Концепции модернизации системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 12:09, реферат

Краткое описание

Современный этап развития экономики характеризуется высокой интеллектуализацией труда, что приводит к заметному росту образовательного уровня населения и к увеличению интеллектуальных затрат в производстве материальных и духовных благ. В связи с этим проявляется экономическая закономерность более быстрого возрастания потребностей в образовательных услугах, нежели в материальных благах. Образование при этом рассматривается как самостоятельная ценность, некий капитал, способный приносить доход и его владельцу, и обществу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….……..… 3ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ……...… 4
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….….……. 13
БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………….……….

Вложенные файлы: 1 файл

скелет1.rtf

— 175.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….……..… 3ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ……...… 4

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ...10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….….……. 13

БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………….………. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  
ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития экономики характеризуется высокой интеллектуализацией труда, что приводит к заметному росту образовательного уровня населения и к увеличению интеллектуальных затрат в производстве материальных и духовных благ. В связи с этим проявляется экономическая закономерность более быстрого возрастания потребностей в образовательных услугах, нежели в материальных благах. Образование при этом рассматривается как самостоятельная ценность, некий капитал, способный приносить доход и его владельцу, и обществу. Современная экономика характеризуется особым динамизмом и чрезвычайной сложностью развертывающихся в ней процессов. Хорошо ориентироваться в ней позволяет только грамотно поставленная система образования.

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Конкурентоспособность страны определяет ее место в мировой экономике. Еще относительно недавно (каких-то 15-20 лет назад) в развитии фирмы решающее значение имела конкурентоспособность товаров и услуг. В 90-х годах ХХ столетия, с началом процессов глобализации, вопрос о конкурентоспособности фирм, отраслей и национальных экономик приобрел новое содержание, определяемое, прежде всего, качеством рабочей силы. В связи с этим нельзя не заметить, что решающим фактором в экономическом развитии общества и в период индустриализации, и в период послевоенного возрождения экономики всегда был человек. Современная экономика характеризуется особым динамизмом и чрезвычайной сложностью развертывающихся в ней процессов. Хорошо ориентироваться в ней позволяет только грамотно поставленная система образования. Значимость образования возрастает абсолютно во всех странах, но уровень его развития и доступность далеко не одинаковы для различных слоев населения даже в одной стране. Сегодня человек учится на протяжении всей жизни. Он выступает активным потребителем всех форм образовательных услуг. Понимание особенностей функционирования рынка данных услуг способствует достижении максимальной отдачи от образования. В настоящий момент быстро развивается новое направление экономической науки -экономика образования. В рамках последнего изучаются пути совершенствования ресурсного обеспечения образовательных учреждений, проводится оценка эффективности вложений в образование, анализируется воздействие образования на экономический рост. Перечисленные направления достаточно освещены в экономической литературе. Большой вклад в исследование проблем развития высшего образования, его планирования в соответствии с прогнозируемыми потребностями экономики внесли такие известные зарубежные ученые, как Аллак Ж., Беккер Г., Белл Д., Кроуфорд Р., Махлуп Ф., Стоуньер Т., Туроу Л. В последние годы появился целый ряд исследований отечественных ученых, посвященных модернизации системы высшего образования в условиях переходной экономики России. К ним относятся работы Акперова И. Г., Балашова Г. В., Баскаковой М. В., Венчухиной Л. И., Воронина А. А., Глухова В. В., Дятлова С. А., Литвиновой Н. П., Федорова М. П., Шестопаловой Е. В. и др. Однако широкий круг проблем еще требует своего решения. Пособие представляет комплексный подход к изучению проблем экономики образования, опирающийся на анализ правовой базы системы образования, оценку возможностей использования государственных и рыночных регуляторов на рынке образовательных услуг, применение маркетинговых разработок. Уделяется внимание развитию информационных технологий в образовательной сфере. Одной из концепций экономики образования является теория человеческого капитала получившая широкое распространение благодаря разработкам американских нобелевских лауреатов Т. Шульца и г. Беккера. Основные понятия данной теории, не являются предметом изучения в данном разделе учебного пособия. Исходные положения данной концепции, методы оценки величины человеческого капитала, на макро и микроуровне, практический опыт управления элементами человеческого капитала, нашли достаточно широкое освещение в трудах. Авторские выводы основаны на анализе опыта развития рынка образовательных услуг в нашей стране и за рубежом. Все ключевые положения изложены с учетом современных особенностей российской системы образования Идея осуществления затрат в повышении квалификации работника в качестве капитала выдвигалась еще классиками политэкономии В. Петти, А. Смитом и Д. Рикардо. Она получила развитие в работах академика С.Г. Струмилина, В.С. Гойло, Р.И. Капелюшникова, В.И. Марцинкевича. Позднее исследования в этом направлении велись С.А. Дятловым, С.А. Курганским, А.И. Добрыниным и др. Концепция человеческого капитала в настоящее время, по мнению многих ученых-экономистов, является одним из самых перспективных направлений развития экономической науки в XXI веке. Экономическая теория и практика на всех этапах своего развития в числе основных факторов, определяющих характер развития общественного производства, выделяла ряд качеств занятого в хозяйственной системе населения. Но, по мере развития производственных сил, производственных отношений, изменений в науке, культуре, образовании происходит изменение взглядов и на человеческий капитал. Важность, прежде всего, человеческих свойств и способностей, необходимость их развития применительно к любой сфере жизнедеятельности, стала больше сознаваться людьми и обществом. Качество человеческого капитала - это, по нашему мнению, способность человека систематически совершенствовать составляющие своего человеческого капитала, развивать способности к самообразованию, саморазвитию и самообучению. Качество человеческого капитала определяется, прежде всего, образованием (которое должно сочетаться с воспитанием и обучением). А. Смит писал, что «развитие ловкости рабочего обязательно увеличивает количество работы, которое он в состоянии выполнить»,увеличивает производительность труда, а не только улучшение машин и инструментов, с помощью которых он работал. Экономическая сущность«теории человеческого капитала» состоит в том, что вложения в образование и здравоохранение создают человеческий капитал, подобно тому, как затраты на оборудование и материалы создают физический капитал. Особенность человеческого капитала в его неотделимости от самого человека, а инвестиции в человеческий капитал - это все те затраты, которые приводят к повышению квалификации и способностей человека, и как следствие, производительности его труда. Таким образом, инвестиции в образование рассматриваются как инвестиции в качество человеческого капитала. Человеческий капитал стал учитываться как важнейшая составляющая национального богатства. Экспертами всемирного банка были проведены экспериментальные денежные оценки элементов национального богатства. Результаты расчетов показали, что в структуре национального богатства доминирует человеческий капитал, составляющий около 2/3 от его итоговой оценки. На основе этих расчетов был сделан окончательный вывод о том, что главным фактором воспроизводства становится не накопление материальных благ, а накопление знаний, умений. Как показывает мировой опыт, сегодня темпы экономического роста в решающей мере определяются:

-темпами и масштабами развития приоритетных направлений развития науки и техники,

-уровнем подготовки и квалификационным составом работников всех уровней,

-степенью прогрессивности средств научно- производственного труда.

То есть всем тем, что обеспечивает ускоренную реализацию инновационных проектов, объем и качество инвестиций, направляемых на эти цели. Таким образом, развитие системы образования должно служить подъему национальной экономики.

При определении границ образования как отрасли социально - культурной сферы используется следующая трактовка образования: образование представляет собой процесс и результат освоения знаний и навыков, включенный в контекст социализации личности. К образованию как отрасли относят:

детское дошкольное воспитание в дошкольных учреждениях;

общее среднее образование;

подготовку кадров.

Подготовка кадров в свою очередь включает профессионально - техническое, среднее специальное и высшее образование. Основной субъект образования как отрасли - образовательное учреждение. Оно самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. Предмет экономики образования - закономерности движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов в сфере образования. В более развернутом плане предмет экономики образования включает следующие составляющие: критерии и уровень эффективности ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные подсистемы; необходимый уровень бюджетного финансирования образования в целом и на той ступени, которая гарантирована государством; источники внебюджетного финансирования; государственную политику стимулирования инвесторов образования; рациональное сочетание децентрализации и централизации в ресурсном обеспечении учреждений образования; методы и технологии прогнозирования ресурсных потребностей учреждений образования при различных уровнях их хозяйственной самостоятельности.

Основная экономическая функция сферы образования - воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

В России первые расчеты экономического эффекта образования были проведены в 20-е гг. академиком С.Г.Струмилиным. Сопоставляя производительность труда рабочих с уровнем их образования, он пришел к выводу, что простая грамотность, достигаемая за один год обучения, повышает продуктивность труда рабочего на 30 %. Установлено, что рост уровня образования на один класс средней школы обеспечивает в среднем рост числа подаваемых рационализаторских предложений на 6% и на 50% сокращает сроки освоения рабочими новых операций.

За последние два века экономический прогресс наиболее успешно развивающихся стран мира идет параллельно с повышением уровня образования. Среднее число лет обучения за 1800-1913 гг. увеличилось: в США - с 2,1 до 8,3; в Великобритании - с 2 до 8,1; в Германии - с 2,4 до 8,4; во Франции - с 1,6 до 7; в Италии с 1,1 до 4,8; в Японии - с 1,2 до 5,4.

В 1990 среднее число лет обучения взрослого населения, редуцированное по качеству (год высшей школы приравнивается к двум годам средней), составило: в США - 17,6; в Германии - 15,5; во Франции - 15,3; в Японии - 14,6; в Великобритании - 13,9; в Италии - 11. Продолжительность обучения американского рабочего в 1995 г. составила 14,2 года. В десятку стран, лидирующих по уровню высшего образования, входят: США (35% трудоспособного населения имеет высшее образование), Канада (30%), Швейцария (24%), Швеция (21%), Япония (21%), Финляндия (18%), Германия (17%), Англия (15%), Франция (14%), Италия (6%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

В настоящее время идет бурный переход Российской экономики на новый этап - этап рыночных отношений, рыночной экономики. И значит, это не могло не затронуть такую большую сферу, как экономика образования. Все предстоящие новации должны быть направлены на достижение трех главных целей, определенных Концепцией модернизации образования

-расширение доступности,

-повышение качества,

-эффективности российского образования.

Какую из целей можно было бы назвать главной? Если мы обратимся к Конституции РФ, то увидим, что она не ставит каких-то определенных целей перед образованием - главное требование доступность образования. Но если ли необходимость в доступном образовании, если оно будет некачественным? Когда за качественно образование люди зачастую готовы даже доплачивать? Соответственно качество образования является достаточно важным и веским критерием, если идет разговор о переходе всей системы на новые рельсы. И так же мы можем сказать, что то, что люди берут (а в данном случае получение образования от системы), помимо качества подразумевает еще и пользу, эффективность. Поэтому критерием Российского образования так же должна являться его максимальная эффективность. Если все три цели будут достигнуты, тогда мы можем говорить об успешном переходе Российского образования на новый качественный этап.

Рассмотрим и обозначим задачи, которые предстоит решить для успешного формирования эффективных экономических отношений в образовании.

Формирование эффективных экономических отношений в образовании В ходе модернизации образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики, государство будет последовательно наращивать его финансовую поддержку до необходимой потребности. Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:

введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса;

разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ;

создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования

выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно - вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;

достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;

развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;

обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней;

нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций;

последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений

обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности; создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;

расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных процессов;

создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных центров;

поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений;

предоставление возможности использовать средства Федеральной программы развития образования для финансирования программ развития всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование в Российской Федерации представляет собой громадную систему, сравнимую, пожалуй, только с системой военно-промышленного комплекса, насчитывающую около 150 тыс. образовательных учреждений с численностью учащихся 34260 тыс. и огромным количеством работников. Поэтому оно и является в данный момент одним из основных и приоритетных направлений работы государства в период осуществления экономических реформ и осуществления развития народного образования. Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Акперов И.Г. Прогнозирование потребности в специалистах и управление региональной системой образования. - М.: Высшая школа, 1998.

 

2. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал //США: экономика, политика, идеология, 1993. - № 11. - С. 109-119.

  
3. Грейсон Дж. К. мл., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. /Авт.предисл. Б.З.Мильнер. - М.: Экономика, 1991.

   
4. Делор Жак. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. Основные положения. - Париж: Издательство ЮНЕСКО, 1998.

   
5. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала: Учебное пособие. - СПб: Изд-во СПбУЭиФ, 1994.

   
6. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: Учебное пособие. - СПб: Изд-во СПбУЭиФ, 1996.

   
7. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1995.

   
8. Жуков В.И. Российское образование: перспективы и проблемы развития. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.


 



Информация о работе Концепции модернизации системы образования