Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:54, контрольная работа
1.Основой механизма рыночной саморегуляции являются спрос и предложение.
Спрос - это форма выражения потребности представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами.
Предложение - это совокупность товаров находящихся на рынке или способных быть произведенными и представленными к продаже по соответствующим удовлетворяющим производителя товара ценам.
На рынке действует объективный закон спроса. Если цены на товар растут, то спрос уменьшается.
Микроэкономика
1.Основой механизма
рыночной саморегуляции
Спрос - это форма выражения потребности
представленной на рынке и обеспеченной
соответствующими денежными средствами.
Предложение - это совокупность товаров
находящихся на рынке или способных быть
произведенными и представленными к продаже
по соответствующим удовлетворяющим производителя
товара ценам.
На рынке действует объективный закон
спроса. Если цены на товар растут, то спрос
уменьшается.
При дефиците некоторые более богатые
или более заинтересованные покупатели
предпочтут купить товар по более высокой
цене, чем вообще остаться без него. Рост
цены создает стимул для производителей
увеличивать количество предложения,
при этом количество спроса будет сокращаться,
до тех пор, пока рыночная цена не совпадет
с равновесной. В итоге рыночное равновесие
будет достигнуто, но для части потребителей
(более бедных) данный товар станет недоступен.
Однако объем продаж при равновесной цене
является наибольшим из возможных на рынке
при данных спросе и предложении.
Если же рыночная цена временно установилась
выше равновесной, то образуется избыток.
В этом случае инициативу проявят продавцы.
Некоторые из них, учитывая свои слабые
инвестиционные возможности и стремясь
выйти из сложившейся ситуации с наименьшими
потерями, начнут продавать товар по более
низкой цене. Снижение цены будет увеличивать
количество спроса и будет побуждать производителей
сокращать количество предложения, восстанавливая
рыночное равновесие и равновесную цену.
Однако некоторые производители при этом
могут разориться, другие будут вынуждены
уйти с данного рынка.
Таким образом, рыночный механизм воздействуя
через рыночные сигналы (рыночные цены)
на силы спроса и предложения поддерживает
рыночное равновесие.
Вместе с тем, рыночный механизм - не идеальный
способ регулирования общественного производства.
Он не избавлен от противоречий и ограничений.
Рыночная конкуренция по самой своей природе
порождает тенденцию к монополизации.
Из массы мелких производителей выделяются
наиболее крупные, которые стремятся полностью
овладеть рынком. Чтобы предотвратить
такое саморазрушение рынка, необходимо
на определенном уровне его развития осуществлять
за этим процессом целенаправленный контроль.
Рыночный механизм рынка также не улавливает
проблему долгосрочного развития экономики.
Рыночное хозяйство со 2-ой четверти XIX
века развивается неравномерно, периоды
ускоренного роста чередуются кризисами,
спадами. Интересы экономической эффективности
требуют, чтобы эти циклические колебания
были максимально сглажены.
Чистая рыночная экономика и бережлива,
и расточительна в одно и то же время. Стихийно
приспосабливаясь к рыночному спросу,
она лишь задним числом сигнализирует
о том, что какого-то товара произведено
больше или меньше чем требуется. Циклическое
развитие производства сопровождается
недоиспользованием ресурсов, включая
и трудовые.
Более того, в современных условиях быстрый
экономический рост на стихийной основе
становится вообще невозможным. Для ускорения
нововведений нужны солидные ассигнования
как на долгосрочные научные исследования,
так и на практическую реализацию их результатов.
Поскольку рыночная саморегуляция по
самой своей природе эффективна лишь в
краткосрочной перспективе, то необходима
сознательная корректировка направленности
экономического роста.
Ориентируясь только на платежеспособный
спрос, рынок также не может уловить те
потребности, которые могут предоставляться
не отдельным покупателям, а обществу
в целом. Эти общественные потребности
удовлетворяются так называемыми общественными
благами (содержание армии, борьба с эпидемиями,
охрана общественного порядка и т. п.).
Стремление к максимизации прибыли за
счет экономии на издержках производства
ведет к загрязнению окружающей среды
и истощению невоспроизводимых естественных
ресурсов. Дело в том, что рынок игнорирует
интересы третьих лиц - тех, кто не является
ни продавцом, ни покупателем данного
товара.
Социальная ограниченность рынка заключается
в том, что он не может реализовать принцип
социальной справедливости. Вопрос о том,
для кого производить, решается в пользу
тех, кто имеет больший доход, богатство.
Поэтому многие жизненно необходимые
товары и услуги в рыночной экономике
недоступны семьям бедняков. Между тем
современная гуманистическая культура
требует обеспечить всем людям определенный
уровень жизни независимо от трудового
вклада. Рыночный механизм "невидимой
руки" в принципе не предназначен для
решения этой задачи.
Ограниченность рыночного регулирования
частично преодолевается государственным
вмешательством в рыночное хозяйство.
2. Общий продукт переменного фактора (Total product – TP) – это объем продукции, производимой при определенном количестве данного фактора и прочих неизменных факторах производства.
В практике хозяйствования замечена такая тенденция, которая сформулирована как закон убывающей отдачи факторов производства или закон убывающей предельной производительности. Его суть заключается в том, что увеличение использования одного из факторов при фиксированной величине других приводит к последовательному снижению отдачи от его применения.
Средний продукт переменного фактора APV – отношение TPV к использованному количеству переменного фактора, или: сколько продукции производится на единицу переменного фактора:
В связи с этим исследуется предельный продукт переменного фактора MPV – прирост общего продукта, полученный в результате применения дополнительной единицы данного фактора.
Рис. 1. Общий (TP), средний ( APL) и предельный (MPL) продукт переменного фактора.
В данном случае в качестве переменного
фактора выступает
количество рабочей силы (labor – труд)
Можно доказать, что предприятие должно увеличивать любой переменный фактор (количество рабочей силы) при неизменности других до тех пор, пока не сравняются его средний и предельный продукт, на графике – до L3. Оставшиеся средства необходимо использовать либо на увеличение других факторов, либо – альтернативным путем (к примеру, положить в банк под проценты).
Таким образом, подобный анализ позволяет определить оптимальный объем производства и оптимальное сочетание факторов производства.
3. Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.
В зависимости от характера взаимосвязи анализируемых товаров коэффицент может быть положительным, отрицательным или равен нулю:
Если E > 0, то товары являются взаимозаменяющими (например масло и маргарин). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий.
Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например джин и тоник). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой.
Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар.
Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность различных товаров, являются потребительские свойства различных благ, их способность замещать или дополнять друг друга в потреблении. Перекрестная эластичность может иметь ассиметричных характер, когда один товар строго зависит от другого. Например: рынок компьютеров и рынок ковриков для мышек. Сокращение цены на компьютеры вызывает рост спроса на рынке ковриков, но если снизится цена на коврики, то это не окажет никакого влияния на величину спроса на ПК.
Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован с определенными оговорками для определения границы отрасли. Высокая перекрестная эластичность группы товаров дает основание полагать, что товары принадлежат к одной отрасли. Низкая перекрестная эластичность одного товара по отношению ко всем прочим товарам свидетельствует о том, что он составляет отдельную отрасль. Если подобным же образом, несколько товаров имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но низкую перекрестную эластичность по отношению к другим товарам, то эта группа товаров может представлять отрасль. Например, различные торговые марки телевизоров имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но малую перекрестную эластичность с другими товарами для дома.
Основные трудности определения границ отрасли при помощи коэффициента перекрестной эластичности заключаются в следующем:
во-первых, трудно определить насколько должна быть высокой перекрестная эластичность в отдельной отрасли (например, перекрестная эластичность мороженых овощей может быть очень высокой, а перекрестная эластичность мороженых овощей и пельменей может быть довольно низкой, поэтому неясно — следует ли говорить об отрасли мороженных продуктов или о двух отраслях);
во-вторых, существует цепь перекрестной эластичности (так, между стандартными цветными и портативными цветными ТВ, с одной стороны, и между портативными цветными и портативными черно-белыми ТВ, с другой — существует высокая перекрестная эластичность. Однако между стандартными цветными ТВ и портативными черно-белыми перекрестная эластичность довольно слабая).
4.в) 100, 150, 170, 180
Т. К. каждый последующий шаг имеет меньшую /\ : + 50; + 20; +10
5. Олигополия –это
рыночная структура, где
в) небольшое количество конкурирующих фирм
6.