Концепция «таргет-костинг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:47, реферат

Краткое описание

Несомненным плюсом внедрения таргет-костинг в бухгалтерском учете станет тот факт, что он будет способствовать развитию управленческого таланта у менеджеров и определение реальной стоимости всех активов организации.
При этом необходимо заметить, что кроме сферы производства инновационных продуктов таргет-костинг все чаще находит свое применение на предприятиях сферы обслуживания, а также в неприбыльных организациях (например, в медицинских клиниках).

Вложенные файлы: 1 файл

методы учета затрат.docx

— 144.78 Кб (Скачать файл)

Родиной концепции  «таргет-костинг» (в переводе с японского - усовершенствование маленькими шагами) считают Японию, в которой она появилась в 60-х гг. На сегодняшний день она распространена по всему миру, в основном в компаниях, работающих в инновационных отраслях (автомобилестроение, машиностроение, электроника, компьютерные, цифровые технологии) и в сфере обслуживания [1].    

В основе концепции  «таргет-костинг» заложены планирование и снижение затрат на производство новой продукции. Основной формулой таргет-костинга является определение себестоимости продукции, которая исчисляется как разность между ценой и прибылью. Зарубежные ученые-экономисты восхваляют таргет-костинг за его простую формулу расчета, отсутствие калькулирования затрат, снижение трудоемкости расчета.     

При этом России эта  концепция до сих пор не получила широкого распространения, потому что, на наш взгляд, она:

  1. Противоречит постулатам отечественного бухгалтерского учета.
  2. Ставит под вопрос особенности формирования себестоимости в разных отраслях.
  3. Не учитывает в должной мере технологию производства в каждой конкретной сфере.
  4. Отсутствует объективность в условиях инфляции и/или экономического кризиса.

В условиях модернизации экономики таргет-костинг может получить широкое распространение, поскольку его внедрение на практике заставит организации постоянного совершенствовать технологию производства, т.е. внедрять инновации на практике. Сама схема производства товаров и/или услуг тоже кардинально измениться, так, она будет включать в себя следующие этапы:

  1. Разработка конкретного продукта и/или услуги.
  2. Проведение маркетинговых исследований.
  3. Планирование и маркетинговый анализ.
  4. Предположение о цене и количестве проданных товаров и/или услуг.
  5. Обоснование цены и прибыли организации.
  6. При падении цены на рынке проводить совершенствование технологии производства.

Несомненным плюсом внедрения таргет-костинг в бухгалтерском учете станет тот факт, что он будет способствовать развитию управленческого таланта у менеджеров и определение реальной стоимости всех активов организации.

При этом необходимо заметить, что кроме сферы производства инновационных продуктов таргет-костинг все чаще находит свое применение на предприятиях сферы обслуживания, а также в неприбыльных организациях (например, в медицинских клиниках). Сравнение процессов планирования и управления затратами на предприятиях, работающих только со «старыми» инструментами контроллинга, и в современных японских фирмах свидетельствует, что предприятия, получающие информацию от традиционных систем учета затрат, тратят больше времени и денежных средств на процесс создания продукции. Это объясняется тем, что механизмы обратной связи традиционных систем позволяют выяснить предполагаемые затраты производства лишь в конце процесса разработки продукции. Если затраты на производство и реализацию выходят выше рыночной цены, то исследования просто приходится начинать сначала [2].

Принципами системы  таргет-костинг являются следующие[2]:

  1. Первостепенная и постоянная ориентация на требования рынка и клиентов;
  2. Калькуляция целевых затрат для новых продуктов, а также их составных частей, позволяющих достичь желаемой, заранее заданной прибыли при существующих рыночных условиях;
  3. Учет влияния на себестоимость продукции пожеланий потребителей по качеству и срокам изготовления продукции;
  4. Использование концепции жизненного цикла продукта.

 

 Процесс управления затратами  с помощью таргет-костинга представлен на рисунке 1.

Рис.1 - Процесс таргет-костинга [2]

 

 

    Рассматривая современный  бухгалтерский учет, необходимо особое внимание уделить кайзен-костингу.

Слово «кайзен» в переводе с японского означает «улучшение, усовершенствование маленькими шагами». Понятие кайзен очень широко — оно обозначает усовершенствование как в личной, семейной и общественной жизни человека, так и в его трудовой деятельности. Когда слово «кайзен» употребляют в отношении деятельности человека на его рабочем месте, имеют в виду процесс постоянного улучшения, в который вовлекаются все сотрудники компании — от старшего менеджера до простого рабочего. Целью кайзен является усовершенствование деятельности компании или её отдельных подразделений с помощью внутренних резервов, без привлечения крупных инвестиций извне. Понятие же «кайзен-костинг» носит более определённое значение. Оно означает обеспечение необходимого уровня себестоимости продукта и поиск возможностей снижения затрат до некоторого целевого уровня .

Кайзен-костинг отличается от таргет-костинга тем, что он:

    1. Представляет собой инструмент снижения затрат.
    2. Позволяет достичь целевую себестоимость.
    3. Обеспечивает рентабельность производства.
    4. Помогает предотвратить производство нерентабельной продукции.

Система кайзен-костинг широко распространена в Японии. Ярким примером является компания Toyota. Кайзен-костинг позволяет организованно и целенаправленно осуществлять политику снижения себестоимости, рационально инвестировать денежные средства в новые продукты, координировать действия множества людей, вовлечённых в производственный процесс, и совместными усилиями добиваться достижения поставленных целей (рис. 3) .

Рис. 4. - Система управления затратами в компании Toyota [4]

Влияние систем таргет- и кайзен-костинг на кривые затрат и цен представлено на рисунке 5.

 
Рис. 5. - Влияние систем таргет- и кайзен-костинг на кривые затрат и цен [4]

Механизм снижения себестоимости  в соответствии с кайзен-задачей представлен на рисунке 6.

 
Рис. 6. - Механизм снижения себестоимости в соответствии с кайзен-задачей

Таким образом, таргет-костинг и кайзен-костинг как инновационные концепции отечественного бухгалтерского учета:

    1. Помогают сокращать затраты на производство новых видов продукции и/или услуг.
    2. Управление затратами начинается на стадии разработки продукции и/или создания услуги, а не в момент производства (что наблюдается сегодня).
    3. Способствуют внедрению новейших технологий в процесс производства.
    4. Включают в себя анализ затрат на всех стадиях производства продукции и/или оказания услуг.
    5. Приводят к существенному снижению затрат.
    6. Оказывают влияние на непрерывное улучшение продукции и/или услуг.
    7. Организации своевременно получают желаемую прибыль.
    8. Представляют собой систему управления затратами.
    9. Позволяют сравнивать целевые затраты с достигнутыми.
    10. Требуют зачастую сотрудничества всех подразделений организаций.

Объединяя все вышесказанное, можно сделать вывод, что таргет-костинг и кайзен-костинг позволяют управлять переменными затратами организации и являются одним из способов модернизации российской экономики.


Информация о работе Концепция «таргет-костинг»