Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:08, контрольная работа

Краткое описание

ВОПРОСЫ
1.Раскройте понятие "излишек покупателей" и "излишек продавцов"
2.Инструменты контроля над денежным предложением центрального банка

Вложенные файлы: 1 файл

Работа (1).doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

1. Теоретическая часть

Вопрос 1. Раскройте понятия «излишек покупателя» и «излишек продавца». Каков их экономический смысл? Приведите пример использования этих понятий в анализе рыночных ситуаций.

Обратимся к множеству всех потребителей, предъявляющих свой спрос на данном рынке.

 

 
Рис. 1. Сумма излишков потребителя

Пусть на рынке сложилась цена Р0. Мы можем формально определить величину потребительского излишка для всей совокупности покупателей, действуя по аналогии с тем, как мы ее определили для отдельного покупателя. Рассмотрим фигуру Р0P*E, ограниченную кривой рыночного спроса Р*Е, осью цен и линией постоянной цены Р0 (рис. 1), и обозначим через W площадь этой фигуры. Так как при каждом значении цены объем рыночного спроса равен сумме объемов индивидуального спроса отдельных покупателей, фигуру Р0P*E можно разделить на части таким образом, что "ширина" каждой части при цене Р равна  - объему спроса i-го потребителя при данной цене. Площади этих частей W1, W2 ..., WN характеризуют значения излишка для 1-го, 2-го, ..., N-го потребителей. Таким образом формально определенный нами потребительский и лишек для рынка в целом есть сумма значений и лишка для отдельных потребителей:

W = W1 + W2 +... + WN.

 

Но все это ничего не говорит  нам о том, что же характеризует  сумма излишков потребителей. Индивидуальный излишек потребителя определяется превышением полезности покупки для индивида над затратами на ее приобретение. В связи с этим возникает естественный вопрос: уместно ли сложение излишков различных потребителей? Ведь тем самым мы складываем субъективные полезности продукта для различные потребителей - законно ли это? Можно ли суммировать мое наслаждение с твоим или его страдание с ее страданием?

Для того чтобы разобраться в  этих вопросах, рассмотрим снова упрощенный пример. Возьмем такой товар, который если и нужен потребителю, то в количестве одной штуки (примером такого товара могут служить пианино). Допустим, что на рынке восемь покупателей. В табл. 1 указаны значения полезности пианино для каждого из них в денежной форме. Будем считать, что объем мгновенного предложения равен пяти штукам. Легко убедиться, что цена равновесия установится между 22 и 26 тыс. руб. (неоднозначность цены равновесия - маленькое неудобство анализа рынка дискретного товара). Допустим, что в силу каких-то причин цена установилась на уровне 25 тыс. руб. Ясно, что пианино достанутся покупателям от А до E (табл. 1; рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Покупатели на рынке пианино

Покупатель

Полезность покупки, тыс. руб.








H

50 
40 
35 
30 
26 
22 
18 
15


 

 
Рис. 2. Формирование рыночного спроса на пианино

Итак, индивидуальная полезность, выраженная в денежной форме, у каждого потребителя  сопоставима с ценой, и, следовательно, полезности для различных потребителей в такой форме сопоставимы друг с другом. А это уже довод в пользу их суммируемости[2, с. 99].

Но этого мало. Сумма полезностей  для покупателей от А до E равна 181 тыс. руб. Нетрудно убедиться в  том, что любое другое распределение  пяти инструментов между покупателями привело бы к меньшей суммарной полезности - вместо кого-либо из "большой пятерки" пианино досталось бы покупателю, для которого полезность покупки оказалась бы меньше. Такая ситуация могла бы возникнуть, если бы цена на рынке была ниже равновесной.

Но и в том случае, когда цена выше равновесной, суммарная полезность совершенных покупок оказалась бы меньше, чем полученная выше величина, - не все из "большой пятерки" согласятся делать покупки при цене выше 26 тыс. руб.

Итак, рынок, находящийся в равновесии, распределяет предложенный объем продукта между покупателями таким образом, что суммарная полезность, полученная всеми покупателями, максимальна.

Этот вывод справедлив не только для такого своеобразного товара, как пианино; он остается в силе и  для товара, приобретаемого покупателем в нескольких экземплярах, и для бесконечно делимого товара, но в этих случаях он потребовал бы значительно более развернутых обсуждений.

Таким образом, суммарная полезность, получаемая всей массой потребителей, является существенной характеристикой рынка, а это в свою очередь оправдывает использование суммарного потребительского излишка в качестве показателя выгоды, получаемой потребителями на рынке данного товара.

В табл. 2 суммарный излишек потребителя вычисляется дважды: в последней графе он рассматривается как сумма индивидуальных излишков, а в итоговой строке - как разность между суммарной полезностью и суммарными затратами на покупку. Это утверждение также является общим. На рис. 5 площадь четырехугольной фигуры OP*EQ0 характеризует суммарную полезность, площадь прямоугольника OР0EQ0 - суммарные затраты. Их разность - площадь фигуры Р0P*Е - соответствует суммарному излишку потребителей.

Таблица 2

Суммарный излишек потребителей на рынке пианино

Покупатель

Полезность, 
тыс. руб.

Затраты, 
тыс. руб.

Излишек, 
тыс. руб.






F, G, H

50 
40 
35 
30 
26 
-

25 
25 
25 
25 
25 
-

25 
15 
10 


-


 
Рис. 3. Излишки потребителей и производителей

Сколько-нибудь достоверно оценить  ход кривой спроса в области нереально  высоких цен практически невозможно. Поэтому практически невозможно оценить абсолютные значения ни суммарной полезности, ни суммарного излишка потребителей. Но это обстоятельство не препятствует определению приращений суммарного излишка при тех изменениях цен, которые могут иметь место в действительности. Поэтому величина суммарного излишка потребителей может отсчитываться от произвольного условно-максимального значения цены. Здесь возникает ситуация, аналогичная измерению электрического потенциала: потенциал любой точки электрического поля может быть принят за нулевой, и выбор этой точки никак не влияет на величину разности потенциалов между конкретными точками, которая и представляет реальный интерес.

Подобно суммарному излишку потребителей, можно говорить и о суммарном излишке производителей. Не вдаваясь здесь в подробности, укажем лишь, что графически он может быть представлен площадью фигуры между кривой предложения и уровнем рыночной цены - фигуры APEE на рис.4 . Сумма излишков потребителей и производителей - площадь фигуры АР*Е - характеризует общий эффект производства и потребления на рассматриваемом рынке.

Величины суммарных излишков потребителей и производителей весьма полезны  при анализе изменений положения  на рынке при тех или иных воздействиях на него со стороны государства, в частности при введении налогов.

На рынке существует один вид  продукта. Всех покупателей мы можем  объединить в одного покупателя, а  всех продавцов – в одного продавца. Продавец и покупатель имеют заданную функцию спроса и предложения  соответственно. Мы рассматриваем короткий период времени, когда выполняется условие ceteris paribus. И покупатель, и продавец могут, как угодно изменять цену.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4. График

Пусть в начальный момент времени  цена равна P1. Тогда Q1>Q2. Существует некоторое избыточное предложение Q1 – Q2 = A. Для того, чтобы продать А, нужно уменьшить цену. Пусть начальная цена равняется P2. В этом случае Q1>Q2 – избыточный спрос дефицит. Возникает желание увеличить цену.

Если же в начальный момент времени  цена равна PE. Если на рынке установилась ситуация, которая задается парой чисел (PE, QE), то А=0 и, если выполняется условие ceteris paribus, то рынок находится в равновесии. Отраслевое равновесие всегда задается парой чисел, а именно: равновесная цена и равновесный объем закупок (равновесный объем продаж).

Закон спроса и предложения для  монопродуктовой модели: при условии  свободного ценообразования избыточный спрос стремится к 0.


 

 

 

 

 

 

Рис. 5. График

Предположим, что на рынке действует много покупателей, и каждый из них покупает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих покупателей последовательно. Самый первый был готов купить по самой высокой цене, второй – по цене, чуть ниже первой и т.д. Рассмотрим положение покупателя посередине: он был готов купить по довольно высокой цене, а купил по равновесной. Эта разница между ценами называется выигрышем потребителя. Сумма выигрышей называется потребительским излишком.

Предположим, что на рынке действует  много продавцов, и каждый из них  продает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих продавцов последовательно. Первый был готов продать по очень низкой цене, второй – по цене, чуть выше первой и т.д. Но все они продали по равновесной цене. Разница между равновесной ценой и ценой, за которую был готов продать продавец, называется выигрышем продавца. Сумма всех выигрышей называется излишком продавца. Сумма излишка потребителя и излишка продавца называется выгодой торговли.

Вопрос 2. Какими инструментами контроля над денежным предложением располагает Центральный  банк? Объясните механизм действия каждого инструмента.

1. Операции на открытом рынке  — наиболее важное средство  контроля денежного предложения[1,с . 176].

Термин «операции на открытом рынке» относится к покупке и продаже  государственных облигаций федеральными резервными банками на открытом рынке — т.е. к покупке и продаже облигаций коммерческим банкам и населению в целом.

Операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности[7, с. 55].

Операции на  открытом  рынке  означают покупку или продажу  государственных ценных бумаг Банком России банкам и населению. По сути  дела этот инструмент кредитно-денежной политики Банка России работает пока плохо.  Это происходит  из-за  нескольких причин[3, с. 115]:

1. Настороженность и недоверие  участников рынка и  инвесторов к государству, что вызвано печальным историческим опытом;

2. Неразработанность рыночных процедур  реализации и  торговли государственными ценными бумагами;

3. Относительно невыгодными финансовыми   условиями  выпущенных российских  облигаций;

4. Общим экономическим кризисом  в хозяйстве,  который делает невыгодным  выпуск долговых обязательств вообще,  а государственных в частности[3,с . 54].

Банк России  выкупил весь заем выпущенный Минфином 1 июня

1991 года сроком на 30 лет и 1 октября 1991 года сроком  на  3 года. Эти  облигации в обязательном  порядке куплены   Сбербанком и в добровольном - коммерческими банками.  Полагаю,  что с приобретением опыта и изменением конъюнктуры операции, проводимые Банком России на открытом рынке,  возымеют должный эффект, так как в мировой практике операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля денежного предложения.

Когда Банк России скупает государственные  ценные бумаги у банков,  он оплачивает эти ценные бумаги увеличением  резервов банков на сумму покупки. Суть сделки состоит в повышении избыточных резервов банков.  Их способность к кредитованию повышается,  увеличивается и предложение денег. Если Банк России покупает государственные ценные бумаги у населения, то воздействие на резервы банка,  по существу, будет тоже самое. Человек продавший облигацию Банку России и получивший чек (или наличность) на сумму ценной бумаги, вложит его в банк на свой счет.

Покупка облигаций  Банком  России у населения увеличивает не только фактические резервы,  но и текущие счета. В этом случае банк  может выдать кредитов на всю сумму избыточных резервов, переведя обязательные резервы на резервный счет  в  Банке России. Когда имеет место  покупка  облигаций у банков, то они располагают всей суммой вырученных  денег  для  предоставления ссуд. Посредством  мультипликации  такое вливание денег в банковскую систему создает новые депозиты и  кредиты,  увеличивая предложение денег.

Когда Банк России продает государственные  ценные  бумаги на открытом рынке,  то резервы банка понижаются. Банки оплачивают эти ценные бумаги,  выписывая чеки на свои корреспондентские вклады, тем самым, уменьшая свои резервы. Аналогичная ситуация происходит тогда,  когда Банк России продает ценные бумаги населению.  Продажа  государственных ценных бумаг на 1000 рублей приведет к 5000-рублевому падению денежного предложения (независимо от того, продавались ли облигации банкам или населению). Это происходит из-за свойства денежного мультипликатора действовать в прямом и обратном направлении,  соответственно увеличивая или уменьшая денежное предложение.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"