Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:11, реферат
Безалкогольная продукция – самый ходовой товар в России. Безалкогольные напитки – это напитки, не содержащие алкоголя, или содержащие его в незначительных долях.
К безалкогольным напиткам относятся: вода (столовая и минеральная, газированная и негазированная), соки и нектары, сладкие безалкогольные напитки, приготовляемые на базе сахара или подсластителей, а также напитки, получаемые в процессе брожения.
Конъюнктурный обзор рынка безалкогольных напитков
Безалкогольная продукция – самый ходовой товар в России. Безалкогольные напитки – это напитки, не содержащие алкоголя, или содержащие его в незначительных долях.
К безалкогольным напиткам относятся: вода (столовая и минеральная, газированная и негазированная), соки и нектары, сладкие безалкогольные напитки, приготовляемые на базе сахара или подсластителей, а также напитки, получаемые в процессе брожения.
Весь рынок безалкогольных напитков можно разделить на следующие крупные сегменты:
1. Соки и сокосодержащие напитки
2. Сладкие газированные напитки (CFD)
3. Минеральная и питьевая вода
Российский рынок безалкогольных напитков является не только самым крупным в Восточной Европе, но и самым динамичным. Натуральный объем продаж безалкогольных напитков в России в 2005-2009 гг вырос на 2.1 млрд. л и достиг 9.4млрд л. Кризис привел лишь к стагнации, а не к сокращению объем рынка. В стоимостном выражении емкость рынка безалкогольной продукции находилась на уровне 3 млрд евро.
По данным исследования Euromonitor International, после резкого сокращения объемов в 2009 году - на 15% в натуральном выражении - рынок очень быстро восстановился, и в прошлом году уже продемонстрировал рост на 12%.
Что касается производства безалкогольных напитков, то за последние 5 лет оно очень сильно увеличилось.
В начале 2009 года объем производства безалкогольных напитков находился на уровне 28 800 000 дкл. В июле-октябре 2009 года из-за финансового кризиса производство сократилось на 15-20% по сравнению с объемами производства в апреле-июне.
Более 95% безалкогольных напитков, которые у нас продаются, производятся в России. Однако говорить о победе российских производителей на нашем рынке прохладительных напитков можно с натяжкой. Иначе крупнейшими отечественными производителями придется признать мировые
компании «Кока-Кола» и «ПепсиКо», безалкогольная продукция которых, произведенная непосредственно в России, и занимает около половины этого рынка.
«Кока-Кола» и ее подразделения сейчас владеют в России 14 заводами. Они располагаются практически по всей территории нашей страны - от Санкт-Петербурга до Владивостока. The Coca-Cola Company открыла свое представительство в России в 1991 году, а первая фабрика этого игрока стартовала в Москве в 1994-м. В 2005 году Coca-Cola приобрела одного из ведущих российских производителей соков – ЗАО «Мултон» (Москва), а в 2007 году – завод Aqua Vision (ООО «Аква Вижион», Московская область). Таким образом, к началу 2010 года российский рынок безалкогольных напитков был уже в основном консолидирован, а совместная рыночная доля PepsiCo и Coca-Cola в этот период составила 45% в натуральном выражении.
В 2010 году компания Coca-Cola приобрела четвертого по величине производителя соков в России – ОАО «Нидан Соки» (Московская область), которому принадлежат такие известные бренды, как «Моя семья», «Да!» и «Каприз». В 2009 году компания «Нидан Соки» контролировала 15% сокового рынка в натуральном выражении. Таким образом, общая доля Coca-Cola на российском рынке соков превысила 35%, а на рынке безалкогольных напитков в целом – 26% в натуральном выражении. Кроме того, компания намерена инвестировать $ 1 млрд в развитие своей инфраструктуры в России в течение ближайших пяти лет, причем значительная часть этих инвестиций будет направлена в «Нидан Соки».
«ПепсиКо» старается не отставать - на 2010 год у нее в России было 11 заводов. Компания PepsiCo решила не сдавать позиций на российском рынке безалкогольных напитков и в конце 2010 года объявила о приобретении ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (Москва). После окончательного завершения сделки по приобретению крупнейшего отечественного производителя безалкогольных напитков и молочной продукции PepsiCo увеличит свою долю на российском рынке соков с 30 до 50%, а на рынке безалкогольных напитков в целом в 2011 году доля компании достигнет 29% в натуральном выражении.
По завершении приобретения «Вимм-Билль-Данн» PepsiCo планирует инвестировать в развитие бизнеса $ 1 млрд в течение ближайших пяти лет. В результате этой транзакции международный концерн станет крупнейшим производителем продуктов питания и напитков в России. Годовые продажи компании превысят $ 5 млрд.
Кстати, «Кока-Кола» и «ПепсиКо» поят нас нынче далеко не только «молодежной» газировкой. Сейчас под контролем двух мировых «китов» безалкогольного рынка производятся и такие продукты - с приятными для уха и глаз российского потребителя названиями, - как вода «Родники России», соки «Добрый», «Любимый», «Фруктовый сад» и т. п. В целом две крупнейшие международные компании контролируют 56% нашего рынка газированной воды, 67% рынка соков и 27% - бутилированной воды (данные Euromonitor International).
Что касается технологий производства, то все безалкогольный напитки сегодня производятся на импортном оборудование, из одинаковых концетратов, и качество практически одинаковое, независимо от компании производителя.
Хорошим уровнем для наших производителей считается выпуск не менее 150-200 тыс. 1,5-литровых бутылок воды в сутки. По сравнению с гигантами отрасли это немного. На заводах мировых лидеров индустрии работают линии производительностью 20 тыс. бутылок в час.
Формирование ассортимента напитков нашими производителями в большинстве случаев происходит по стандартной схеме. Почти обязательным является включение в линейку "старых советских" вкусов, знакомых потребителям с детства: "Колокольчик", "Буратино", "Дюшес" и т.п. А к ним добавляются какие-то экзотические напитки, которые выпускает только данная конкретная компания.
В отличие от зарубежных производителей наши компании в основном делают газировку не на сахаре, а на сахарозаменителях. Расчет очень прост: 1 кг заменителей по цене 7-11 долларов заменяет 200 кг сахара. Поэтому себестоимость лимонада на сахарозаменителях оказывается намного ниже.
Однако правительство РФ строго контролирует рынок безалкогольной продукции. В отношении безалкогольных напитков существует определенный
технический регламент. Данный регламент устанавливает основные требования по производству безалькогольных напитков, правила маркировки и упаковки.
Потребление безалкогольной продукции с каждом годом увеличивается. В 2010 году оно составило 27,9 литров на душу населения.
Какая же категория безалкогольных напитков имеет наибольший спрос в нашей стране?
По данным Euromonitor International, продажи бутилированной воды в 2010 году выросли на 18% в натуральном выражении и на 30% – в стоимостном, соответственно достигнув показателей в 3 млрд литров и $ 3 млрд. Несмотря на то, что начало 2010 года было не слишком оптимистичным, летом продажи всех безалкогольных напитков значительно выросли, что помогло сегменту бутилированной воды быстро восстановиться после спада на 15% в натуральном выражении, отмеченном в 2009 году. Продажи фруктовых/овощных соков – в категорию также включены сокосодержащие напитки, морсы и нектары – в 2010 году выросли на 13% по объему и на 23% по стоимости. После заметного спада потребления в 2009 году – на 17% в натуральном выражении, – восстановление экономики в целом и FMCG-рынков, в частности, привело к росту продаж этой продукции. Подушевое потребление соковой продукции в 2010 году оценивается на уровне 21 литра – аналогичный уровень потребления был отмечен в 2007 году. Наиболее активный рост – на 20% в натуральном выражении – наблюдался в сегменте так называемых 100-процентных соков. Результатом недавнего экономического спада стало стремление потребителей приобретать более дешевые продукты: предпочтение отдавалось нектарам, цены на которые значительно ниже цен на 100-процентные соки. По мере восстановления экономики начали меняться и предпочтения, у потребителей снова появилась возможность покупать более дорогие и более качественные продукты.
Пока сегмент сокосодержащих напитков развивается с большим трудом. Хотя во всем мире они продаются очень хорошо, несмотря на то, что стоит такая газировка дороже обычной. Наши же граждане полумер не признают: или 100%-ный сок, или лимонад. Гораздо более привлекательным и перспективным с точки зрения инвестиций, чем рынок "сладкой газировки", является рынок
минеральной и чистой питьевой воды. Сегодня его объем составляет 1,2-1,5 млрд л в год. Ежегодно он растет на 20-25%, и рост этот будет продолжаться еще очень долго. Пока среднестатистический россиянин выпивает 6-8 литров бутилированной минеральной и питьевой воды в год, и только в Москве этот показатель в два раза выше. Для сравнения: жители стран Западной Европы ежегодно выпивают в среднем 60-95 литров чистой бутилированной воды. Таким образом, потенциально российский рынок может вырасти в десять раз.
По статистике, сладкую газировку время от времени пьют более 75% потребителей. Но в последние годы многие потребители переключаются на более полезные напитки - минеральную воду и соки. В результате рынок безалкогольных газированных напитков практически не растет. По данным маркетинговых агентств, его объем ежегодно увеличивается на 1-5%.
За последний год выросли объемы потребления такого традиционно русского напитка как квас.
Жарким летом 2010 года категория кваса стала абсолютным чемпионом по темпам роста в сегменте безалкогольных напитков России. По данным Nielsen, продажи в городах России за период июнь - август 2010 года по сравнению с летом 2009 года выросли почти в два раза - 95% в натуральном выражении. Такие темпы роста - отличная новость для сегмента безалкогольных напитков, хотя динамику подстегнула в первую очередь жара. По словам аналитика инвестиционного холдинга (ИХ) "ФИНАМ" Анны Мишутиной, объем рынка безалкогольных напитков в 2010 году составил 115 млрд рублей, в 2009 году - 111 млрд рублей. В 2010 году в России было произведено примерно 716 млн литров кваса и 3,7 млрд литров классических безалкогольных напитков.
По данным "Анализа рынка кваса в России", подготовленного BusinesStat в феврале 2011 года, марка "Очаково" контролирует 32% продаж кваса в натуральном выражении. Второе место принадлежит квасу "Никола" (20% рынка), а третье - бренду "Кружка и бочка" (7% рынка).
В последнее время стали популярны энергетические напитки. По данным «Анализа рынка энергетических напитков в России», подготовленного BusinesStat, натуральный объем продаж энергетических напитков в России за последние 5 лет вырос на 40 млн л. В 2010 г. продажи достигли 106,4 млн л.
Средний объем потребления энергетических напитков на одного потребителя в 2010 г. составил 128 мл в неделю. Низкое среднее потребление объясняется тем, что половина потребителей пьют энергетические напитки нерегулярно.
Основной проблемой для многих российских компаний является сбыт продукции. Сетевые торговые структуры, как правило, работают с гигантами, игнорируя продукцию наших производителей. По словам владельца одной из компаний, стоимость входного билета в супермаркеты составляет 50 тыс. долларов за представление одной товарной позиции на полках. Соответственно, чтобы выложить в магазинах одной сети 5-6 видов газировки, необходимо заплатить 250-300 тыс. долларов. Тратить такие деньги могут только крупные производители. При этом не факт, что через сетевые магазины для обеспеченных граждан удастся реализовывать много дешевой продукции.
Увеличению объема потребления безалкогольных напитков не помешал подъем цен на данную продукцию. За последние 3 года цены увеличились на 8% и достигли уровня 161 рубля за 1 декалитр. Наибольший рост произошел на соковую продукцию. Вызван он был повышение цен на сырье на мировом рынке.
Информация о работе Конъюнктурный обзор рынка безалькогольной продукции