Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 19:35, контрольная работа

Краткое описание

1.Конкуренция как механизм регулирования рыночной экономики.
2. Государственный бюджет, его дефицит.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА  экономки

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По экономике

 

Студент группы ЮЗ 131

Китайцев Евгений Александрович

 

Работа сдана:

Работа проверена:

Рецензент:

 

 

Белово 2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Конкуренция как механизм регулирования рыночной экономики 

Рынок - это совокупность всех случаев, когда сталкиваются спрос и предложение на определенные товары. Действие двух основных факторов, спроса и предложения, зависит от рыночных ситуаций, которые характеризуются различными условиями, например, вхождения на рынок или выхода, движения товаров, обмена информацией и другие. Различные условия существования рынков, породили особенность и противоречивость действия механизма конкуренции на субъектов экономических отношений.

Экономическая теория долгое время использовала количественный критерий, чтобы классифицировать различные ситуации рынка. Так, она выделяла конкуренцию между большим числом продавцов - совершенная конкуренция, конкуренцию между малым числом продавцов - олигополия и ситуацию, когда присутствовал лишь один продавец.

Таблица: Формы конкуренции и их краткая характеристика(3)

Колличество и размер

Характер продукции

Условия выхода и входа

Доступность информации

Совершенная конкуренция

Множество мелких фирм

Однородная

Никаких затруднений

Равный доступ

Монополистическая конкуренция

Множество мелких фирм

Разнородная

Никаких затруднений

Некоторые затруднения

Олигополия

Число невелико

Разнородная или однородная

Возможны отдельные препятствия

Некоторые ограничения

Монополия

Одна фирма

Уникальная

Непреодолимые барьеры

Некоторые ограничения


 

1.1 Совершенная конкуренция

Конкуренция - свойство товарного производства, способ его развития. Под конкуренцией мы понимаем соревнование экономических элементов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли(4). В докапиталистический период конкуренция не играла определяющей роли на становление экономических отношений. В период феодализма этот процесс сдерживался различного рода внеэкономическими ограничениями, монополиями, наличием закрытых для конкуренции зон. Только в условиях капиталистического хозяйства, в которым товарные отношения стали господствующими, были сняты ограничения на пути движения товаров, капитала, рабочей силы, образовался единый национальный рынок и стал складываться мировой - конкуренция стала главным рычагом стихийного регулирования экономических отношений.

Исторически конкуренция сформировалась и выступает в двух формах -внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция выявляет и устанавливает общественную или рыночную стоимость товаров. Предприятия с более высоким техническим уровнем и более высокой производительностью труда получают дополнительную прибыль и вытесняют, таким образом, с рынка неконкурентоспособные предприятия. В целом, можно сказать, что внутриотраслевая конкуренция стимулирует научно-технический прогресс.

Межотраслевая конкуренция - это борьба между предприятиями различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли. Она выражается в переливе капитала из одной отрасли, имеющей более низкую норму прибыли, в другую - с более высокой нормой прибыли. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создает условия для динамического равновесия, что обеспечивает получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, где он вложен (5) .

Существование рынка совершенной конкуренции характеризуется следующими условиями:

> Атомизацией  рынка. На уровне как спроса, так  и предложения существует большое  число экономических единиц, и  ни одна из них не обладает  на рынке достаточными размерами  мощностью, чтобы оказывать какое-либо  влияние на производство и  цены рассматриваемой отрасли.

> Однородностью  продукции. В пределах отрасли  все фирмы поставляют такую  продукцию, которую покупатели считают  идентичной или однородной; у  них нет причин предпочитать  продукт какой-либо одной фирмы  продукту другой.

> Свободным доступом  в сферу данной отрасли. Если  кто-либо захочет наладить какое-то  производство, он имеет возможность  безотлагательно и беспрепятственно  сделать это. Фирмы, составляющие  данную отрасль, не могут противиться  появлению конкурентов. Последние  легко могут получить необходимые  им факторы производства.

> Полной прозрачностью  рынка. Все участники рынка располагают  полной информацией о всех  существенных сторонах положения  на рынке.

> Совершенной  подвижностью факторов производства  от одной отрасли к другой (6) .

В условиях неограниченной конкуренции экономика функционирует с максимально возможной эффективностью. Ни один производитель не может получить доход путем увеличения цен, а только посредством сокращения издержек производства. Свободный доступ туда, где имеются высокие прибыли, позволяет расширять производство и снижать цены. Всякое изменение желаний потребителей сообщается производителю посредством изменения цен на товары. Эти изменения отражаются на цене факторов производства, которые, таким образом, привлекаются в одни отрасли или устраняются из других. Экономике не угрожает недоиспользование факторов производства: последние подвижны и перемещаются из сфер производства, от которых отворачивается потребитель, к тем сферам, куда устремляется спрос. Конкуренция тех, кто ищет факторы производства, влечет за собой установление уровня процентной ставки, благоприятного для тех кто стремится к сбережениям. Высокий процент поощряет сбережения за счет текущего потребления. Таким образом, высвобождаются средства для инвестиций. Ни одна экономическая единица не располагает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на рынок и цены. Нет господства частной экономической власти и злоупотребления ею(7).

Мы уже ознакомились с условиями существования совершенной конкуренции и таким образом можем сказать, что совершенная конкуренция могла бы существовать только там, где не было бы никаких элементов монополии, то есть никакого контроля над предложением товаров. Но это бывает очень редко.

Усиление концентрации экономики наносит удар по понятию атомизации рынка. Исследования товарной политики фирм показывает, что для нынешней экономической жизни характерно скорее разнообразие, чем однородность продукции. Потребности фирм в основном капитале, стратегии в отношении производства, связанные с наличием товарного знака или использованием тех или иных технологий - все это факторы, которые могут ограничить свободу доступа в отрасль, обеспечить фирме господствующее положение на рынке. Продавец может оказаться в положении монополиста и благодаря территориальным условиям, хотя будет окружен конкурентами. Конкуренция и монополия переплетаются не только в условиях дифференциации продукции(гетерогенная конкуренция), но и при наличии небольшого числа продавцов(олигополия) (8).

О существовании модели совершенной конкуренции в сегодняшних условиях можно говорить только с теоретической точки зрения, как о явлении, делающим для нас более понятным процессы ценообразования, поведения фирмы и функционирования рыночной модели.

1.2 Несовершенная конкуренция

Достоинства модели совершенной конкуренции были таковы, что она все более становилась скорее описанием идеального общества, чем действительности. Факты показывают, что если модель неограниченной конкуренции и могла в целом подходить к структуре экономики XIX века, которая характеризовалась капитализмом с мелкими производственными единицами, то она не годится для такой экономики, где в большинстве отраслей хозяйственная деятельность осуществляется незначительным количеством фирм.

Бурное развитие производительных сил в конце XIX века, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, огромным железнодорожным строительством, переходом от века пара в век электричества, привело к образованию крупных и сверх крупных предприятий, переходу от индивидуальной собственности к акционерной. Именно в это время крупные предприятия концентрируют свои ресурсы, захватывая для себя все большие доли рынка.

Высокий уровень концентрации производства и централизации контроля над предложением товаров в той или иной отрасли еще не тождественен монополизации рынка, хотя и является ее важной предпосылкой. Образование монополий отражает попытки приспособления капиталистических производственных отношений к уровню развития производительных сил.

Таким образом, в образовании монопольных рынков решающую роль сыграла централизация капитала изначально в форме горизонтальной интеграции. В результате возникли картели, синдикаты, тресты, контролирующие цены и объем продаж в рамках одной отрасли. В начале XX века в процессах концентрации и централизации преобладающей становится вертикальная интеграция - объединение в рамках одной фирмы последовательных, взаимосвязанных производств ряда отраслей. В свою очередь вертикальная интеграция является составной частью более общего процесса диверсификации. Первоначально капиталы фирмы охватывают смежные или близкие по технологии отрасли, распространяясь затем далеко за их пределы. Диверсификация может осуществляться в форме концентрации или централизации капитала. В первом случае корпорация основывает в другой отрасли новое производство за счет собственных накоплений, во втором - приобретает существующие там предприятия путем покупки акций. Создавая благоприятные условия для перелива капитала, диверсификация способствует укреплению производственных позиций концернов, повышает степень их контроля над рынком, позволяет им перераспределять и более эффективно использовать ресурсы (9). Крупные корпорации, сосредотачивают в своих руках значительную часть рыночного предложения и в силу этого оказываются в особых отношениях с рыночной средой.

В течение длительного времени монополия была вместе с конкуренцией единственной формой, привлекавшей внимание экономистов. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон и Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Сегодня понятие монополии мы определяем, исходя из различия между чистой монополией и отдельно взятой.

Чистым монополистом можно было бы считать того, кто имел бы возможность заполучить все доходы потребителя, независимо от уровня производства. На деле же чистого монополиста не бывает, так как все производители вступают в конкуренцию из-за ограниченности уровня доходов потребителя. В конце концов все товары конкурируют между собой, и единственным способом стать чистым монополистом было бы производство всех благ в обществе. Поэтому монополия в чистом - это теоретическое понятие, имеющее ограниченное значение.

В реальности монополистом может называться та фирма, которая контролирует предложение товара, не имеющего точной замены, и когда перекрестная эластичность спроса между ее товаром и всеми другими товарами очень слаба. В этой ситуации монополист принимает решение, касающееся как цены, так и количества товара, при этом он не может контролировать и то и другое одновременно. Так же как и один продавец может контролировать предложение какого-то товара, так и один покупатель может контролировать спрос на какой-то товар. В этом случае используют термин - монопсония.

1.3Монополистическая конкуренция

Представление о конкуренции модифицируется под влиянием современных нам тенденций экономической жизни. Конкуренция и монополия не исключают друг друга, как это было принято считать раньше. В реальной экономической жизни конкуренция и монополия переплетаются друг с другом, и в наш обиход входит понятие монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция получила наибольшее распространение на рынках потребительских товаров. Монопольное положение достигается не только посредством массового производства, но и через создание своей рыночной ниши, то есть своего круга потребителей. Фирмы, действующие на таком рынке, продают дифференцированные товары. Дифференциация продукта существует тогда, когда в понимании покупателя продукт одной фирмы не является совершенной заменой продукта другой фирмы, занимающейся тем же видом деятельности, что и первая. Дифференциация определяется либо характерными особенностями продукта(его маркой, внешним видом), либо условиями продажи. Причина предпочтения покупателя чисто психологическая и вызывается факторами личного характера (10). Уменьшая ценовую эластичность спроса с помощью дифференциации продукта, продавец получает монопольную власть над продуктом, то есть может в определенных пределах повышать цену продукта без риска сокращения объема его продаж. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет все же ограниченный контроль над рыночной ценой.

Рынок монополистической конкуренции в целом характеризуется высоким уровнем состязательности, в среднем на рынке монополистической конкуренции на долю 4 фирм приходится 25%, а на 8 - 50% рынка (11) . Вход на рынок достаточно свободен и определяется размерами капитала.

Долгосрочным девизом фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые для выхода из нее. Однако стремление к безубыточности является долгосрочной тенденцией и в реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период времени. Как было уже отмечено, это связано в первую очередь с дифференциацией продукции

В этом случае высокие прибыли монополистов делают привлекательным их сегмент или рыночную нишу для конкурентов и поднимают конкурентную борьбу на качественно новый уровень. Конкуренция многообразна она ведется не только через цены, в виде например, механизма скидок, но также посредством выбора методов производства, выбора продукции, сбытовой тактики, политики в отношении факторов производства. Она предполагает проведение как агрессивных, так и оборонительных действий. Конкуренция между продавцами обращена не только к потребителям, но также затрагивает посредников, которые продают товары конечным потребителям.

Монополистическая конкуренция способствует трансформации ценовых факторов конкуренции, которые впрочем остаются в качестве центрального механизма распределения в рыночной экономике, в неценовые. Неценовая конкуренция проявляется в виде дополнительных услуг покупателю, дифференциации продукта, гарантиях и рекламы, основного средства убеждения покупателей в отличие качеств своего товара от конкурентов. В современных условиях неточные знания компенсируются опытом общения и конкуренция выражается в борьбе за репутацию, имя на рынке.

Эффективная конкуренция развертывается между фирмами, имеющими различную величину, различные издержки производства, разные стратегические курсы и цели. Она побуждает к прогрессу, к улучшению хозяйствования, растущему разнообразию качества и видов продукции, появлению новых товаров. Она позволяет распространять связанные с таким прогрессом выгоды на клиентов, посредством снижения цен, и на факторы производства, путем повышения их оплаты.

1.4ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ

внутриотраслевая конкуренция; б) межотраслевая конкуренция.  
Внутриотраслевая конкуренция представляет собой соперничество между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, союзами предпринимателей и т. д., занятыми в одной и той же отрасли народного хозяйства. Как капиталистическая конкуренция вообще, внутриотраслевая конкуренция есть борьба отдельных производителей за влияние, за место на рынке, за получение большей прибыли. Она порождается частной собственностью на средства производства, когда между производителями не существует иной экономической связи, кроме рынка.  
Внутриотраслевая конкуренция возникает раньше остальных форм конкуренции. Само превращение простого товарного хозяйства в капиталистическое производство происходит в силу того, что между производителями возникают отношения конкурентной борьбы. Внутриотраслевая конкуренция явилась главным рычагом дифференциации (расслоения) мелких производителей и развития капиталистических производственных отношений.  
В условиях простого товарного хозяйства принудительные законы внутриотраслевой конкуренции состоят в том, что отдельные производители имеют индивидуальные затраты рабочего времени выше, чем общественно необходимые, определяющие величину рыночной стоимости товаров. Поэтому они не могут возместить всех своих затрат, так как не в состоянии повлиять на рыночные цены в сторону их повышения с целью покрытия более высоких индивидуальных издержек. В силу этого они обречены 
на гибель, т. е. разоряются как производители, пополняя затем ряды наёмных рабочих.  
В условиях развитого капитализма внутриотраслевая конкуренция между отдельными предприятиями ставит вопрос только так: или разориться, или разорить других. Бесчисленные банкротства мелких, средних и даже крупных капиталистических фирм являются прежде всего результатом ожесточённой конкуренции. Особенно усиливается разорение неконкурентоспособных предприятий в периоды кризисов перепроизводства.  
Каждый год в условиях рыночной экономики оказываются несостоятельными в среднем 2 - 6 % зарегистрированных субъектов хозяйствования. Например, средний возраст всех предприятий (крупные компании, мелкие и семейные предприятия) в США составляет около 7 лет. Только 54% всех создаваемых фирм существует более 18 месяцев, и лишь 25°/) - больше 6 лет.  
Главным средством внутриотраслевой конкуренции является цена. Возможность отклонения цены от рыночной стоимости позволяет наиболее мощным предприятиям снижать цены ниже рыночной стоимости, получая при этом достаточно высокую норму прибыли, благодаря более низким индивидуальным издержкам производства. Такое сбивание цен приводит к банкротству тех капиталистических фирм, которые имеют более низкий уровень технической оснащённости производства, а следовательно, более высокие издержки на единицу производимой продукции. В таких условиях выживают наиболее крупные предприятия, имеющие возможность регулярно внедрять новую технику и понижать этим самым затраты на единицу продукции ниже общественно необходимых. 
Таким образом, внутриотраслевая конкуренция является антагонистической формой развития производительных сил рыночной экономики. Каждый предприниматель, стремясь снизить издержки производства, чтобы выжить в конкурентной борьбе, вынужден, независимо от своей воли, использовать современную машинную технику и прогрессивную технологию. Следовательно, внутриотраслевая конкуренция стимулирует технический прогресс в производстве. Вместе с тем она порождает стремление предпринимателей засекретить новые технические изобретения, не давая ими пользоваться другим. 

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"