Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:06, курсовая работа
С развитием в нашей стране рыночных отношений все более актуальным становится вопрос теоретического объяснения процессов и изменений, происходящих в экономике. Успешное развитие экономики страны в целом в первую очередь зависит от степени развитости отдельных рынков и отраслей, их конкурентного и технологического уровня. Одним из ключевых факторов, определяющих состояние отраслевого рынка, является рыночная власть фирм, действующих на различных рынках.
Введение
1. Сущность рыночной власти.
1.1 Показатели доминирования фирмы
1.2 Барьеры входа в отрасль
1.3 Оценка объемов рынка и показатели монополизации фирмы
2. Источники рыночной власти.
2.1 Внутренние источники
2.2 Внешние источники
3. Формы проявленная и показатели рыночной власти фирм
1.Формы проявления рыночной власти
2. Основные показатели рыночной власти
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Государственное Автономное Образовательное Учреждение
Среднего Профессионального Образования
«Колледж Малого Бизнеса и Предпринимательства»
Курсовая работа
по дисциплине «Экономика отрасли»
Тема: «Источники, причины и измерения рыночной власти»
Казань 2012
Содержание
Введение |
1. Сущность рыночной власти. |
1.1 Показатели доминирования фирмы |
1.2 Барьеры входа в отрасль |
1.3 Оценка объемов рынка и показатели монополизации фирмы |
2. Источники рыночной власти. 2.1 Внутренние источники 2.2 Внешние источники 3. Формы проявленная и показатели рыночной власти фирм
|
Введение
С развитием в нашей
стране рыночных отношений все более
актуальным становится вопрос теоретического
объяснения процессов и изменений,
происходящих в экономике. Успешное
развитие экономики страны в целом
в первую очередь зависит от степени
развитости отдельных рынков и отраслей,
их конкурентного и
Рыночная власть позволяет действующим на конкретном отраслевом рынке фирмам, оказывать влияние на других участников рыночных отношений и, тем самым, определять дальнейшее направление развития самого рынка. Границы такого влияния определяют степень рыночной власти, которой обладает фирма на данном рынке. Большая степень рыночной власти говорит о больших возможностях фирмы влиять на рынок и о зависимости рынка от произвола фирмы. Такая ситуация может в свою очередь привести к ущемлению интересов остальных участников рынка и, следовательно, угрожает основам рыночных форм взаимоотношений.
С другой стороны, рыночная
власть позволяет фирме аккумулировать
ресурсы для дополнительных вложений
в производство, что способствует
развитию инноваций и экономическому
росту, введению прогрессивных разработок
и технологическому прогрессу, и, в
конечном счете, ведет к росту
благосостояния населения в целом.
Сильные позиции отечественных
фирм на мировых рынках укрепляют
позиции страны на международной
арене, увеличивают ее авторитет
в глазах мирового сообщества. Поэтому
поддержание отечественных
Интерес к рыночной власти обоснован также тем, что предпосылки ее появления заложены в несовершенных рыночных структурах. На всех рынках, где есть нарушение условий совершенной конкуренции (а это более 90% реально существующих рынков), заложен потенциал для рыночной власти фирмы.
Данная ситуация определяет актуальность исследования, особенно для нашей страны, когда вопрос о конкурентоспособности России в мировой экономике стоит особенно остро.
Целью контрольной работы является рассмотрение источников и причин рыночной власти.
1. Сущность рыночной власти
1.1 Показатели доминирования фирмы
Монопольная цена – особый
вид рыночной цены, которая устанавливается
на уровне выше или ниже стоимости
товара, в целях получения монопольного
дохода (чаще всего в форме монопольной
сверхприбыли). Такой доход представляет
экономическую реализацию господства
монополистов на рынке, проще говоря
- это дань, которой они облагают
других предпринимателей и население.
Чтобы получить сверх прибыль, монополии
не проводят никаких улучшений в
производстве товаров. Поэтому при
установлении выгодных цен для них,
они утрачивают экономические стимулы
к техническому и иному прогрессу.
В противоположность
Так, монополистические объединения
стремятся сосредоточить у себя
значительную часть всех товаров
отрасли. Это позволяет устанавливать
монопольно высокую цену, превышающую
общественно необходимые
Фирма-монополист стремится
также быть единственным покупателем
определенного продукта. Они искусственно
ограничивают на какое-то время свои
закупки, добиваясь того, чтобы предложение
товаров со стороны продавцов
превышало спрос со стороны монополий.
Это позволяет установить монопольно
низкую цену, уровень которой не
достигает общественно –
Монополия предполагает, что
в отрасли имеется только один
производитель, который полностью
контролирует объем предложения
товара. Это позволяет ему
Фирма – монополист обычно имеет высокую прибыль и это привлекает в отрасль других производителей.
1.2 Барьеры входа в отрасль
Естественно, что высокая экономическая прибыль, получаемая монополистом, привлечет на рынок потенциальных производителей данного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно, требует наличия условий, которые предотвращают конкуренцию новых продавцов с монополистом. Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными.
Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:
Исключительные права, полученные от государства. Иногда, правительство сознательно идет на то, чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или в определенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого монополиста может выступать само государство.
Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки etс исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются эксклюзивные права на реализацию продукта.
Собственность на все предложение производственного ресурса. Монополия также может поддерживаться в результате владения всеми источниками конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара.
Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. В частности и обладание технологией производства пива – это секрет. Хотя, как правило, такая монополия не является чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.
Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка, Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы на рынке было бы большее количество продавцов. Это может способствовать монополизации рынка, так как монополист имеет возможность устанавливать низкие цены, соответствующие его издержкам, что сделает недоступным данный рынок для потенциальных продавцов, так как они не смогут получать прибыль при данной цене. Так, если фирмы могут последовательно снижать средние издержки и при этом получать прибыль путем расширения производства, удовлетворяя долгосрочный рыночный спрос, то в итоге на рынке останется только одна фирма - монополист. При появлении доминирующей фирмы новые фирмы не могут войти на рынок, так как они изначально слишком малы, чтобы достичь таких средних издержек, которыми обладает фирма - монополист. Последняя может использовать контроль над ценой, чтобы устранять конкурентов со своих рынков сбыта. Фирма, которая может обеспечить весь рыночный спрос на какой - либо товар с меньшими средними издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли бы такое же количество товара, называется естественной монополией (natural monopoly). Преимущества низких издержек производства естественной монополии показаны на графике.
У естественной монополии LRAC снижается вдоль всего интервала значений выпуска, для которого кривая спроса лежит выше LRAC. Естественная монополия может произвести количество Q1 c более низкими долгосрочными средними издержками, чем это могут сделать две меньшие фирмы, каждая из которых выпускает Q1/2. Q1=2Q1/2.
1.3 Оценка объемов
рынка и показатели
Источник рыночной власти фирмы, как
правило, заключен в захвате ею существенной
доли рынка.
Именно на рынке взаимодействуют фирмы, параметры рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для исследователя. Однако на практике определить границы рынка непросто.
Выявив емкость рынка,
необходимо определить фирмы, производящие
и или реализующие товар на
этом рынке. Исследование концентрации
продавцов на рынке приведет к
качественным результатам в том
случае, если показатель специализации
и показатель охвата достаточно велики.
Далее следует оценить
Согласно Методическим рекомендациям
по определению доминирующего
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.
Перечень изучаемых
параметров товарного рынка
Доля рынка хозяйствующего субъекта определяется в соответствии с разделом 5 Методических рекомендаций по определению границ и объемов товарных рынков, утвержденных приказом ГКАП России от 26.10.93 г. № 112 как процентное отношение реализованного хозяйствующим субъектом третьим лицам товара (продукции, работ, услуг) к объему (сумме) реализации товара на данном рынке всеми продавцами (объем рынка).
Количественной
Информация о работе Источники, причины и измерения рыночной власти