Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:40, контрольная работа
Например, астрономия изучает закономерности движения небесных тел, карту звёздного неба, философия - это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, в биологии изучается живая природа, закономерности развития органической жизни.
Мы начинаем изучать экономику. Само слово "экономика" греческого происхождения, буквально означающее "искусство управления домашним хозяйством" ("ойкос" - дом, домашнее хозяйство, "номос" - правило, закон). В настоящем курсе термин "экономика" используется в смысле "экономическая теория", "экономическая наука". (Можно привести множество примеров подобного использования слов-синонимов, например, физика и физическая теория, математика и математическая теория, биология и биологическая теория и т.д.).
Предмет экономической теории и альтернативные взгляды на него…3
Что такое ограниченность ресурсов и почему она вынуждает людей делать выбор?..............................................................................................5
Задача…………………………………………………………………….13
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
инженерно-экономический университет»
Кафедра экономической теории и национальной экономики
МИКРОЭКОНОМИКА
Выполнил: ______________________________
студент ____ курса ________ спец. ___________
(срок обучения)
группа________ № зачет. книжки_____________
Подпись: ____________________Дата______
Преподаватель: ___________________________
(Фамилия И.О.)
Должность:
______________________________
уч. степень, уч. звание
Оценка: _____________Дата: ________________
Подпись: ______________________________
2012
Содержание
2
1. Знакомясь с каким-то новым учебным курсом, всегда интересно узнать, что там изучается. Другими словами, мы пытаемся определить, или сформулировать, предмет учебной дисциплины, предмет науки, которую мы начинаем постигать.
Предмет науки - это то, что исследует, изучает та или иная наука.
Например,
астрономия изучает закономерности
движения небесных тел, карту звёздного
неба, философия - это наука о всеобщих
законах развития природы, общества
и мышления, в биологии изучается
живая природа, закономерности развития
органической жизни.
Мы начинаем изучать экономику. Само слово "экономика" греческого происхождения,
буквально означающее "искусство управления
домашним хозяйством" ("ойкос"
- дом, домашнее хозяйство, "номос"
- правило, закон). В настоящем курсе термин
"экономика" используется в смысле
"экономическая теория", "экономическая
наука". (Можно привести множество примеров
подобного использования слов-синонимов,
например, физика и физическая теория,
математика и математическая теория, биология
и биологическая теория и т.д.).
В самом начале можно сказать, что экономика,
или экономическая теория, изучает экономические
закономерности, экономические проблемы.
Это первое приближение к определению
предмета экономики.
Пока не очень понятно, что такое "экономические
закономерности", нам как-то понятней,
что такое "экономические проблемы".
Например, в семье не хватает денег, чтобы
приобрести отдельную квартиру для молодожёнов,
и все ищут способы заработать недостающую
сумму. В г. Лакинске Владимирской области
на грани банкротства находится крупная
текстильная фабрика, объём производства
сократился там настолько, что вместо
6 тысяч рабочих летом 2000 года там было
занято 500 рабочих, а остальные стали безработными.
В августе 1998 года россияне познакомились
со словом девальвация. Девальвация
рубля привела к тому, что цены на импортные
товары к концу 1998 г. выросли в 3-4 раза.
Один из студентов имеет на карманные
расходы 200 рублей в неделю. Их можно потратить
по-разному, например, пригласить свою
девушку на концерт её любимой рок-группы,
купить пару книг, несколько раз пообедать
и т.д. У него много идей по поводу того,
как потратить эти деньги. Но на всё этой
суммы не хватит, поэтому ему придётся
выбирать, причём постараться выбрать
лучший вариант расходования денег. И
поиск дополнительных заработков, и безработица,
и девальвация, и необходимость выбора
(как израсходовать деньги ? что купить?),
- всё это экономические проблемы.
Экономические проблемы существуют и
решаются людьми в рамках
3
человеческого общества, в рамках существующей там экономической системы. Экономическая система - это только часть общественного устройства. Общество представляет собой сложную структуру, в которой есть семья, нравственность, производство товаров и услуг, политика, идеология, наука, религия, национальные отношения. Важнейшую часть общественного устройства представляет собой экономическая система данного общества.
Экономическая система - это часть общественной системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов, услуг и факторов производства.
Экономическая теория изучает ту часть общественного устройства, которая называется экономической системой.
Но
это определение предмета экономической
теории является слишком общим. Все
экономические науки с разных
сторон изучают экономическую систему.
В частности, среди экономических
дисциплин, кроме экономической
теории, есть бухгалтерский учёт, экономическая
статистика, финансы и кредит, международные
экономические отношения, экономика
предприятия и многие другие. Но
в отличие от экономической теории
все эти науки являются специальными
конкретно-экономическими науками.
Экономическая теория - это общетеоретическая
дисциплина, являющаяся теоретической
основой для всех других экономических
наук.
Экономическая теория - это также общественная
наука, она изучает поведение людей и организаций
в экономической системе. Опираясь на
всё вышесказанное, можно перейти от общего
к более конкретному определению предмета
экономической теории.
Экономическая теория изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов.
Ключевыми
словами здесь являются "поведение
людей" и "ограниченные ресурсы".
В свою очередь поведение людей
в экономической системе
4
2.Потребность
вообще - это особое психологическое состояние
человека, ощущаемое или осознаваемое
им как «неудовлетворенность», несоответствие
между внутренними и внешними условиями
жизнедеятельности.Поэтому потребность
становится побудителем активности, направленной
на устранение возникшего несоответствия.
Человеческие потребности весьма многообразны.
В частности, по субъектам (носителям потребностей)
различаются индивидуальные, групповые,
коллективные и общественные. По объекту
(предмету, на который они направлены)
запросы людей подразделяются на материальные,
духовные, этические (относящиеся к нравственности)
и эстетические (касающиеся искусства).
По сферам деятельности выделяются потребности
труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления
работоспособности) и экономические. Рассмотрим
подробнее последний вид потребностей.
Экономические потребности - это часть
человеческих нужд, для удовлетворения
которых необходимо производство, распределение,
обмен и потребление благ и услуг. Именно
они участвуют в активном взаимодействии
между производством и неудовлетворенными
запросами людей. Каково же это взаимодействие?
Производство прямо влияет на потребности
по нескольким направлениям.
Во-первых, оно создает конкретные блага
и тем самым способствует удовлетворению
определенных человеческих запросов.
Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая
полезная вещь, в свою очередь, ведут к появлению
новых запросов.
Во-вторых, ускорение научно-технического
прогресса коренным образом обновляет
предметный мир и уклад жизни, порождает
качественно новые потребности.
В-третьих, производство во многом влияет
на способы применения полезных вещей,
а тем самым формирует определенную бытовую
культуру.
В свою очередь, экономические потребности
оказывают обратное воздействие на производство.
Во-первых, потребности являются внутренней
побудительной причиной и конкретным ориентиром
созидательной деятельности.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство
быстро изменяться в количественном и качественном
отношениях. В силу этого экономические
потребности часто обгоняют производство.
В-третьих, ведущая роль потребностей
ярко проявляется в том, что они вызывают
движение хозяйственной деятельности -
от низшей ступени к все более высоким.
Конечной целью
5
Первая
аксиома – потребности общества
(индивидов и институтов) безграничны,
полностью неутолимы.
Вторая аксиома – ресурсы общества, необходимые
для производства товаров и услуг, ограничены
или редки.
Общество всегда стремилось к удовлетворению
своих изменяющихся, а точнее, растущих
потребностей, но поскольку всегда, в какой-то
конкретный период возможности удовлетворения
их ограничены вследствие ограниченности
ресурсов, то человечество всегда стоит
перед выбором: какие потребности лучше
и выгоднее, дешевле удовлетворять сейчас
при данном количестве имеющихся ресурсов,
а какие позже? То есть люди должны каким-то
образом организовать свою экономику,
чтобы лучше решить такую задачу. Понятие
потребностей прочно увязывается с потребностями
материальными и трактуется как «желания
потребителей приобрести и использовать
товары или услуги, которые доставляют
им полезность». Таким образом, именно
субъективные желания потребителей выступают
движущей силой развития производства.
Однако связь производства и потребления,
определяющая направления развития процесса
формирования потребностей, значительно
сложнее и ведущее значение в ней принадлежит
производству. Следует четко различать
сами потребности, механизм их реализации
и формы выражения потребностей. Формы
воплощения потребностей могут быть самыми
разнообразными, тем не менее, все они
удовлетворяют одну и ту же потребность,
различается лишь мера удовлетворения
данной потребности.
Если обратиться к потребностям отдельного индивида как потребителя, то его потребности напрямую связаны с условиями его жизнедеятельности: жилье, пища, одежда, средства передвижения, средства ухода за всем вышеперечисленным. Формы реализации и воплощения данных потребностей зависят от технологического уклада, господствующего в данном хозяйстве. Именно уровень достигнутого в обществе производства позволяет создать адекватный данному историческому периоду носитель потребности. И в этом смысле реализация всех потребностей всегда ограничена рамками имеющегося в данной хозяйственной системе технологического способа производства. Безграничность потребностей очень условна и в каждом конкретном случае определяется стоимостным эквивалентом продаваемого (сдаваемого в аренду) ресурса. Так, зарплата зависит в первую очередь от опыта и квалификации работника, величина земельной ренты определяется исходя из соотношения цены земли и ссудного процента и т. д. Если обратиться к потребностям фирмы, то тезис о безграничности потребностей также приобретает условный характер. Для фирмы потребности выступают в виде, прежде всего потребностей в различных экономических ресурсах, необходимых ей для производственной деятельности.
6
Величина
требуемых ресурсов зависит от уже
сложившейся структуры
Все экономические ресурсы, факторы производства
обладают одним свойством, они имеются
в ограниченном количестве. Эта ограниченность
относительна и она означает, что ресурсов,
как правило, меньше, чем необходимо для
удовлетворения всех потребностей при
данном уровне экономического развития.
Наша планета содержит лишь ограниченное
количество ресурсов, которые можно использовать
в производстве товаров и услуг. Пахотные
земли, полезные ископаемые, капитальное
оборудование и рабочая сила (рабочее
время) – их наличие ограниченно определённым
пределом. Вследствие ограниченности
ресурсов объём производства ограничен.
Общественное производство не способно
произвести весь объём товаров и услуг,
который общество хотело бы получить.
Ограниченность ресурсов относительна
и потому, что исторически определенный
уровень научно - технического прогресса
(НТП) определяет границы использования
того или иного ресурса (например, глубина
переработки нефти). Поскольку наши потребности
безграничны, а наши ресурсы ограничены,
мы не в состоянии удовлетворить все наши
потребности. Приходится решать какие
товары и услуги необходимо производить,
а от каких в определенных условиях следует
отказаться. Производство - это целесообразная
деятельность людей, направленная на удовлетворение
их потребностей. Оно представляет собой
общественный процесс, поскольку люди
вступают при этом в совместную экономическую
деятельность. В этом процессе взаимодействуют
основные факторы производства труд, капитал,
земля, предпринимательство. Результатом
производства является создание материальных
и нематериальных благ, удовлетворяющих
человеческие потребности.
Производственные возможности общества
- это максимально возможный объем производства
благ при полном и эффективном использовании
имеющихся ресурсов. Эффективность производства
- это отношение полученного результата
к ресурсам, затратам. Возрастающие потребности
общества ориентируют на постоянное увеличение
результата. Увеличение объемов производства
одного продукта может быть достигнуто
лишь при частичном или полном отказе
от производства другого. Ограниченность
ресурсов определяет их альтернативное
использование.
7
Поскольку ресурсы редки,
Ограниченность охватывает и
ресурсы, созданные человеком.
Это касается не только
Ограниченность ресурсов не
- от величины трудовых ресурсов, выступающих прямым следствием демографической ситуации в обществе;
-
от величины функционирующих
в процессе общественного
Величина функционирующих в