Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:06, контрольная работа
Важнейшим фактором экономического роста является научно-технический прогресс. Однако развитие науки, использование ее достижений не может быть обеспечено рыночным механизмом. Здесь необходима всесторонняя государственная поддержка, ибо исследования, продиктованные сугубо коммерческими интересами отдельных частных предприятий, редко соответствуют общенациональным экономическим интересам, да и ведутся в более узких областях. К тому же частные фирмы, предприятия не всегда располагают достаточным капиталом для проведения НИОКР.
1. Сущность и цели государственной научно-технической политики.
2. Инструменты реализации научно-технической политики.
1. Сущность и цели
2. Инструменты реализации научно-
Важнейшим фактором экономического роста является научно-технический прогресс. Однако развитие науки, использование ее достижений не может быть обеспечено рыночным механизмом. Здесь необходима всесторонняя государственная поддержка, ибо исследования, продиктованные сугубо коммерческими интересами отдельных частных предприятий, редко соответствуют общенациональным экономическим интересам, да и ведутся в более узких областях. К тому же частные фирмы, предприятия не всегда располагают достаточным капиталом для проведения НИОКР.
Меры государства в сфере
НИОКР выступают как
Целями научно-технической
Конечной целью научно-
Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от многих факторов: стадии экономического развития; социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.
Отдельные проявления государственного
регулирования научно-
В рамках интеграционных союзов начинает
разрабатываться
Государственная научно-техническая политика может выступать как:
- активная, умеренная или пассивная;
- сдержанная, дающая простор рыночным процессам;
- протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;
- с опорой на собственный
научный потенциал или на
- высокоселективная или
- с выраженным
приоритетом фундаментальных и
стратегических прикладных
Реальная
государственная научно-
В большинстве развитых стран государственная научно-техническая политика закреплена законодательно. В США она осуществляется на основе “Закона о национальной политике в области науки и техники, об организациях и приоритетах”, принятого в 1976 г. В законе закреплен примерный перечень приоритетных целей, реализация которых должна способствовать прогрессу науки и техники. При осуществлении научно-технической политики федеральное правительство должно сохранять элементы централизованного планирования.
С октября
1983 г. в Швейцарии действует
Во Франции в соответствии с законом от 23 декабря 1985 г. научные исследования и технологическое развитие признаются общенациональными приоритетами. В законе предусмотрено первоочередное предоставление государственных ассигнований для продвижения работ в области фундаментальных исследований, содействия научным разработкам на предприятиях, передачи технологий малым и средним предприятиям.
Практическая часть
В России подобные законы отсутствуют. Российским законодателям предстоит разработать и принять законы о науке и государственной научно-технической политике. Они должны стать основой, определяющей юридические нормы, касающиеся субъектов научной деятельности, определения приоритетов в распределении ресурсов с помощью федеральных, отраслевых, региональных программ как инструментов использования ресурсов в сфере НИОКР.
Реализация государственной
Возрастание роли фундаментальной науки, необходимость финансирования долгосрочных исследований ведут к увеличению государственных расходов на научно-исследовательские разработки в развитых странах. Доля расходов на НИОКР сейчас составляет от 2 до 4% к ВВП. В России в 1995 г. эта цифра составляла 0,4% к ВНП.
Структура государственных расходов на НИОКР различна. Выделяется финансирование гражданских НИОКР, военных. Государственное финансирование военно-космических программ преобладает в США и Англии (соответственно 59 и 49 % от общей суммы финансирования). В Японии и Германии основная доля финансирования идет на гражданские НИОКР (3 и 10%).
В настоящее время в связи
с хроническим дефицитом
Во Франции предприятия
Особое внимание уделяется проведению научно-исследовательских работ в малых предприятиях. На законодательной основе осуществляется отчисление из бюджетных средств министерств и ведомств малым предприятиям. В США эти отчисления составляют 1%. В целом 5% федеральных средств на инновационную деятельность приходится на малые предприятия. За счет них покрывается 1/3 расходов малых предприятий на НИОКР. За счет средств государственного бюджета частично существуют центры поддержки малого бизнеса. Кроме того, малые предприятия включаются в число субподрядчиков при контрактной системе проведения НИОКР.
Государственной поддержкой пользуются
и технопарковые структуры (технополисы,
технопарки, технологические и
Развитие научной сферы
В 80-х годах по расходам на душу населения в сфере образования первое место в мире занимала Швеция, второе - Норвегия. Доля расходов на образование в Швеции составляла 13,5% государственного бюджета, или 8% ВВП, в Норвегии чуть более 8%.
В странах Северной Европы, за исключением Финляндии, все вузы являются государственными и финансируются из бюджета.
В федеральном бюджете США по статье “образование, профтехподготовка, занятость, социальные услуги” 1/3 расходов приходится на финансирование высшего образования.
В последнее
время формой государственной поддержки
НИР в промышленно развитых странах
является ряд организационных мер
в отношении крупных
Фактически это означает выведение из-под действия антимонопольных законов объединений крупнейших корпораций. В США, например, в 1984 г. принят закон о сотрудничестве в национальных научных исследованиях. Цель его - устранить препятствия, которые антитрестовское законодательство чинит проведению совместных исследований, необходимых для поддержки конкурентоспособности американской промышленности. Тем самым сняты препятствия для формирования временных монополистических структур, в частности венчуров.
Примером
подобного венчура может
Подобные
венчурные объединения
Таковы
сущность и основные меры реализации
государственной научно-