Ледниковый период для монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 14:26, статья

Краткое описание

Монополия – крайний случай несовершенной конкуренции, различают три определения:
-это рыночная структура, когда имеется только один продавец и множество разрозненных покупателей
-это исключительное право кого-то что-то производить или чем-то торговать
-это непосредственно самая крупная фирма, господствующая в отрасли
Под давлением нарастающего кризиса в экономике правительство приняло решение о заморозке тарифов! В 2014 г. установят нулевой рост цен на услуги ЖКХ, электроэнергию, газ, почтовые услуги и грузовые перевозки! В следующие два года расценки обещают повышать скромно – по формуле «инфляция минус 30%». Подарок такой щедрый, что даже не верится.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 23.64 Кб (Скачать файл)

Ледниковый период для монополий

№ 39 (381) от 10 октября 2013 [«Аргументы Недели», Константин ГУРДИН ]

 

Монополия – крайний случай несовершенной конкуренции, различают три определения:

-это рыночная структура, когда имеется только один продавец и множество разрозненных покупателей

-это исключительное право кого-то что-то производить или чем-то торговать

-это непосредственно самая крупная фирма, господствующая в отрасли

 

Под давлением нарастающего кризиса в экономике правительство приняло решение о заморозке тарифов! В 2014 г. установят нулевой рост цен на услуги ЖКХ, электроэнергию, газ, почтовые услуги и грузовые перевозки! В следующие два года расценки обещают повышать скромно – по формуле «инфляция минус 30%». Подарок такой щедрый, что даже не верится.

 

Эффект пружины

Идею заморозить тарифы продвигает новый глава Мин-эконом-развития А. Улюкаев. С весны экономика на спаде, министр не видит других способов вернуть рост. В принципе идея давно витала в коридорах власти, но тут её активно поддержал первый зампремьера И. Шувалов. По словам близких к Кремлю источников, на совещаниях с Д. Медведевым на пару с г-ном Улюкаевым он постоянно твердит о всеобъемлющей пользе радикального урезания аппетитов естественных монополий.

Обработка премьера идёт с июля вроде он давно готов поставить закорючку на соответствующем указе. Вроде бы решение собираются приурочить к осеннему принятию проекта федерального бюджета. Есть два варианта плана. По первому – в 2014 г. расценки на газ, электричество и железнодорожные перевозки будут заморожены полностью. И для населения, и для промышленности. Во второй редакции: в 2014 г. для населения тарифы всё-таки поднимутся. Но до 2017 г. ежегодный плановый рост будет на треть ниже инфляции. На практике это значит: цены в коммунальных платёжках увеличатся на щадящие 4–5%вместо ожидавшихся 12–18%.

Первая реакция экспертов была бурной. Суть большинства комментариев сводится к короткой фразе: давно пора! «Но почему хотят ущемить население? Да и год заморозки тарифов – мало. Лучше установить срок в пять лет», – говорит старший научный сотрудник Института экономики РАН, один из авторов Стратегии-2020, профессор Валерий Свиридов.

По мнению профессора Валерия Свиридова, гос-монополии – самая отсталая часть экономики. При этом, когда в кризис все вокруг затягивают пояса, они продолжают жиреть. Инвестиционные программы монополий, на которые как на священную корову ссылаются их руководители, непрозрачны до такой степени, что невозможно оценить ни отдачу от них, ни влияние на экономику. «При этом, кто считал потери угольщиков, металлургов и пр., когда целые отрасли оказались на грани развала из-за роста тарифов? С 2007 года цены на арматуру выросли на 7%, хотя электричество и газ подорожали более чем на 100%», – напоминает учёный.

Общее мнение: решение назрело давно. Предыдущий ледниковый период для монополий закончился 13 лет назад. В 1999 г. правительство решилось на полную заморозку тарифов. Тогда это сильно помогло экономике. Зато потом монополии отыгрались! С 2001 г. по части роста тарифов население, мягко говоря, не щадили. Вот цифры Росстата: с 2000 г. тарифы на коммунальные услуги в среднем по стране выросли в 15 раз.

Каждый год их повышали от души: в 2001 г. коммуналка подорожала на 47%, в 2002 г. – на62%, в 2005 г. – на 35%. Даже кризис осени 2008 г. не остановил круто разогнавшуюся тарифную центрифугу. Расценки на газ, свет, воду и т.д. шли вверх, в разы опережая инфляцию. Власти опомнились слишком поздно. В 2011 г. В. Путин обещал ограничить рост коммуналки на уровень инфляции. А в декабре 2008 г. Госдума отменила постановление, по которому решение о предельном уровне роста тарифов ЖКХ переложили на регионы. Тогда получается, что местным бюджетам приходится субсидировать коммуналку. Поэтому региональные администрации заинтересованы поднять расценки как можно выше, чтобы сэкономить на расходах.

Всё это не помогло. В 2010 г. газ подорожал на феноменальные 28%. Хотя инфляция была 8%! Не стал исключением нынешний год. В 2013 г. в целом по экономике цены выросли на 6%. При этом тарифы на газ увеличились на 15%, на свет – на 12–15%, на грузовые перевозки – на 7%.

 

Краплёные карты 

По расчётам, в 2014 г. заморозка тарифов уменьшит инфляцию на 1,5%. В первый год это позволит предприятиям сэкономить 150 млрд. рублей. За три ближайших года сбережёт промышленности 500–550 миллиардов. «Основной эффект от ограничения роста тарифов получат : добывающая промышленность, металлургический комплекс, производители удобрений. Также сильно выиграют такие отрасли, как угольщики, производители строительных материалов»

 

Но на другом полюсе – интересы естественных монополий. За три года они потеряют примерно1 трлн. руб. выручки! Больше всех потеряет «Газпром» – его годовая выручка рухнет на510 млрд. рублей. Сумма невероятная. Даже десятая доля таких потерь была бы достаточной причиной, чтобы задействовать все мыслимые лоббистские возможности.( сплоченность или согласованность действий отдельных элементов структуры) Наверху монополистов естественным образом поддержали профильные ведомства: Мин-регион и Мин-энерго. Сразу видно, чьи интересы кому близки.

 

Естественно, монополии крупно передёргивают карты. Нужно обратить внимание, что речь о заморозке тарифов на один год. Но все монополии почему-то оглашают потери за три года. От них они рассчитывают сокращение инвестиций и штатов. При этом к каждой регулируемой монополии необходим отдельный подход, ситуация у всех разная», – отмечает эксперт Института проблем естественных монополий Аркадий Шафран.

 

 

 

Триллионные потери

Бороться с монополиями в РФ очень непросто, уж высоко простирается их влияние. Но можно детально подсчитать урон и прикинуть возможную выгоду. Какие суммы на кону, сколько переплачивают монополиям потребители. Об этом рассказывает директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Светлана АВДАШЕВА:

- Слабая конкуренция наносит  экономике множественный урон. Проблема  не только в завышении цен. Дополнительные потери возникают из-за того,что у компаний пропадают стимулы для внедрения самых эффективных технологий производства, для снижения издержек. Скажем, для сектора коммунальных услуг США потери, связанные с такой неэффективностью, оценены в 60% от выручки предприятий отрасли. Если переложить на экономику России, взяв только естественные монополии( одна фирма,которая может обеспечить весь спрос на какой-либо товар с меньшими средними издержками), и посчитать 6–10% от их выручки.

Отобрали несколько отраслей: газовую, сектор грузовых перевозок, строительство и фармацевтическую. Результаты такие. Потери российской экономики от монополизма ОАО «Газпром»: 0,4% годового ВВП, или 200 млрд. рублей. Это только один сектор. Дальше – грузовые перевозки. Несмотря на реформирование отрасли, проблемы с конкуренцией сохраняются. Дочерние и зависимые общества грузоперевозчиков благополучно поделили рынок. Они доминируют, каждый в своём сегменте. Потери экономики от монополизма в этом секторе – 0,84% ВВП. Это 450 млрд. рублей.

Следующий пункт – строительство, сектор большой социальной значимости. Как показывает анализ, недостаток конкуренции здесь связан не столько с доминированием конкретных застройщиков, сколько с высокими административными барьерами для входа в отрасль. 25–33% себестоимости строительства в России – издержки, связанные с преодолением административных барьеров. Если их убрать, экономия составит от 100 до 300 млрд. рублей.

Фармацевтическая отрасль – самая маленькая из четырёх. Но одна из самых социально значимых. Очень запутана система вывода лекарств на российский рынок. Зарубежные сертификаты не признаются, приходится проводить повторные исследования с участием российских пациентов.

Самый сильный конкурентный эффект создаёт выход на рынок так называемых дженериков. Это лекарственные препараты, идентичные по качеству оригинальным, но не патентованные. Это приводит к снижению цен в два раза, а то и больше. На российский рынок выход дженериков очень сильно затруднён. Как раз теми же самыми регламентами. Это наносит ежегодный ущерб потребителям в 20–22 млрд. рублей. И это только в секторе льготного лекарственного обеспечения и госпитальных закупок. Аптечные продажи мы не считали.

Последняя сфера – ограничение импорта. Не завышен ли в России уровень тарифной защиты? В принципе из 183 стран мы – ближе к последней десятке. Если Россия снизит уровень тарифной защиты, в краткосрочном периоде выиграет приблизительно 1% ВВП, в долгосрочном – 4–5% ВВП. Таков эффект от развития конкуренции.

В итоге были взяты только пять секторов. В сумме потери по ним – порядка 2,5% ВВП. Это один триллион триста миллиардов рублей. Если распространить результаты на остальные сектора экономики, сумма вполне может достигать двузначных цифр в процентах ВВП, т.е это десятки триллионов рублей!

 

Валовой внутренний продукт (ВВП) – стоимость всех произведенных на территории страны в течение года товаров и услуг. В расчет ВВП не входит стоимость сырья, топлива, энергии, кормов и т.д., то есть промежуточных товаров и услуг.

 


Информация о работе Ледниковый период для монополий