Минобрнауки России
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Санкт-Петербургский государственный
экономический университет»
Кафедра экономики и менеджмента
в нефтегазохимическом комплексе
Контрольная работа по дисциплине
«Институциональная экономика»
Вариант 5
Санкт-Петербург
2014г.
Задание 1. Приведите пример неполной
информации, которая не является совершенной;
симметричной информации, которая не является
полной.
Пусть на рынке компьютеровсуществуют
два вида товара: компьютер типа А– высокой
производительности, компьютер типа Б
- низкойпроизводительности. При этом
максимальная готовность покупателей
платить за товар типа А равна 600 долл.,
а за товар типа Б - 200 долл. В свою очередь,
продавцы готовы продавать товар типа
А не меньше, чем за 500 долл., а товар типа
Б - не меньше, чем за 150 долл. Предположим,
что на рынке 100 компьютеров типа А и 100
компьютеров типа Б.
Пример 1. Неполная
информация, которая не является совершенной.
Предположим, что информация
о качестве товара известна только продавцу
этого товара. Максимальная цена спроса
для выбранного наугад компьютера составляет
400 долл. Если продавец знает, что его товар
- высокого качества, он не захочет продавать
его только за 400 долл., что ниже его минимальной
цены продажи. В результате на рынке останутся
только товары низкого качества. Объем
продаж - 100 компьютеров.
Пример 2. Симметричная информация,
которая не является полной.
Предположим, что ни покупателю, ни продавцу
неизвестнапроизводительность выбранного
наугад компьютера. При этом и продавцы,
и покупатели знают, что из 200 компьютеров
половина - свысокойпроизводительностью.
Вероятность того, что выбранный наугад
компьютер– с высокой производительностью,
составляет 0,5. Тогда покупатель готов
заплатить за компьютер максимальную
цену Pd= 600 х 0,5 + + 200 х 0,5 = 400 долл., а продавец
готов продать компьютер минимум за Ps
= 500 х 0,5 + 150 х 0,5 = 325 долл. Цена установится
в этих границах. Объем продаж компьютеров
составит 200. Часть покупателей понесет
потери, заплатив за компьютернизкой производительности
больше, чем в действительности были готовызаплатить.
Однако другая часть покупателей выиграет,
заплатив за компьютер с высокойпроизводительностью
существенно меньше. То же самое относится
и к продавцам.
Задание2. Перечислите
основные виды внутренних институтов.
Внутренние институты
– институты, действие которых не выходит
за пределы фирмы (корпоративная и производственная
культура, нормативные акты, должностные
инструкции, формальная и неформальная
иерархическая структура фирмы и т.п.).
Таким образом, под внутренним институтом
понимается институт, предопределяющий
действия субъектов фирмы по отношению
к другим субъектам фирмы. По экономическому
содержанию выделяют:
- институты принуждения;
- институты содействия;
- институты оппортунизма.
Институты принуждения включают
в себя формальные (устав, распоряжения,приказы,
инструкции) и неформальные («культ» уважения
начальства, обязательностьи исполнительность
как элементы корпоративной культуры
и т. п.)правила и нормы, действующие в фирме
и направленные на решение основнойдля
фирмы задачи — выполнения той социально-полезной
деятельности, длякоторой фирма и была
создана. Такие институты в руках умелого
руководителяпозволяют достаточно результативно
решать вопросы развития организации,однако
в плане эффективности у такого рода институтов
есть определенные проблемы.Как формальные,
так и неформальные институты принуждения
требуютзначительных затрат для своего
осуществления. Для контроля исполнения
приказовтребуется раздутый бюрократический
аппарат, для поддержания любого«культа»
требуются материальные стимулы в виде
премий, бонусов, социальнойподдержки
лояльных сотрудников. Кроме того, любой
стимул, согласнопсихологической теории,
имеет максимум своего действия, после
которого дальнейшееувеличение действия
«раздражителя» (той же премии), приводит
к сокращениюрезультата.
Институты содействия –результаты создания в фирме
корпоративной культуры,пронизанной духом
выполнения общего дела. В каких-то фирмах
такиеинституты существуют традиционно
(в Японии — квазипостоянная занятость,трудовые
«династии»), в других–внедряются искусственно. Следует
отметить,что в момент зарождения большинство
фирм имеют значительный потенциалтаких
институтов содействия, большинство сотрудников
ориентировано именно на совместный «общественнополезный»
труд, однако со временем, без необходимой
поддержки со стороны управляющих, такие
институты вырождаются.
Третий тип – институты
оппортунизма. Они производны от человеческого
эгоизма (индивидуальной рациональности).
Они могут либо существовать «вопреки»
фирме, когда неформальные институты позволяют
непроизводительно использовать свое
рабочее время, а могут положительную
роль, когда стремление к личному и карьерному
росту способствуют развитию фирмы. Так
происходит, когда человек видит прямую
связь между собственным благосостоянием
и финансовым благополучием фирмы. Формы
поддержки подобных институтов в современных
организациях – выплата премий по итогам
года акциями или опционами на акции, установление
зарплаты в зависимость от выручки и т.п.
В таблице 1 представлен анализ того, какие внутренние
институты в какой степени выполняют свои
функции.
Таблица 1Выполнение
базовых функций внутренними институтами
№ п/п |
Тип внутреннего института |
Выполняемая функция |
Координация |
Кооперация |
Распределение издержек и
выгод |
1 |
Принуждения |
Выполняет в полной мере |
Практически не выполняет |
Отчасти выполняет |
2 |
Содействия |
Отчасти выполняет |
Выполняет в полной мере |
Практически не выполняет |
3 |
Оппортунизма |
Практически не выполняет |
Отчасти выполняет |
Выполняет в полной мере |
Задание 3. В чем суть
процедуры рационирования? Приведите
пример.
Рационализм - действия, которые
предпринимает принципал (неинформированная
сторона) с целью предотвращения неблагоприятного
отбора и которые состоят в предъявлении
агенту (информированной стороне) дополнительных
требований, напрямую не связанных с показателями,
влияющими на прибыль принципала.
Так банк, чтобы оградить себя
от клиентов, наиболее склонных к риску,
тем или иным способом рационирует выдачу
кредита. Он может установить процентную
ставку ниже равновесной и оставить за
собой право кредитовать только тех клиентов,
кто в процессе переговоров согласится
допустить банк к интересующей его информации,
как то: состояние производственных запасов
клиента, объем его долговых обязательств,
ситуация на рынках, где предполагается
использовать кредит, и пр.
Процедура рационирования обычна
для финансовых институтов, но это не только
их прерогатива. Предпосылки для нее возникают
везде, где доход агента зависит от вероятности
успеха контрагента.
Понятие «процедура рационирования»появилась
в результате исследования поведения
банков при предоставлении кредитов. Допустим,
что банк имеет выборку из двух потенциальных
заемщиков, один из которых предлагает
вернуть 110 % годовых, другой – 140 % годовых.
Если банк установит между ними среднюю
(125 % годовых), то, кажется очевидным, что
в сделку он вступит со вторым банком.
Однако в силу несовершенства информации,
ее закрытости банки боятся клиентов,
согласных брать кредиты под большие проценты.
В данном случае банк с вероятностью 50
% получит эти 140 %, но с той же вероятностью
50 % он получит 80 % (т.е. он «прогорит», это
рискованный бизнес). Поэтому он не готов
идти на такого рода условия. Стандартное
решение - повысить цену кредита до 140 %.
Однако это решение не проходит не только
из-за сокращения объема, но и из-за возрастания
риска данной сделки при такомсокращении.
Вместо этого банк пытается удержать ставку
10 % и ориентироваться на тех клиентов,
которые приходят с первым предложением.
Это называется механизмом рационирования
кредитов, потому что здесь нет равновесия
(спрос равен двум кредитам, а предложение
– одному). Банк начинает по некоторым
процедурам отбирать тех, кому он предоставит
такой кредит, хотя спрос на него, повторяю,
выше, если исходить только из одного стандартного,
казалось бы, параметра. При этом условия
предоставления банком кредита – текучие,т.е.
банк оставляет за собой право адаптировать
их в процессе переговоров в зависимости
от того, насколько клиент окажется открытым
и допустит банк к информации, с которой
последний посчитает нужным ознакомиться,
как то: состояние производственных запасов
клиента, возможная его задолженность
(не грозит ли ему арест имущества), ситуация
на рынках, где предполагается использовать
данный кредит, и т.д.
Обычная для банка процедура
рационирования в значительной степени
универсальна для предоставления финансовых
услуг. Но она не является прерогативой
только финансовых институтов. Предпосылки
для нее возникают везде, где имеет место
отсроченный платеж, когда наш доход оказывается
зависим от вероятности успеха нашего
контрагента. Продавцы услуг вынуждены
переходить к рационированию из-за боязни
риска, связанного с отсроченностью платежа.
Например, инвестиции в любые НИОКР - это
чаще всего процедура рационирования;
вложения в НИОКР никогда не определялись
по максимальной запрашиваемой ставке.
Процедура рационирования также применяется
в ряде имеющих экономическое значение,
но не денежных сделок, например, при усыновлении.
Стандартной процедурой здесь мог бы стать
аукцион, на котором будущие родители
детдомовского ребенка определялись бы
по принципу: кто за него больше даст. Но
при такой процедуре есть риск, что ребенок
попадет в плохие руки. Поэтому используется
процедура рационирования - будущих родителей,
с точки зрения способности их быть таковыми,
изучает специальная комиссия, в состав
которой входят психологи, педагоги, медики,
и выбирает она не только по формальным
параметрам, типа семейного дохода и занимаемой
семьей жилплощади.
Процедура рационирования отличается
от просто выставления каких-либо дополнительных
условий тем, что список этих условий открыт.
Иными словами, до торга выставляются
условия, допускаются люди к торгу, а потом
индивидуально каждому выставляются еще
условия. Принимается решение обмениваться
или не обмениваться с партнером на этих
формальных условиях. Именно в этом отличие
процедуры рационирования.
Также элементы процедуры рационирования
имеются при отборе в высшие учебные заведения.Например,
собеседование – это процедура рационирования,
так как отбор открыт. Можно сказать, что
в письменном экзамене условия конечные,
но нельзя сказать, что устные экзамены
- не процедура рационирования. На самом
деле это некий внутренний отбор, потому
что преподаватель устанавливает некий
внутренний план, понимая, что не может
всем поставить пятерки, что должен как-то
сгруппировать абитуриентов. Это и есть
внутренняя процедура рационирования.
Ведь очень часто на устном экзамене преподаватель
не может задать всем одинаковые вопросы,
а, следовательно, это уже неодинаковый
критерий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Институциональная экономика: Учеб.пособие / Под рук. акад. Львова Д.С. – М.: ИНФРА-М, 2001.
- Институциональная экономика:
новая институциональная экономическая теория.Учебник / Под общ.ред. Аузана А.А. М.: ИНФРА-М, 2005.
Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Институциональная экономика: Курс лекций. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.
Судова Т.Л., Шибалова Н.П., Спиридонова Н.В. Институциональная экономика: Учеб.пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2005.
Сухарев О.С. Институциональная
экономика: теория и практика / Ин-т экономики
РАН. – М.: Наука, 2008.