Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:02, контрольная работа

Краткое описание

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – сегмент финансового рынка (наряду с рынками ссудного капитала, валютным, страховым и рынком золота), в рамках которого обращаются специфические финансовые инструменты – ценные бумаги.
Рынок ценных бумаг с сопутствующей ему системой финансовых институтов – это та сфера, в которой реализуются отношения собственности, формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы.

Вложенные файлы: 1 файл

АА микро БГУ РЦБ Вариант 4 ФиК.docx

— 92.17 Кб (Скачать файл)

Вариант 4

Задание 1.  Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг. Особенности рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.

 

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – сегмент финансового рынка (наряду с рынками ссудного капитала, валютным, страховым и рынком золота), в рамках которого обращаются специфические финансовые инструменты – ценные бумаги.

Рынок ценных бумаг с сопутствующей ему  системой финансовых институтов –  это та сфера, в которой реализуются  отношения собственности, формируются  финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы.

Ценные  бумаги – один из сложнейших видов  товаров, требующий профессионализации деятельности, связанной с ними. Соответственно, возникают профессиональные участники фондового рынка, осуществляющие финансовое посредничество между эмитентами, выпускающими ценные бумаги в обращение, и инвесторами, распределяющими  и смягчающими финансовые риски  и, наконец, ведущими деятельность в  данной сфере на квалифицированной, «профессиональной» основе.

Основные  компоненты любого рынка ценных бумаг  – это:

  • эмитенты – экономические субъекты, испытывающие недостаток в финансовых ресурсах и привлекающие их на основе выпуска ценных бумаг (юридические лица);
  • профессиональные участники – дилеры и брокеры – их еще называют финансовыми посредниками, через них осуществляется перераспределение свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. В зависимости от модели фондового рынка, принятой в данной стране в этом качестве, выступают небанковские компании по ценным бумагам (США), банки (Германия) либо они имеют смешанный – банковский и небанковский состав (например, Япония). Независимо от банковской или небанковской модели рынка ценных бумаг, коммерческие банки широко используются в качестве финансовых посредников и инвесторов на рынке государственных ценных бумаг. Особым профессиональным участником рынка ценных бумаг являются инвестиционные консультанты (компании, осуществляющие консультационные услуги по поводу совершения сделок с ценными бумагами);
  • биржевой, внебиржевой рынки ценных бумаг;
  • инвесторы – экономические субъекты, обладающие излишком финансовых ресурсов и вкладывающие их в ценные бумаги: а) частные – население; б) корпоративные инвесторы (предприятия, обладающие свободными финансовыми ресурсами); в) институциональные инвесторы. Институциональных инвесторов часто называют институтами контрактных сбережений. Это банки, инвестиционные фонды, страховые компании, и т.п.;
  • органы государственного регулирования и надзора (в данном качестве могут выступать самостоятельная Комиссия по ценным бумагам, Минфин, Центральный банк и др.);
  • саморегулируемые организации – объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которым государством передана часть регулирующих функций;
  • инфраструктура рынка ценных бумаг: а) правовая; б) информационная (финансовая пресса, специализированные базы данных по ценным бумагам, системы фондовых показателей и т.д.); в) регистрационная сеть (регистратор – организация, занимающаяся регистрацией владельцев именных ценных бумаг и перехода прав собственности); г) депозитарная и расчетно-клиринговая сеть (хранение ценных бумаг, зачет обязательств по совершенным сделкам, денежные расчеты, расчеты ценными бумагами и т.д.), при этом часто существуют раздельные депозитарно-клиринговые системы для государственных и частных ценных бумаг.

Ценные  бумаги представлены в большинстве  случаев акциями, облигациями  частных  и государственных структур.

Акции – ценные бумаги, аккумулирующие совокупность прав: на получение текущего дохода в виде дивиденда, на участие в управлении делами компании и на получение доли капитала компании (в случае ликвидации).

Инвестиционная  привлекательность акций взаимосвязана  с их жизненным циклом, охватывающим выпуск, первичное размещение и обращение  на рынке. В соответствии с этим акции  могут обладать номиналом, эмиссионной  и рыночной ценами.

Номинал акций указан на ее лицевой стороне и одинаков для всех держателей, обеспечивая им равный объем прав. Однако номинальная стоимость является лишь неким ориентиром ценности акций, особенно в условиях формирующихся рынков капиталов. Настоящую ценность акций призван определять рынок, его конъюнктура, формирующаяся под воздействием спроса и предложения.

Рыночная цена – цена, в соответствии с которой акция продается и покупается на вторичном рынке (см. рис.1).

 

Рисунок 1 - Изменение рыночных цен  на акции

 

На рисунке 1 представлено изменение рыночных цен на акции при изменении  конъюнктуры фондового рынка (соотношения  спроса на ценные бумаги и их предложения). При этом спрос представлен потенциальным  объемом капитала, который может  быть вложен в приобретение акций. Предложение  – объем фондового рынка в  стоимостном выражении.

Изменение рыночного спроса при неизменности предложения влечет за собой изменение  рыночного равновесия. В случае возрастания  спроса (перемещение линии спроса вправо из положения D1D1 в положение D2D2), устанавливается новая, более высокая цена рыночного равновесия E2.

Доходными считаются такие вложения в акции, которые обеспечивают доход выше среднерыночного. Получение именно такого дохода и есть цель, преследуемая инвестором, осуществляющим инвестиции на фондовом рынке. Составляющими дохода от акций являются дивиденды и рост курсовой стоимости.

Являясь держателем акции, инвестор может рассчитывать на получение дивидендов – текущих выплат по ценной бумаге. Факторы, определяющие размер дивиденда: условия его выплаты, т.е. дивидендная политика предприятия, масса чистой прибыли и пропорции ее распределения и др.

После реализации акции ее держатель может получить вторую составляющую совокупного дохода – прирост курсовой стоимости. Количественно это обозначается как доход, равный разнице между ценой продажи (Ц1) и ценой покупки (Ц0). При превышении цены продажи над ценой покупки (Ц> Ц0) инвестор получает доход (Ц1 – Ц0), а в условиях низкой конъюнктуры рынка и соответствующем снижении цен на фондовые активы инвестор терпит потери.

Следует иметь в виду, что расчет дохода по акциям зависит от инвестиционного  периода.

Если  в инвестиционный период, по которому происходит оценка доходности акции, не входит ее продажа, то ее текущий доход  определяется величиной выплачиваемых  дивидендов (Д). Текущая доходность (D) при такой ситуации есть отношение полученного дивиденда к цене приобретения акции (Ц0) (текущей рыночной цене):

.

Если  инвестиционный период, по которому оцениваются  акции, являющиеся практически бессрочными  финансовыми инструментами, включает выплату дивидендов и заканчивается  их реализацией, то доход определяется как совокупные дивиденды за инвестиционный период с учетом изменения курсовой стоимости, а конечная доходность за инвестиционный период измеряется следующим образом:

где n – инвестиционный период.

Основные факторы, влияющие на доходность акций:

  • размер дивидендных выплат;
  • колебания рыночных цен;
  • уровень инфляции;
  • налоговый климат и др.

Важно подчеркнуть  следующие обстоятельства.

В условиях формирующихся рынков капитала получение  обеих составляющих доходности по акциям не гарантировано. Даже при наличии  достаточной массы прибыли она, по решению собрания акционеров, может  быть направлена на развитие производства. Возникновение второй составляющей доходности, представленной приростом  курсовой стоимости, возможно лишь при  наличии хорошо развитого вторичного рынка.

Облигации – ценные бумаги, инструменты долгового финансирования, наделяющие инвесторов двумя основными видами прав: право на возврат вложенного капитала по истечении оговоренного срока и право на получение текущего дохода в виде процента либо дисконта.

Облигации могут обладать как номинальной, так и рыночной ценой. В отличие от акций, для которых номинальная стоимость – величина весьма условная, для облигаций номинал является важным параметром, значение которого не меняется на протяжении всего срока облигационного займа. Именно по изначально зафиксированной величине номинала облигации будут гаситься по окончании срока их обращения. Для расчета принесенного облигацией дохода базовой величиной является номинальная цена.

Как правило, облигации выпускаются с высокой  номинальной стоимостью, ориентированной  преимущественно на богатых инвесторов.

Облигации являются привлекательным для покупателей  объектом инвестирования, а значит, – товаром, объектом купли-продажи. С момента эмиссии и до момента  погашения облигации продаются  и покупаются по установившимся на рынке ценам. Рыночная цена в момент эмиссии может быть ниже номинала, равна номиналу и выше номинала. В дальнейшем рыночная цена облигаций  определяется исходя из ситуации, сложившейся  на рынке облигаций и финансовом рынке в целом к моменту  продажи.

Так как  номиналы у разных облигаций существенно  различаются между собой, часто  возникает необходимость в сопоставимом измерителе рыночных цен облигаций. Таким показателем является курс.

Курсом облигации называется значение рыночной цены облигации, выраженное в процентах к ее номиналу:

где k – курс облигаций;

Р – рыночная цена облигаций;

Н – номинальная цена облигации.

Так, если облигация с номиналом 100 000 руб. продается за 98 500 руб., то ее курс – 98,5.

Облигации, являясь объектом инвестирования на рынке ценных бумаг, приносят своим  держателям обязательный доход.

Общий доход по облигациям складывается из следующих элементов:

  • периодически выплачиваемых процентов от номинальной стоимости (купонного дохода);
  • изменения стоимости облигации за соответствующий период (дисконта как разницы между номиналом и ценой размещения);
  • дохода от реинвестиций полученных процентов (начисления процентов на проценты, т.е. сложных процентов).

Рассмотрим  каждый из элементов дохода в отдельности.

Облигация приносит владельцу фиксированный текущий доход. Он представляет собой постоянные аннуитеты – право на получение фиксированных сумм денег в течение ряда лет. Размер купонного дохода зависит от типа облигации, ее надежности. Чем устойчивее компания-эмитент, тем ниже предлагаемый процент. Существует прямая зависимость между процентным доходом и сроком обращения облигации: чем больше отдален срок погашения, тем выше должен быть процент, и наоборот.

Когда говорят  о второй составляющей дохода, приносимого  облигацией, то имеются в виду облигации, купленные по цене ниже номинала, т.е. с дисконтом. Примером таких облигаций служат облигации с нулевым купоном. Доход по ним образуется как разница между ценой, по которой они продаются, и номиналом облигации. При покупке и продаже таких облигаций важным моментом является определение цены продажи облигации, т.е. по какой цене следует продать облигацию сегодня, если известна сумма, которая будет получена в будущем (номинал) и базовая норма доходности (ставка рефинансирования, учетная ставка Национального банка).

Подсчет этой цены называется дисконтированием, а сама цена – сегодняшней стоимостью будущей суммы денег.

Дисконтирование осуществляется по формуле:

,

где Крд – цена продажи облигации с дисконтом, руб.;

Н – номинальная цена облигации, руб.;

t – число лет, по истечении которых облигация будет погашена;

iR – норма ссудного процента (или ставка рефинансирования), %;

i0 – процентная ставка по облигациям.

С учетом всех составляющих доходности конечная доходность облигации принимает  следующий вид:

,

где D – конечная доходность облигаций за инвестиционный период N;

t – срок обращения облигации;

К – годовой купонный доход (%);

Н – номинал;

Цp – цена размещения;

Р – реинвестиция полученных % (сложные проценты);

Цn – цена приобретения.

Наиболее существенные факторы, влияющие на доходность облигаций, – инфляция и налоги. Учитывая это, реальная доходность рассчитывается после вычета из дохода выплачиваемых налогов и с учетом существующих темпов инфляции.

Появлением рынка ценных бумаг  в Беларуси следует считать 1992 г., когда был принят Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах». В настоящее время в республике сформирована инфраструктура рынка ценных бумаг, функционируют первичный и вторичный сегменты рынка.

В республике создана и функционирует валютно-фондовая биржа, на которой осуществляется торговля акциями, облигациями, иными ценными  бумагами, сформирована фьючерсная секция.

Ценные  бумаги в Беларуси могут эмитироваться  как в классическом виде, так и  на бездокументарной основе. Для учета их собственников созданы депозитарная система, включающая Центральный депозитарий Национального банка Республики Беларусь (по государственным ценным бумагам и ценным бумагам Национального банка); РУП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» (по акциям, облигациям юридических лиц и муниципальным облигациям); сеть депозитариев второго уровня.

Спектр  выпускаемых ценных бумаг включает: акции, корпоративные облигации, государственные  ценные бумаги (Минфина и Национального  банка), векселя (банков и предприятий  нефинансового сектора), депозитные и сберегательные сертификаты.

В настоящее  время основная доля ценных бумаг  приходится на акции, государственные  ценные бумаги (краткосрочные и долгосрочные ценные бумаги Минфина, соответственно, ГКО и ГДО, а также краткосрочные  ценные бумаги Национального банка), банковские векселя и векселя юридических лиц.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"