Контрольная работа по дисциплине Экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:14, контрольная работа

Краткое описание

Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 88.12 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

                                                         Кафедра: Экономической теории и права

 


               

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

Экономика

 

 

 

                                                                                                            Выполнил:  ст. гр. ПТ10-1,

                                                                                            Проверил:

 

 

 

Тюмень, 2012г

Вопрос 1.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

Основные  черты монополистической конкуренции: 
– как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, т.е. является «искателем» цены; 
– как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля; 
– отсутствует взаимная зависимость фирм, тайный сговор практически невозможен; 
– экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию (реклама, продажа в рассрочку).

Теория  монополистической конкуренции  выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды.

Спрос в условиях монополистической конкуренции  является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Он намного  более эластичен, чем в условиях простой монополии. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста.

Рис. 16.1. Выбор оптимального объема

На  рис. 16.1, а, отражена кривая спроса для фирмы DSR, кривая рыночного спроса имеет более крутой наклон. Максимизирующий прибыль объем производства QSR определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Цену РSR, соответствующую оптимальному объему производства, отражает кривая спроса DSR, так как данная цена превышает средние издержки, фирма зарабатывает прибыль, равную (РSR - АСSR) * QSR.

Если  же цена меньше средних издержек, то это означает, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения производить  или нет, фирма должна сравнить цену продукции РSR со средними переменными издержками АVСSR.Если цена больше средних переменных издержек, то производить следует, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных. Если же цена меньше средних переменных издержек, то это означает, что необходимо приостановить производство или закрыть фирму.

На  долговременном этапе получение  экономической прибыли будет  стимулировать вступление на рынок  других фирм. Это приведет к следующему: 
– спрос на продукцию существующих фирм уменьшается, так как покупательский спрос распределяется на всех производителей, а число доступных товаров-заменителей увеличивается; 
– приспосабливаясь к новым условиям, ранее существующие фирмы увеличат расходы на рекламу, на улучшение своих товаров и т.п., в результате чего средние издержки увеличатся.

Этот  процесс будет продолжаться до тех  пор, пока не останется экономических  прибылей, привлекающих новые фирмы. Долговременная кривая спроса DLR будет соприкасаться с кривой средних издержек (рис.16.1,б).

В результате в длительном периоде  создается ситуация, присущая совершенно конкурентной фирме: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю). Наилучший объем для фирмы определяется MR=MC при Р>ATCmin.

Монополистическая конкуренция  и экономическая эффективность

В отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена монополистической конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Кроме того, фирмы на данном типе рынка имеют резервные мощности, следовательно, объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки (QLR<Q(ATCmin).

С другой стороны, на большинстве рынков монополистической конкуренции  монопольная власть невелика, цена и объем производства не многим отличаются от тех, которые существовали бы на рынке совершенной конкуренции. Нельзя также игнорировать ценность разнообразия продуктов, свойственного монополистической конкуренции.

Дифференциация  товаров

Дифференциация товара является универсальным приемом неценовой  конкуренции, а одновременная дифференциация товара с его специализацией - обеспечивает высокую степень защиты реализованной  ниши производителя от конкурентов. Действительно, рассматривая определение  рыночной конкуренции можно заметить, что она ведется производителями  на доступных им сегментах рынка. Дифференциация товара уже сама по себе делает рыночный сегмент труднодоступным  для конкурентов и вторжение  на него тем сложнее, чем больше его  своеобразие. Кроме того, дополнительную защиту создает узость сегмента рынка, которая снижает его привлекательность  и на таком рынке обесцениваются преимущества крупного товаропроизводителя. На этом сегменте рынка производителю  помогают не стандарт и серийность производства, а индивидуальный подход к потребителю, повышенный уровень  качества, непохожесть товара друг на друга и т.п. Потребитель быстро определяет, какой из предназначенных  для одной и той же цели товаров (услуг) лучше. Другими словами, избранный  рыночный сегмент должен отличаться определенной устойчивой обособленностью. В роли такого стабилизатора достигнутой  дифференциации товара может выступать  уникальный технологический опыт, исторический престиж марки и т.д. В месте с тем, для обеспечения конкуренто-устойчивости на рынке, предприятию-производителю надлежит:

  • выявить, кто является реальным потребителем продукции и установить в деталях, как именно и для каких целей он использует ее (выяснить технологию потребления);
  • определить сравнительную важность различных свойств товара для потребителя;
  • выяснить свои возможности по дифференциации продукта, создающей дополнительные удобства для потребителя;
  • установить, как дорого обойдутся разные варианты создания дополнительных преимуществ для потребителя;
  • выбрать тот вариант дифференциации товара, который дает потребителю максимум дополнительных преимуществ (удобств) на единицу затрат предприятия;
  • установить, удастся ли удержать эту дифференциацию, т.е. легко ли будет ее скопировать конкурентам;
  • урезать издержки на те качественные удобства, созданные дифференциацией;
  • получить доступ к патентам, ноу-хау, специализированной сбытовой сети с целью смены стратегии при благоприятном сочетании обстоятельств.

Рыночная конкуренция  в настоящее время погубила множество  производителей механических часов; комбинация компьютер плюс принтер многократно  сократила спрос на пишущие машинки  и т.д. С приходом на внутренний рынок  импортной техники для сельского  хозяйства и ряда отраслей промышленности, не выдерживают конкуренции отечественные  машиностроители. Таких примеров можно  привести большое количество.

Согласно исследованиям  М. Партера (английский ученый в области  конкуренции, написавший прекрасный учебник) конкурентный метод рынка в производстве продукции можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

  1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.
  2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных сточки зрения цены.
  3. Угроз появления новых конкурентов.
  4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.

5.Экономические возможности  и торговые способности покупателей.  Модель пяти сил конкуренции  по М. Партеру, представленная на схеме, является концептуальным средством для конкурентных сил, учитываемых в разработке планов производства определенных видов продукции.

Неценовая  конкуренция 

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования  качества продукции и условий  ее продажи, “сервизации” сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое- совершенствование технических характеристик товара; второе- улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой - “качество”- это субъективная оценка, которая открывает возможности фальсификации качества путем рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция путем  совершенствования сбыта продукции  получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие  на потребителя через рекламу, совершенствования  торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, то есть в процессе его эксплуатации.

Неценовая конкуренция ведется  за счет снижения издержек, повышения  качества продукции и услуг, надежности, улучшения условий оплаты, гарантийного и послегарантийного обслуживания, совершенствования методов сбыта. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары и услуги посредством  продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых  факторов. Чем уникальнее предложение продукции, с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров. Каждая из фирм, выступающтх на рынке, стремится по крайней мере сохранить ту долю рынка, которую она занимает. Основные методы, необходимые для этой конкурентной борьбы - цена, технический уровень и другие качественные показатели товара, сроки поставок, условия платежа, объем и сроки гарантий, объем и качество сервиса, реклама и другие мероприятия.

В настоящее время многие компании предпочитают улучшать потребительские  свойства своего товара при сохранении или даже некотором повышении  реализационных цен. При соответствующей  рекламе такая << скрытая >> скидка с цены товара вызывает, как правило, положительную реакцию у современного потребителя, который так часто  связывает низкую цену с неудовлетворительным качеством товара.

Захват рынка с помощью  проникновения на него на основе разработке нового фирменного товара или вытеснения конкурентов, предлагающих аналогичные  товары, также происходит при неценовой  конкуренции. Но она на внутрероссийском рынке еще невелика, поэтому применяется в основном при организации экспорта. В мире успех неценовой конкуренции определяется (особенно в Европе, Северной Америке, Юго - Восточной Азии) техническим уровнем, качеством и надежностью товара, подтвержденным сертификацией в общепринятых центрах, уровнем сервиса и послепродажного обслуживания, а не низкими ценами.

Одной из сложных проблем  современной теории и практики организации  конкурентной деятельности участников рыночного процесса является установление причин возникновения и диагностирования качественных и количественных условий  перехода ценовой конкуренции в  конкуренцию неценовую. К пионерным  работам в этом направлении можно  отнести труды Дж. Бьюлоу, Дж. Джинакоплоса и П. Клемперера, а также Ж. Тироля и Д. Фьюденберга.

Неценовая конкуренция порождает  целый спектр важнейших проблем  рынка. Среди них межотраслевой  механизм прибылей в форме проблемы входа- выхода, избыточных мощностей, влияния на объем сбыта неценовых факторов, предпочтения и выбора, конкурентоспособности, издержек потребления.

Одна из слабых мест господствующих теорий конкуренции- исключение из них потребителя. Показательными в этом отношении являются выводы Ж. Тироля (1988) о способах конкурирования. Так, он считает, чтобы конкурировать на рынке, фирма может использовать много инструментов. Он классифицирует эти инструменты в соответствии с быстротой их перенастройки.

В краткосрочном периоде  основным инструментом часто является цена. Его дополняют реклама и меры по организации стимулирования сбыта. При этом структура затрат и характеристики продукта остаются неизменными. В условиях монополистической конкуренции фирма может получить экономическую прибыль, если цены выше средних издержек; либо столкнуться с убытками, если цены ниже средних издержек. В более длительном периоде структура затрат и характеристики продукта могут быть изменены как вместе, так и по - отдельности. Методы производства могут быть пересмотрены и усовершенствованы, а производственная мощность в зависимости от конкурентной задачи может быть как увеличена, так и уменьшена. К характеристикам продукта относятся качество, дизайн, сроки поставок, размещение торговых точек и т. д. В долгосрочном периоде характеристики продукта и структуры затрат могут быть изменены не только благодаря простым усовершенствованиям в ассортименте продуктов и возможным затратам, но также и благодаря изменению этого ассортимента.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине Экономика