Кредитно-денежная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Из приведенного определения следует, что денежно-кредитная политика не является чем-то самодостаточным, она теснейшим образом связана с прочими регулирующими функциями государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства и т.д.).
Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством: противоречивый, в значительной мере неудачный опыт реформирования отечественной экономики все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о формах и методах проведения денежно-кредитной политики в России.

Вложенные файлы: 1 файл

МАКРОЭКОНОМИКА.docx

— 82.99 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

                В современной  рыночной экономике существует  немало социально-экономических  проблем, неподвластных рынку и  требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная  экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную  картину действительности, в которой  многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде  нет и не было ни одной  страны, экономика которой функционировала  бы только при помощи рыночного  механизма. Наряду с рыночным  механизмом всегда использовался  и используется сейчас еще  в большей степени механизм  государственного регулирования  экономики.     

 Рынок — это не  экономическая система в целом, а лишь один из механизмов  координации повеления экономических  субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не  был единственным. Во все времена  он использовался вместе с  механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только  пропорция их использования. При  этом оба механизма опираются  на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать принятую  сейчас терминологию, то никаких  иных экономических систем, кроме  смешанных, не существует.        

 Финансовые и кредитные  методы государственного регулирования  экономики при их рассмотрении  в комплексе образуют денежно  кредитную политику государства; под ней понимается “совокупность  мер экономического регулирования  денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение  устойчивости экономического роста  путем воздействия на уровень  и динамику инфляции, инвестиционную  активность и другие важнейшие  макроэкономические последствия”. Рассмотрению теории и практики кредитно- денежной политики в России  и посвящена данная работа.        

 Из приведенного определения  следует, что денежно-кредитная политика  не является чем-то самодостаточным, она теснейшим образом связана  с прочими регулирующими функциями  государства (регулированием инвестиционной  деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства  и т.д.).

Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством: противоречивый, в значительной мере неудачный опыт реформирования отечественной экономики все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о формах и методах проведения денежно-кредитной политики в России.

 

1. Теоретические  основы денежно-кредитной политики

1.1 Сущность, цели и инструменты  кредитно-денежной политики государства

 

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Монетарная, или денежно-кредитная, политика государства — это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита в целях регулирования предложения денежно-кредитных ресурсов для обеспечения неинфляционного экономического роста.

Кредитно-денежная политика - часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен.

Основополагающими целями кредитно-денежная политика государства являются:

-    устойчивые темпы роста национального производства;

-    стабильные цены;

-    высокий уровень занятости населения;

-    равновесие платежного баланса.

Так же цели кредитно-денежной политики могут подразделяться на первичные, промежуточные и тактические. На рисунке 1 это продемонстрировано.

 

Рисунок 1 - Цели кредитно-денежной политики

Кредитно-денежная политика осуществляется Центральным банком страны.

Эффективность кредитно-денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно-денежного регулирования.

Основными общими инструментами кредитно-денежной политики являются:

-    установление обязательной нормы резервирования;

-    регулирование официальной учетной ставки;

-    операции на открытом рынке;

-    административные меры.

Политика учетной ставки (дисконтная политика) выражается в регулировании ставки переучета в Центральном банке векселей (письменных обязательств должников уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок в установленном месте), поступивших от коммерческих банков. Те же, в свою очередь, получают векселя от промышленных, торговых и прочих компаний. При определении своего ссудного процента коммерческие банки ориентируются на учетную ставку Центрального Банка.

Изменение величины учетной ставки зависит от состояния экономический конъюнктуры: в условиях спада ставка понижается и кредит расширяется, а при подъеме и угрозе перегрева экономики (то есть угрозы выхода производства за пределы платежеспособного спроса на рынке) ставка повышается, а объем кредитования сокращается.

Согласно системе обязательных резервов, коммерческие банки обязаны хранить определенную часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах Центрального банка. Величина резервов устанавливается ЦБ в отношении депозитов коммерческих банков и колеблется от 5 до 20%. Как и учетная ставка, размер резервов регулируется в зависимости от экономической конъюнктуры. При экономическом подъеме рост нормы резервов ограничивает кредитные возможности коммерческих банков и, следовательно, их кредитную экспансию. Снижение нормы резервов при экономическом спаде означает расширение кредитных ресурсов банков и объема их кредитных операций, главным объектом регулирования нормы обязательных резервов являются коммерческие банки, а другие институты обычно следуют процентной политике коммерческих банков.

Регулирование денежной массы с помощью операций на открытом рынке выражается в купле-продаже государственных облигаций кредитнобанковскими учреждениями. Продавая облигации на открытом рынке, ЦБ таким образом уменьшает кредитные ресурсы коммерческих банков и других кредитных институтов. Эти операции ЦБ уменьшают предложение кредита банками и, следовательно, способствуют повышению процентных ставок на рынке. И наоборот, скупая часть таких ценных бумаг, Центральный Банк расширяет кредитные ресурсы коммерческих банков и других кредитных учреждений.

Прямое административное воздействие государства на кредитнобанковскую систему является одним из основных средств кредитно-денежного регулирования, осуществляемого Центральным банком. На практике оно находит выражение в прямых предписаниях кредитным учреждениям в форме различных директив, инструкций, а также применения санкций. Эти меры в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки.

Центральный Банк контролирует деятельность коммерческих банков (особенно сомнительные операции), проводит регулярные ревизии кредитных учреждений. Большое значение в кредитном регулировании имеет законодательная и нормативная практика, осуществляемая органами государственной власти - парламентом, правительством, местной администрацией.

С кредитным регулированием тесно связано регулирование наличноденежной массы в обращении, также осуществляемое Центральным Банком. Его политика в этой области тесно увязывается с вышеперечисленными четырьмя способами кредитного регулирования, а следовательно, сферы обращения кредитных (депозитных) денег. Между кредитным регулированием и регулированием массы денег в обращении существуют сложные взаимосвязи. Например, если Центральный банк осуществляет активные операции по продаже ценных бумаг, то это действие приводит к сокращению предложения депозитных денег, и наоборот, покупка таких бумаг равносильна расширению депозитной части денежной массы в обращении. Аналогично влияние и процентной политики Центрального Банка, и системы обязательных резервов. Современная макроэкономическая теория включает в себя несколько конкурирующих между собой концепций, пытающихся объяснить механизм функционирования рыночной системы и дать рекомендации по управлению народным хозяйством, в том числе и в сфере денежно-кредитных отношений.

 

1.2 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики  различными экономическими школами

 

Неоклассическая школа 
          

 Экономисты классической (неоклассической) школы последней  трети XIX — начала XX в. свято верили  в эффективную саморегулирующуюся  и саморазвивающуюся рыночную  экономику, отрицали необходимость  широкомасштабного государственного  вмешательства в экономические  процессы, а деньги рассматривали  лишь как оболочку для номинального  выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции  и пр.          

 Они считали, что реальный  объем производства определяется  имеющимися у общества основными  факторами производства: трудовыми  ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися лишь в долгосрочном  периоде. В частности, многие экономисты  этой школы полагали, что объем  производства и скорость обращения  денег имеют тенденцию стремиться  к естественному уровню и не  зависят от воздействия денег  и денежной политики. Изменение  количества денег в экономике  способно оказать влияние лишь  на уровень внутренних цен.                               

 Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение  номинального количества денег  вызовет лишь пропорциональное  изменение абсолютного уровня  цен. Поэтому они делали вывод  о неэффективности денежной политики  и призывали правительство заботиться  прежде всего о сбалансированном  государственном бюджете, не допуская  его дефицита.         

 Мировой экономический  кризис 1929-—1933 гг. поставил под сомнение  основные положения неоклассической  теории, которая фактически исключала  возможность затяжных кризисов  и вынужденной безработицы в  рыночной экономике. Он обнаружил  также, что классическая количественная  теория денег и цен, оперирующая  на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить  проблемы, вызванные кризисом. Для  борьбы с безработицей правительства  США. Великобритании и других  развитых государств стали использовать  меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную  неоклассическую доктрину.

 

Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования 
        

 Наиболее известным  теоретическим обоснованием широкомасштабного  государственного вмешательства в рыночную экономику стала книга Дж. Кей-нса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел настоящую революцию в макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.              

 Новая экономическая  теория исходила из того, что  современная рыночная экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние  равенства совокупного спроса  и совокупного предложения, при  котором фактический выпуск продукции  оказывается гораздо ниже потенциального  и значительная часть рабочей  силы состоит из вынужденно  безработных.             

 В отличие от классиков  Дж. Кейнс считал, что экономика  надолго может "застрять" в  ситуации низкого выпуска и  хронической безработицы, поскольку  вследствие негибкости цен и  заработной платы отсутствует  механизм, посредством которого  быстро восстанавливалась бы  полная занятость и обеспечивалось  полное использование производственных  мощностей.          

 Причину попадания  экономики в ловушку равновесия  в условиях неполной занятости  Дж. Кейнс видел в недостаточном  совокупном спросе и считал, что  правительство может воздействовать  на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики  для изменения совокупного спроса.               

 В кейнсианской теории  совокупного спроса решающее  значение отводится инвестиционному  спросу. Колебания в инвестициях  вследствие действия эффекта  мультипликатора вызовут большие  изменения в производстве и  занятости. Среди важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций  в экономике, Дж. Кейнс выделяет  процентную ставку, поскольку последняя  представляет собой издержки  получения кредита для финансирования  инвестиционных проектов. Рост процентной  ставки при прочих равных условиях  будет уменьшать уровень планируемых  инвестиций, а следовательно, будут  падать объем производства и  занятость.           

 Кейнс рассматривал  спрос на деньги как функцию  двух переменных величин: номинального  национального дохода и процентной  ставки, потому что считал, что  совокупный спрос на деньги  включает два элемента. Первый  элемент - трансакционный спрос, или  спрос на деньги как средство  обращения, т.е. спрос на деньги  для сделок, покупки товаров и  услуг. Он учитывает трансакционный  мотив, когда деньги нужны для  осуществления запланированных  расходов, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость  иметь деньги для возможности  реализовать неожиданные потребности. Трансакционный спрос зависит  от уровня национального дохода: чем больше номинальный национальный  доход, тем выше уровень расходов, так как люди вступают в  большое число сделок и им  необходимо иметь больше ликвидных  средств.             

Информация о работе Кредитно-денежная политика России