что касается юридического позитивизма, то разумней определить дату его зарождения годами творчества И. Бентама. В общей форме его  взгляд на человека, общество, политику и право можно выразить в формуле  «Управлять обществом необходимо так, чтобы общество было управляемым». С общими взглядами Бентама на кодификацию и законодательство тесно связаны его взгляды  на право, которое, по его мнению, является исключительно волей суверена, изданной в соответствующей форме. Поэтому  он отвергает естественное право  и фактически начинает новейшей юридический  позитивизм, который был развит Джоном Остином.

 Джон Остин  — отец правового позитивизма

Начало позитивистского  направления в правовой науке  было положено Джоном Остином (1790-1859), которого называют отцом правового позитивизма. В его трудах «Определение предмета юриспруденции» и «Лекции о юриспруденции, или философия позитивного закона»  изложены базовые идеи этого направления. Остин был правоведом. В 20-х годах XIX ст. он возглавил первую кафедру  юриспруденции в Лондонском университете. Здесь же в цикле своих лекций под названием «Определение предмета юриспруденции» он развил утилитаристский  тезис своего знаменитого соотечественника Дж. Бентама о том, что право  – это «повеление суверена», и  снабдил его развёрнутым обоснованием2.

В итоге право представляет в относительно определенной и легко  обозреваемой совокупности правил (норм), принципов и типологических делений. Если, по представлениям Дж.Бентама, право  следует воспринимать как совокупность знаков, изданных или одобренных сувереном  для регулирования должного поведения  определенного класса лиц, находящихся  под его властью, то, согласно Остину, такого суверена можно представить  себе – в зависимости от обстоятельств  – в виде не только лица, но и учреждения, которое действительно, а не формально  является сувереном для подвластных  в данном политическом сообществе. Источником права, таким образом, является суверенная власть, причем важнейшей  гарантией нормального функционирования права и самой суверенной власти выступает привычка большинства  к повиновению. Нет поэтому, согласно Остину, оснований относить к разряду  позитивного закона, к примеру, распоряжение оккупационных армейских властей, даже если они и дают этому распоряжению наименование закона.

  В конструкции Остина суверен предстает воплощением всевластного учреждения, а норма права – нормой властного принуждения, или «правилом, установленным одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им». Приказ суверена, снабженный санкцией, и есть, по сути дела, правовая норма (норма позитивного закона).

  Таким образом, норма получает юридический характер только в том случае, когда некто, обладающий необходимыми властными возможностями и способностями, в состоянии придать ей обзывающую силу принуждения под угрозой причинить вред (негативные последствия) нарушителю данной нормы. Санкции, установленные позитивным законом, имеют характер юридический и политический одновременно, поскольку они реализуются на практике данным политическим сообществом в принудительном порядке. В этом смысле право в целом является приказом суверенной власти, устанавливающим обязанности и находящим гарантии их реализации в политических санкциях и принуждении1.

Естественно-правовые элементы и принципы обоснования и признания  прав личности Остин решительно отвергал, и в этом плане был близок позициям Савиньи и Гуго, под руководством которых изучал в молодости юриспруденцию. Остин расходился со своими немецкими  наставниками в оценке исторических корней права, поскольку ему, как  и многим утилитаристам, был присущ внеисторический подход к изучению права.

Суть юридико-позитивистского  подхода в понимании и истолковании права хорошо передается формулой «закон есть закон». В историческом плане  позитивистский подход выделяется своим  негативным отношением к любым конструкциям, которые допускают или терпимо  относятся к допущению, что помимо реально существующего и воспринимаемого  государства и связанного с ним  массива законодательства существует некое более разумное право и  связанное с ним государство, являющее собой эталон для сопоставлений. Подобный же негативизм он распространяет и на концепции естественных и  неотчуждаемых прав2. Другой важной и более оправданной особенностью использования формулы «закон есть закон» является признание её необходимейшим условием нормального общения в  нормально организованном человеческом (политическом, трудовом, имущественном) общежитии, своего рода краеугольным камнем в громадном здании государственности  и неотъемлемым атрибутом повседневного  правового общения.

Связав природу права  с приказом (волей) фактически правящей в обществе группы лиц или одного правителя, Остин тем самым легетимировал  правотворчество любой власти («кому  подчиняются, тот и суверен»).

Стадии истории  человечества с позиции позитивизма (согласно О. Конту)

  • Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
    • Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
    • Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
    • Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
  • Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.

Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

 

 

 

 

Позитивизм, классификация  наук и предмет Контовской социологии.

 

  Аналитические размышления  Конта касаются того периода  истории, который

переживало европейское  общество в начале 19-го столетия. На смену обществу,

Информация о работе История позитивизма