Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:30, контрольная работа
На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состояние выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое потребители планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы.
1 Рыночное равновесие. Государственное регулирование товарных рынков.
На каждом рынке существует
множество продавцов и
Рыночное равновесие — такое состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно количеству товара предлагаемого к реализации по востребованной цене.
Часть экономического
На экономическом пространстве существует устойчивая точка (или рыночное равновесие), когда ни покупателю, ни продавцу не выгодно менять установившееся положение дел. В этой точке происходит оптимизация поведения на рынке. Цена, при которой предлагаемый на рынке товар соответствует спросу на него, называется равновесной. Соответствующий ей объем предлагаемого товара на рынке - равновесным предложением. Он информирует и производителей и покупателей о том, при какой цене будет иметь смысл обеспечить такой-то объем предложения и предъявить такой-то объем спроса.
Равновесная цена находится в
точке пересечения кривых
Рисунок 1 –
Графическое представление
Рыночное
равновесие будет сохраняться,
пока стабильными остаются
Выделяют равновесие двух видов: частное и общее рыночное равновесие.
Частное рыночное равновесие – это ситуация, когда общественное совокупное производство состоит из отдельных групп товаров, которые производят отдельные производители, а реализуются они отдельным группам населения.
Общее рыночное равновесие – это ситуация, когда существует соответствие между общественным совокупным производством и общей величиной национального дохода, который предназначается для потребления населением, то есть это равновесие между покупательной способностью населения и предлагаемым им количеством товаров и услуг.
Рыночное равновесие считается устойчивым в том случае, когда отклонение от него влечет одновременное возвращение к первоначальному состоянию. В ином случае равновесие является неустойчивым.
Изменение рыночного спроса и предложения приводит к изменению рыночного равновесия. Если рыночный спрос растет и его график смешается вправо, то равновесная цена и равновесный объем производства увеличиваются. Если при неизменном предложении рыночный спрос сокращается график смешается влево, равновесная цена понижается, то в том же направлении изменяется и равновесный объем. Если при неизменном рыночном спросе растет рыночное предложение, тогда равновесная цена должна снизиться при расширении равновесного объема производства. В случае сокращения рыночного предложения ситуация обратная.
Все, что будет
произведено сверх данного
Рисунок 2 – Рыночное равновесие
Избыток предложения
- ситуация, когда величина предложения
при существующей цене
Избыток спроса - ситуация,
когда величина спроса при
существующей цене превышает
величину предложения. Избыток
спроса возникает, если
Существуют четыре правила взаимодействия спроса и предложения.
Рисунок 3 – Графики изменения равновесия вследствие изменения спроса и предложения( смещение точки равновесной цены)
Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен. Для того, чтобы понять, как устанавливается фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, которое осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величина спроса и величина предложения сбалансированы.
Обе кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения (Е). Равновесие означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется равенством спроса и предложения. Точка Е отражает совпадение интересов производителей и потребителей. Равновесная рыночная цена устраивает и продавца и покупателя. Понижение цены вызовет превышение спроса, а рост цены - превышение предложения над спросом.
Рисунок 4 – График возникновения избыточного спроса и дефицита
Высокая цена заставляет производителей увеличивать производство товара, но эта же цена уменьшает у потребителей желание приобретать предлагаемое количество товара. При такой цене, лишь небольшое количество покупателей могут позволить себе покупку, поэтому и реализовано будет лишь меньшая часть изготовленного товара. Остальная часть становится избытком. Избыток есть превышение предложения над спросом. В условиях конкуренции наличие избытка приводит к снижению цены. Реализация увеличится, но не на весь запас товара. Цены будут продолжать уменьшаться, что приведет, с одной стороны к сокращению производства, а с другой - к постепенному увеличению спроса, что уравновесит спрос и предложение.
При более низкой цене окажется, что спрос превышает предложение и не будет удовлетворен, так как желающих купить товар окажется значительно больше, чем предложено товара. В этом случае образуется избыточный спрос или дефицит. Таким образом, избыточное предложение и дефицит отклонения от рыночного равновесия.
Основными признаками
дефицита являются сокращение
товарных запасов и появление
очередей покупателей в
При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка. Государство устанавливает правила и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.
Основными средствами государственного воздействия на рыночный механизм являются: налоги и субсидии.
Вмешательство внешних
сил в действие закона спроса
и предложения может влиять
на сформировавшееся рыночное
равновесие. Одним из рычагов
регулирования рыночной
В результате введения нового налога или увеличения процентных ставок уже существующих налогов кривая предложения S1 переместится влево и вверх на величину налога T, поскольку для получения прежней выручки продавец теперь вынужден запрашивать большую цену за товар. В ответ на это сокращение предложения точка рыночного равновесия переместится вдоль кривой спроса из положения Е1 вплоть до пересечения с новой кривой предложенияS2, точку Е2. В результате на рьшке установится новое равновесие, при котором объем товара снизится с Q1 до Q2 а цена возрастет с Р1 до Р2 .
Рисунок 5 - Последствия введения налога
Несмотря на то, что
формально налог в
Противоположный результат
достигается при
Рисунок 6 - Последствия введения субсидий
Смещение кривых спроса и предложения на величину субсидии G будет противоположно их смещению при налогообложении. Получение субсидии продавцом будет равнозначно снижению его издержек и приведет к смещению кривой предложения вниз на величину G , что приведет к увеличению равновесного количества товара с Q1 до Q2 и одновременно к снижению равновесной цены с Р1 до Р2. Если же субсидию получит покупатель, то на величину G переместится кривая спроса, а не кривая предложения.
Таким образом применение
субсидий и налогов может
стимулировать или, наоборот, ограничивать
деловую активность, способствовать
развитию тех или иных