Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:30, контрольная работа

Краткое описание

На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состояние выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое потребители планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Рыночное равновесие.docx

— 278.16 Кб (Скачать файл)

    1 Рыночное равновесие. Государственное регулирование товарных рынков.

     На каждом рынке существует  множество продавцов и покупателей,  каждый из которых планирует  свои действия независимо от  других. Когда они встречаются  для торговли, то оказывается,  что многие не в состояние  выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров,  которое потребители планируют  купить, больше, чем количество товаров,  которое производители желают  продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям  придется менять планы. Возможно  также, что планируемый сбыт, превысит  планируемое потребление по данной  цене. Тогда изменятся планы продавцов.  Иногда происходит так, что  суммарное количество товара, предложенное  производителями, в точности совпадает  с количеством товара, которое  потребители планируют купить. Если  планы продавцов и покупателей  совпадают, то никому не приходится  эти планы менять. В этом случае  рынок находится в состоянии  равновесия.

     Рыночное равновесие  — такое состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно количеству товара предлагаемого к реализации по востребованной цене.

     Часть экономического пространства, в которой находятся интересы  продавцов и покупателей, называется  экономической областью. В привычной  жизни купля-продажа товаров может  проходить совершенно по разным  ценам, ограниченным верхним пределом  цены спроса и нижним пределом  цены предложения. Цена такой  реальной сделки обуславливается  рядом факторов: соотношением сил   нерациональностью поведения из-за  отсутствия опыта или плохой  информированности участников сделок.

   На экономическом пространстве существует устойчивая точка (или рыночное равновесие), когда ни покупателю, ни продавцу не выгодно менять установившееся положение дел. В этой точке происходит оптимизация поведения на рынке. Цена, при которой предлагаемый на рынке товар соответствует  спросу на него, называется равновесной. Соответствующий ей объем предлагаемого товара на рынке - равновесным предложением. Он информирует и производителей и покупателей о том, при какой цене будет иметь смысл обеспечить такой-то объем предложения и предъявить такой-то объем спроса.

     Равновесная цена находится в  точке пересечения кривых предложения  и спроса. Она представляет собой  оптимальную цену. То есть, если  на рынке цена упадет ниже  равновесной, это будет свидетельствовать  о дефиците товара, а если поднимется выше равновесной – произойдет затоваривание нереализуемой продукцией. В обоих случаях начинает работать рыночный механизм, оказывающий давление на цены с нижней и верхней стороны для достижения равновесной цены.

Рисунок 1 –  Графическое представление возникновения  равновесной цены

    Рыночное  равновесие будет сохраняться,  пока стабильными остаются неценовые  факторы, влияющие на сдвиги  графиков спроса и предложения.  В нормальной экономике колебания  равновесия носят временный характера.  В результате колебания цен  в итоге должна быть установлена  новая равновесная цена. Это главный  принцип функционирования рынка 

     Выделяют равновесие двух видов:  частное и общее рыночное равновесие.

     Частное рыночное равновесие – это ситуация, когда общественное совокупное производство состоит из отдельных групп товаров, которые производят отдельные производители,  а реализуются они отдельным группам населения.

    Общее рыночное равновесие – это ситуация, когда существует соответствие между общественным совокупным производством и общей величиной национального дохода, который предназначается для потребления населением, то есть это равновесие между покупательной способностью населения и  предлагаемым им количеством товаров и услуг.

     Рыночное равновесие считается устойчивым в том случае, когда отклонение от него влечет одновременное возвращение к первоначальному состоянию. В ином случае равновесие является неустойчивым.

     Изменение рыночного спроса и предложения приводит к изменению рыночного равновесия. Если рыночный спрос растет и его график смешается вправо, то равновесная цена и равновесный объем производства увеличиваются. Если при неизменном предложении рыночный спрос сокращается график смешается влево, равновесная цена понижается, то в том же направлении изменяется и равновесный объем. Если при неизменном рыночном спросе растет рыночное предложение, тогда равновесная цена должна снизиться при расширении равновесного объема производства. В случае сокращения рыночного предложения ситуация обратная.

     Все, что будет  произведено сверх данного объема  предложения, окажется бессмысленной  тратой ресурсов труда, земли,  капитала и предпринимательского  таланта. А то, что будет «недопроизведено» до данного объема, окажется прямым ударом по потребностям людей прямым социальным ущербом для общества.

Рисунок 2 – Рыночное равновесие

     Избыток предложения  - ситуация, когда величина предложения  при существующей цене превышает  величину спроса. Такая ситуация  возникает, когда существующая  цена превышает цену равновесия.

    Избыток спроса - ситуация, когда величина спроса при  существующей цене превышает  величину предложения. Избыток  спроса возникает, если существующая  цена ниже цены равновесия.

     Существуют  четыре  правила взаимодействия спроса  и предложения.

  1. Увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товаров.
  2. Уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров.
  3. Увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров.
  4. Сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров.

 

Рисунок 3 – Графики изменения равновесия вследствие изменения спроса и предложения( смещение точки равновесной цены)

     Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен. Для того, чтобы понять, как устанавливается фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, которое осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величина спроса и величина предложения сбалансированы.

     Обе кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения (Е). Равновесие означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется равенством спроса и предложения. Точка Е отражает совпадение интересов производителей и потребителей. Равновесная рыночная цена устраивает и продавца и покупателя. Понижение цены вызовет превышение спроса, а рост цены - превышение предложения над спросом.

Рисунок 4 – График возникновения  избыточного спроса и дефицита

     Высокая цена заставляет производителей увеличивать производство товара, но эта же цена уменьшает у потребителей желание приобретать предлагаемое количество товара. При такой цене, лишь небольшое количество покупателей могут позволить себе покупку, поэтому и реализовано будет лишь меньшая часть изготовленного товара. Остальная часть становится избытком. Избыток есть превышение предложения над спросом. В условиях конкуренции наличие избытка приводит к снижению цены. Реализация увеличится, но не на весь запас товара. Цены будут продолжать уменьшаться, что приведет, с одной стороны к сокращению производства, а с другой - к постепенному увеличению спроса, что уравновесит спрос и предложение.

     При более низкой цене окажется, что спрос превышает предложение и не будет удовлетворен, так как желающих купить товар окажется значительно больше, чем предложено товара. В этом случае образуется избыточный спрос или дефицит. Таким образом, избыточное предложение и дефицит отклонения от рыночного равновесия.

     Основными признаками  дефицита являются сокращение  товарных запасов и появление  очередей покупателей в отраслях, не имеющих товарных запасов  (в сфере услуг).Товарные запасы - это те фонды товаров, которые уже произведены и готовы к продаже. Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на изменение спроса. Когда запасы уменьшаются и падают ниже запланированного уровня, продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск. Некоторые будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цены, так как при дефиците покупатели готовы заплатить больше. Дефицит оказывает давление на цену снизу, и покупатели так же будут менять свои планы. Движение влево и вверх по кривой спроса будет означать снижение потребления.       В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит в равновесие. Когда цена достигнет значения равновесной, дефицит исчезнет.

     При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка. Государство устанавливает правила и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.

     Основными средствами государственного воздействия на рыночный механизм являются: налоги и субсидии.

     Вмешательство внешних  сил в действие закона спроса  и предложения может влиять  на сформировавшееся рыночное  равновесие. Одним из рычагов  регулирования рыночной системы,  не нарушающим закона спроса  и предложения, являются налоги. Они не изменяют условий протекания  рыночных процессов и не ограничивают  свободы действий рыночных субъектов.  Однако как потребители, так  и производители товаров воспринимают  увеличение налогов крайне отрицательно, поскольку любой налог, прямой  или косвенный, непременно включается  в цену продаваемого товара. Рост  цены, неизбежно следующий за  увеличением налога, вызывает снижение  как потребительских покупок,  так и предложения товаров,  облагаемых налогом.

     В результате введения нового налога или увеличения процентных ставок уже существующих налогов кривая предложения S1 переместится влево и вверх на величину налога T, поскольку для получения прежней выручки продавец теперь вынужден запрашивать большую цену за товар. В ответ на это сокращение предложения точка рыночного равновесия переместится вдоль кривой спроса из положения Е1 вплоть до пересечения с новой кривой предложенияS2, точку Е2. В результате на рьшке установится новое равновесие, при котором объем товара снизится с Q1 до Q2 а цена возрастет с Р1 до Р2 .

Рисунок 5 - Последствия введения налога

     Несмотря на то, что  формально налог в государственный  бюджет вносит непосредственно  производитель или продавец товаров,  однако большая его часть перекладывается  на потребителей, покупающих товары, облагаемые налогом. Таким образом,  отрицательный эффект увеличения  налогов – общее снижение производства  товаров и уменьшение потребления  их покупателями по причине  их удорожания.

     Противоположный результат  достигается при предоставлении  субсидии (их можно рассматривать  как отрицательные налоги) как  покупателю, так и продавцу. Субидия - выступает как налог «наоборот». Она  также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара.

Рисунок 6 - Последствия введения субсидий

     Смещение кривых спроса  и предложения на величину  субсидии G будет противоположно их смещению при налогообложении. Получение субсидии продавцом будет равнозначно снижению его издержек и приведет к смещению кривой предложения вниз на величину G , что приведет к увеличению равновесного количества товара с Q1 до Q2 и одновременно к снижению равновесной цены с Р1 до Р2. Если же субсидию получит покупатель, то на величину G переместится кривая спроса, а не кривая предложения.

     Таким образом применение  субсидий и налогов  может  стимулировать или, наоборот, ограничивать  деловую активность, способствовать  развитию тех или иных отраслей  предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения  издержек производства и обращения  частных предприятий, для повышения  конкурентоспособности национальных  предприятий на мировом рынке. 

 

 



 


Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"