Конкуренция на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:59, реферат

Краткое описание

Конкуренция основана на различиях в возможностях разных видов транспорта, их предприятий, технологий, затрат, предоставляемых заказчику услуг и качества этих услуг, организации работ и пр. Важный фактор в конкурентной борьбе — это соблюдение сроков доставки.

Вложенные файлы: 1 файл

конкуренция на транспорте.docx

— 17.07 Кб (Скачать файл)

В рыночных условиях, когда  даются одинаковые права всем субъектам  рыночных отношений, встает вопрос о  конкурентной борьбе, соперничестве  между различными видами транспорта или внутри каждого из них за право  получения заказов. Конкуренция  основана на различиях в возможностях разных видов транспорта, их предприятий, технологий, затрат, предоставляемых  заказчику услуг и качества этих услуг, организации работ и пр. Важный фактор в конкурентной борьбе — это соблюдение сроков доставки. Например, срывы доставки по железной дороге связаны с нарушениями  плана формирования поездов, опозданием из-за несвоевременного оформления грузов в связи с занятостью вагонов  под разгрузкой, длительной сортировкой  вагонов по направлениям и др.

            Конкуренция имеет и положительные  стороны — в этой борьбе  победит тот, кто максимально  качественно удовлетворит требования  заказчика и предоставит максимум  удобств пассажирам при низких  ценах. Одну из главных ролей  в конкурентной борьбе играет  стоимость проезда (рис. 2.8) и срок  доставки, поэтому конкурирующие  предприятия не будут завышать  цены даже при уменьшении сроков  доставки, что положительно скажется  на экономике страны и благополучии  населения. 

      Обычно  конкуренция является неотъемлемой  частью полноценного рынка, но  монополизация какого-либо вида деятельности может привести к ущемлению прав потребителей, нерациональному расходованию ресурсов и социально неблагоприятным последствиям. Поэтому во многих странах мира создаются антимонопольные законы, так как монополизм устраняет конкуренцию. Например, в США антимонопольная политика в настоящее время базируется на Законе Шермана от 1890 г., согласно которому все монополии объявлялись противоправными. Европейские антимонопольные системы не считают монополии противоправными, но закон борется против их злоупотреблений, особенно в части установления завышенной цены или недопуска на рынок других предприятий.

            Конкуренция внутри каждого вида  транспорта носит, как правило,  демпинговый1 характер при наличии (избыточности) предложений. Такая ситуация характерна прежде всего для автомобильного транспорта в связи со спецификой его рынка. На морском транспорте на Дальневосточном направлении активную конкуренцию составляют китайские так называемые «боевые суда», предлагающие дешевые транспортные услуги параллельно с судами линейных конференций, забирая тем самым значительный грузопоток. Такую же политику проводят транспортные работники Китая и в отношении железнодорожных перевозок, активно развивая Трансазиатскую магистраль от порта Ляньюньгань.

            При применении принципов логистики  и развитии экспедиционного обслуживания  конкуренция между разными видами  транспорта переходит в область  взаимодополняемости, что расширяет возможности заказчика по выбору наиболее подходящего вида транспортного обслуживания.

            Железная дорога при перевозке  грузов на относительно небольшие  расстояния конкурирует с автомобильным  транспортом; при перевозке грузов  и пассажиров на средние расстояния  в летний сезон — с автомобильным  и речным транспортом (в основном, в районах прилегания к рекам); при перевозке пассажиров на  средние расстояния — с воздушным  транспортом. В последнее время  в конкурентной борьбе за перевозки  между железнодорожным и автомобильным  транспортом, особенно при перевозках  грузов в контейнерах, явное  преимущество имел последний. Однако экологическая ситуация в мире способствует распространению электрифицированного железнодорожного транспорта как экологически более чистого, дешевого и высокоскоростного. Кроме того, железнодорожный транспорт предпринимает попытки внедрения новых технологий (положительный аспект конкурентной борьбы), в частности специализированных прямых скоростных поездов с минимальным сроком доставки для перевозки контейнеров с грузом из России в Германию и другие европейские страны, грузов из Японии и стран восточного региона в Европу через территорию России. Это представляет большую конкуренцию морскому транспорту и смешанному сообщению, осуществляющим в настоящее время перевозки данных грузов. При дешевой перевозке грузов в контейнерах морским транспортом от портов стран Азиатско-Тихоокеанского региона до европейских портов (Роттердам, Гамбург и др.) сроки доставки составляют 35 сут (без учета времени погрузки-разгрузки), а Транссибирская железнодорожная ма- Iистраль, даже с учетом морской составляющей, может доставить контейнеры по территории России за 18—20 сут по новой логистической технологии (рис. 2.9) (в апреле 1998 г. контейнерный поезд преодолел путь 10538 км от Находки до Бреста за восемь с небольшим суток со среднесуточной скоростью 1150 км, что в два с половиной раза выше, чем на морском транспорте).

Сферы конкуренции различных  видов транспорта друг с другом

 Каждый вид транспорта  имеет собственную рациональную  сферу применения, определяемую  присущим ему набором характеристик,  когда его использование дает, бесспорно, наилучший эффект, и, в общем случае, едва ли можно говорить о какой-либо конкуренции между разными видами транспорта. Например, морской транспорт незаменим при доставке массовых грузов на большие расстояния, особенно в международном сообщении. А автомобили не могут быть заменены ничем во внутригородских перевозках. В то же время имеется большое количество ситуаций, в которых разные виды транспорта могут конкурировать друг с другом. Тогда ставится вопрос о выборе конкретного типа транспорта. Вот некоторые из таких ситуаций.

 На расстояниях перевозок до 1000-1500, а иногда и до 2000 км стоит выбор между автомобильным и железнодорожным видами транспорта. Железнодорожные контейнерные перевозки имеют меньшую себестоимость, но благодаря более высокой скорости доставки автомобилями, выбор оказывается не столь очевидным. К тому же многие грузополучатели и грузоотправители не имеют подъездных железнодорожных путей к своим складам, что ставит вопрос о выборе уже между автомобильной и смешанной перевозкой. Последняя сопряжена с дополнительными организационными, технологическими трудностями, рисками повреждения груза при выполнении перегрузочных, перевалочных работ. По этим причинам, в настоящее время наблюдается активное вытеснение автомобильным транспортом железнодорожного из сферы перевозок на дальние расстояния.

 Такая тенденция отмечается  не только в сфере внутрироссийских перевозок, но и при международных доставках в Россию, в рамках которых выполнение железнодорожных перевозок осложнено еще и разной шириной колеи в России и европейских странах. Однако в самой Европе сегодня отмечается возрастающий интерес именно к железнодорожному транспорту, как более экологически чистому по сравнению с автомобильным. Жесткие требования экологического законодательства заставляют прибегать к услугам железной дороги даже при доставке небольших партий товаров на незначительные (до 250 км) расстояния.

 Ж/д транспорт чаще всего применяется там, где нужно выполнять регулярные перевозки массовых грузов (например, руды или угля), конкурируя здесь с внутренним водным и морским видами транспорта. В нашей стране навигационный период внутреннего водного транспорта ограничен суровыми зимами, когда реки сковываются льдами. В навигационный период использование внутреннего водного транспорта позволяет экономить до 30% на величине транспортных издержек.

 Проблема российской  водной транспортной системы  в том, что русла рек часто  не совпадают с направлениями  основных грузовых потоков. Тем  не менее, речной транспорт  используется для доставки малоценных  массовых грузов, когда низкая  скорость движения и большой  процент потерь некритичны. Сфера  применения речного транспорта  – доставка строительных материалов.

 На Дальнем Востоке  морской транспорт каботажного  плавания (во внутрироссийском сообщении) составляет конкуренцию железнодорожному и автомобильному, хотя в международной практике такое – крайне редкое явление. Автомобильный транспорт очень плотно конкурирует с авиационным при перевозках на средние расстояния ценных и скоропортящихся товаров. Несмотря на большую скорость воздушных судов по сравнению с автомобилями, большое количество вспомогательных технологических операций удлиняет цикл транспортного процесса на авиатранспорте. В то же время для доставки товаров на небольшие расстояния в труднодоступных областях (Крайний Север, горные районы) воздушные суда (преимущественно вертолеты) оказываются просто незаменимы, не предоставляя никакой альтернативы.

      В настоящее  время конкурентная способность  различных видов транспорта или  технологий должна обосновываться  не только экономикой, но и  экологией, и общей безопасностью,  т.е. с учетом принципов логистики. 

            Совершенно естественно, что взаимодействие  видов транспорта, координация их  деятельности, а главное, конкуренция  должны регулироваться государством.


Информация о работе Конкуренция на транспорте