Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский
национальный исследовательский
политехнический университет»
Контрольная
работа
по дисциплине
Региональная экономика и управление
Выполнил студент
3 курса группы ЭУ-11Б
Романюк К.А
Проверил:
Балина Т.А
Пермь 2013
год
Содержание
- Региональные
финансы как механизм реализации региональной
политики и управления. Бюджетная, налоговая
и денежно- кредитная политика региона
и государства. Схема построения бюджета.
Денежно кредитная политика как важнейший
инструмент формирования благоприятных
условий хозяйствования.
Все финансовые потоки,
циркулирующие в экономике, всегда привязаны
к определенной территории, поскольку
они отражают результаты взаимодействия
конкретных институциональных единиц,
расположенных в той или иной точке пространства.
На территории региона осуществляется
множество финансовых операций, производящихся
между региональными институциональными
единицами: домашние хозяйства получают
свои доходы, из которых они уплачивают
налоги, делают покупки и сбережения, предприятия
производят и реализуют продукцию, финансовые
посредники предоставляют финансовые
услуги домашним хозяйствам и предприятиям,
региональные власти формируют региональный
бюджет и расходуют его на общерегиональные
нужды и т.д. С другой стороны, в регионе
имеются и финансовые потоки межрегиональных
и интернациональных институциональных
единиц, которые получают финансовые средства
из-за пределов региона и отправляют их.
Тем не менее, на определенной территории
локализуется некоторая часть финансовых
операций, производимых между всеми институциональными
единицами, и концентрируется часть имеющихся
в стране финансовых ресурсов. В соответствии
с общими подходами, используемыми для
определения региональных финансов, ими
можно назвать денежные ресурсы и потоки
в наличной и безналичной формах, которые
обеспечивают нормальный с точки зрения
потребностей хозяйства территории уровень
производства товаров и услуг, устойчивый
товарообмен в соответствии с законами
рыночного хозяйствования и социально
приемлемый уровень жизни населения. Финансы
региона - это прямой «слепок» с его экономики,
его производственно-экономической и
ресурсной базы. Вместе с тем финансы региона
неотъемлемая составная часть финансовой
системы страны. Их содержание и социально-экономические
функции определяются теми же характеристиками,
что и для финансовой системы страны в
целом, а их роль отличается лишь спецификой
тех задач управления, которые реализуются
на данном региональном или местном
- уровне федеративной структуры государства
с учетом сложившейся и нормативно закрепленной
системы распределения полномочий и ответственности
Федерации, ее субъектов и институтов
местного самоуправления.
Финансовые ресурсы,
созданные на территории, складываются
из следующих важнейших частей:
ресурсы бюджетов
всех уровней (используются для текущего
финансирования экономики региона, социальной
сферы, финансирования наиболее важных
проектов развития соответствующих территорий);
ресурсы субъектов
хозяйствования (используются для финансирования
оборотных средств и капиталовложений,
содержания социальных объектов, находящихся
в собственности соответствующих субъектов
хозяйствования);
ресурсы внебюджетных
фондов;
кредитные ресурсы
коммерческих банков и прочих финансовых
структур (используются для срочного и
возвратного финансирования оборотных
средств и капиталовложений);
дотации, субвенции
и другие поступления из вышестоящих бюджетов
для покрытия дефицита территориальных
бюджетов и централизованные инвестиции
(из федерального бюджета или федеральных
инвестиционных фондов).
Таким образом, финансовые
ресурсы региона определяются как финансовые
ресурсы всех институциональных единиц,
функционирующих в регионе.
В государственной
экономической политике можно выделить
два главных направления: стабилизационное
и структурное. Первое включает в себя
в основном бюджетно-налоговую (фискальную)
и кредитно-денежную (монетарную) политику.
Основная особенность
финансов региона заключается в том, что
здесь действуют как бы три самостоятельные
финансовые подсистемы - государственная
(финансовые ресурсы федеральных органов
и самого субъекта Федерации); муниципальных
образований; а также отдельных юридических
и физических лиц, прежде всего (по значимости)
хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы
традиционно относятся к категории централизованных
финансов (бюджетная система и централизованные
внебюджетные фонды); третья подсистема
- к категории децентрализованных финансов.
Финансы частных юридических и физических
лиц, естественно, не находятся в прямой
юрисдикции региональных или местных
органов власти, однако в значительной
степени также являются объектом управления,
объектом региональной финансовой политики
через инструменты налогообложения, бюджетного
финансирования социальных сфер, финансирования.
Таким образом, все
подсистемы финансов региона находятся
на одной и той же территории и исходят
из интересов одних и тех же жителей региона,
такое разделение, естественное для условий
многоукладного рыночного хозяйства,
не
должно препятствовать
консолидированному участию этих подсистем
в решении местных социально-экономических
проблем. Разница лишь в принципах действия,
зоне действия и степени ответственности
каждой из подсистем. Единое поле деятельности
всех финансов региона диктует и единый
критерий оценки управления региональными
финансами - улучшение экономической и
социальной ситуации в регионе.
Сущность и роль
региональной финансовой системы в жизни
общества проявляется через функции: мобилизационную,
распределительную и контрольную.
1. Контрольная
функция проявляется лишь в
процессах использования хозяйствующими
субъектами государственных средств.
2. Мобилизационная
функция обеспечивает поступление
средств для нужд региона. В результате
в руках региональных органов власти сосредотачиваются
большие ресурсы, расходование которых
может существенно повлиять на развитие
общества.
3. Распределительная
функция связана с перемещением
доходов от производителей в
иные сферы хозяйства.
Таким образом, финансы
региона представляют собой систему экономических
отношений, посредством которой национальный
доход распределяется и перераспределяется
на цели социально-экономического развития
территории.
В государственной
экономической политике можно выделить
два главных направления: стабилизационное
и структурное. Первое включает в себя
в основном бюджетно-налоговую (фискальную)
и кредитно-денежную (монетарную) политику.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ (МОНЕТАРНАЯ)
ПОЛИТИКА
Монетарная политика
означает контроль за денежной массой
в экономике. Ее цель - поддержка стабильного
развития экономики. Государство обычно
увеличивает количество денег в период
экономического спада и сдерживает его
рост при подъеме. Проводником денежно-кредитной
политики государства выступает центральный
банк во взаимодействии с коммерческими
банками. (Вспомните, какие функции банки
выполняют в современной экономике.) В
экономической практике используются
следующие инструменты регулирования
денежной массы: установление учетной
ставки процента, установление нормы обязательных
резервов. Рассмотрим различные варианты
денежно кредитной политики.Центральный
банк выдает денежные средства коммерческим
банкам, а последние — своим клиентам
плату, называемую «процент за кредит».
Учетная ставка процента— норма процента,
по которой центральный банк дает кредиты
коммерческим банкам. Повышая или понижая
учетную ставку, центральный банк делает
кредит более дорогим или дешевым.Если
кредиты становятся более дорогими, то
соответственно уменьшается количество
желающих их брать. Это приводит к уменьшению
денег в обращении и помогает снизить
темпы инфляции, но усиливает спад производства,
так как фирмы лишаются возможности получить
кредит. Понижая учетную ставку процента
и делая кредит дешевым, государство увеличивает
число заемщиков, стимулируя их экономическую
активность, что способствует подъему
производства. Но увеличение денежной
массы в обращении ведет к усилению инфляции.
Таким образом, государство может воздействовать
на всю экономику путем изменения учетной
ставки процента, стимулируя или ограничивая
производство и потребление.
По закону коммерческие
банки обязаны часть своих средств держать
в виде резервов в центральном банке, чтобы
осуществлять выплаты клиентам, желающим
получить деньги со своих счетов. Устанавливая
норму обязательных резервов, центральный
банк оказывает влияние па возможность
банков предоставлять кредиты, изменяя
тем самым общее количество денег в обращении.
Увеличение нормы обязательных резервов
приводит к уменьшению денег у банков
для кредитования, что делает кредит «дорогим»,
сокращает число заемщиков и соответственно
уменьшает денежную массу в обращении.
Уменьшение нормы резервирования, наоборот,
позволяет увеличить объемы кредитования
фирм, что ведет к увеличению денежной
массы. К каким последствиям в экономике
это приводит, вы уже знаете. Таким образом,
оба метода денежно-кредитной политики
позволяют государству, воздействуя на
денежную массу в обращении, помогают
экономике развиваться стабильно.
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ)
ПОЛИТИКА
Деятельность государства
в области налогообложения, регулирования
государственных расходов и государственного
бюджета называется фискальной политикой.
Она направлена на обеспечение стабильного
развития экономики, предотвращение инфляции,
обеспечение занятости населения. Государственный
бюджет - сводный план доходов государства
и использование полученных средств на
покрытие всех видов государственных
расходов. Он утверждается парламентом
страны, а правительство отвечает за исполнение
бюджета. Основное место в расходах российского
правительства занимают социальное обеспечение,
культура, экономическое развитие, оборона,
здравоохранение. Главные источники доходов
государства - налог на прибыль предприятий,
налог на добавленную стоимость, социальный
налог.
Через бюджет государство
перераспределяет созданные обществом
блага от непосредственных производителей
к другим группам. Государство, используя
бюджет, может существенно влиять на экономику,
стимулировать производство и социальные
процессы. Основные рычаги этого влияния
- регулирование налогообложения и государственных
расходов. Основным источником доходов
бюджета являются налоги. Как влияет налоговая
политика государства на экономику? Если
экономика страдает от высокой инфляции,
для снижения ее, как вы уже знаете, необходимо
уменьшить денежную массу в обращении.
Для этого государство увеличивает налоги,
снижая тем самым экономическую активность
фирм и населения. Если в экономике наблюдается
спад производства и потребления, то государство
стремится уменьшить налоговое бремя.
Это способствует оживлению экономики.
У фирм появляются дополнительные средства
для выпуска товаров, а потребительская
активность населения возрастает в результате
роста его платежеспособности. Регулирование
государством своих расходов может способствовать
преодолению спада и застоя в производстве.
Так, в кризисных ситуациях в экономике
государство старается увеличить расходы
на поддержку особо нуждающихся в помощи
предприятий и отраслей хозяйства, расширяет
государственную закупку товаров и услуг,
стимулируя производителей в развитии
производства и сокращая безработицу.
Бюджетная политика также направлена
на балансирование (достижение количественного
равенства) доходов и расходов, так как
значительный рост государственных расходов
и недобор налогов приводит к дефициту
бюджета, одному из негативных экономических
показателей. В этой ситуации государство
для покрытия своих расходов вынуждено
брать кредиты, которые могли бы быть использованы
фирмами, а это сдерживает экономический
рост. Государство может покрыть дефицит
бюджета, выпустив в обращение дополнительные
деньги или взяв в долг у фирм и населения.
Но возможности кредитования государства
национальным банком обычно ограниченны,
а выпуск новых денег, не обеспеченных
товарами, как вы знаете, ведет к инфляции,
т. е. к увеличению количества бумажных
денег.
Поэтому большинство
правительств предпочитает занять деньги
у граждан, хозяйственных и финансовых
организаций (отечественных и международных).
Сумма задолженности государства внешним
и внутренним кредиторам называется государственным
долгом. Различают внешний и внутренний
государственный долг. Наиболее часто
используемая форма одалживания - продажа
государственных ценных бумаг. Сумма задолженности
государств владельцам его цепных бумаг
представляет часть государственного
долга. Умелое проведение операций с государственными
ценными бумагами позволяет не только
выгодно привлекать деньги в государственный
бюджет, но и влиять на развитие всей экономики.
Так, путем покупки и продажи государственных
ценных бумаг центральный банк может либо
вливать резервы в кредитную систему государства,
либо изымать оттуда. К каким последствиям
в экономике это приводит, вы уже знаете,
познакомившись с действием основных
механизмов денежно-кредитной политики
государства. Дефицит бюджета и величина
государственного долга — важнейшие показатели
состояния экономики. Государство может
проводить и фискальную, и монетарную
политику, усиливая или ослабляя те или
иные механизмы воздействия на экономику.
Схема построения бюджета