Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 14:21, курс лекций
1. Сущность, отличительные признаки категории «финансы». Финансы в системе производственных отношений
Наука о фин – это учение о специфических производ отноше, вызв развитием товарно-ден отнош и существов госуд.
Финансы – специфическая форма производственных отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и формирование на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.
1. Сущность, отличительные признаки категории «финансы». Финансы в системе производственных отношений
Наука о фин – это учение о специфических производ отноше, вызв развитием товарно-ден отнош и существов госуд.
Финансы –
специфическая форма
Для понимания действительной сущности фин и их роли в воспроизводств процессе, необход два основополаг условия:
Рассматривая
финансы в системе
Стоимость создаваемого на предприятии продукта можно представить следующим образом: П = C + V + М,
где П – стоимост оценка производ на предпр продукта; C – стоим средств производ; V – ст-ть рабочей силы; М – прибав продукт.
Обособившаяся от произведенного натурально-вещественного продукта стоимостная часть М в форме чистого дохода получает относительную самостоятельность, из которой образуются доходы, накопления, денежные фонды предприятий. Эта часть стоимости вновь созданного продукта на предприятии составляет суть финансовых отношений и начало действия функций финансов и их воздействия на процесс кругооборота фондов с целью повышения эффективности их использования.
Важной особенностью фин явл их распред и перераспред.
Первичное распред ст-ти продукта выглядит: С + V + М. Однако существует и вторичное ее распределение, когда стоимость прибавочного продукта идет на формирование фондов предприятия, на взаимоотношения с различными уровнями бюджетов и внебюджетными фондами.
2. Финансовые ресурсы и капитал предприятия: понятие, подходы и классификации, принципы управления
Финансовые ресурсы – это денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятия и использующиеся для обеспечения его финансово-хозяйственной деятельности и выполнения обязательств перед финансово-кредитной системой.
В начале создания
каждый субъект должен обладать определенной
суммой денежных средств, объем которых
должен соответствовать нормативно-
Кроме этого предпр должно располагать свободными наличн и безнал ден ср-вами для выполн первонач фин обязат.
Первоначально фин ресурсы образ из след источников:
Для функционир предприятия гл место в структуре фин ресурсов занимает выр от реализ продукции и др доходы предпр.
Финансовые ресурсы разнообразны по своему составу, и потому их структурируют, разделяя по классифик признакам:
Основным источником информации о наличии и размещении фин ресурсов предприятия является бухгалтерский баланс.
Фин ресурсы, котор предназ для развития производо-торг процес и приносят в обоз буд дополн доходы, сост капит предпр.
Капитал – это ст-ть, которая воспроизводит новую ст-ть.
Принципы управления фин ресурсами на предприятии:
3. Доходы организации: понятие, состав.
Доход – это приращение эк выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов и уменьшения обязательств.
Выручка – это поступления эк выгод в ходе обычной деятельности компании за определенный период. В ее состав могут включаться как денежные, так и неденежные поступления, поэтому доход больше выручки.
Поступившие за определенный период денежные средства или иное имущество образуют доход организации, увеличивая ее активы. Однако существуют такие операции, которые увеличивают активы на определенный период времени, но доходами не являются. Они приводят к увеличению средств на расчетном счете, но не влияют на доходы организации, т.к. принадлежат третьим лицам и не способствуют увеличению собственных источников средств предприятия. Вместе с тем не всякое увеличение источников собственных средств является следствием роста доходов. Например, если собственник вкладывает дополнительно средства в уставный фонд, то источники собственных средств организации увеличиваются, но доходом это не является.
Вид дохода зависит от характера и условий получения, а также направления деятельности предприятия. Существуют следующие виды доходов: доходы по видам деятельности и прочие поступления, к которым относятся операционные и внереализационные доходы.
Доходы предприятия формируются в результате деятельности по трем направлениям:
4. Выручка от реализации: понятие, состав, значение. Факторы, влияющие на реализацию.
Выручка от реализации – это денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие к получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договором. Указанные хозяйственные операции учитываются в бух учете на счете 90 «Реализация», отраж выр от реализ тов, продукц, раб, услуг и с/с реализ товаров, продукции, работ по:
Величина выручки от реализации определяется также с учетом предоставленных организации согласно договору скидок.
Классически в состав выручки от реализации продукции:
Сумма выручки от реализации продукции находится под влиянием спроса на продукцию и потому отличается по сумме от произведенной и отгруженной продукции.
Факторы, влияющ на выручку, раздел на три группы:
Значение выручки в деят предпр выражается в следующем:
5. Методы планирования выручки
В современных условиях выручка от реализации опред и планируется исходя из объемов заказов, согласуя этот заказ с производственными мощностями предприятия и учитывая условия реализации в предплановом периоде.
При планир выручки в основном используют два метода:
1)Метод прямого счета основан на гарантир спросе и использ, если на предпр выпускают небольш кол-во прод в номенклатур и ассортимент разрезе. Суть метода – выручка планируется по каждому изделию отдельно по след формуле: В = Р·Ц , где Р – объем сопоставимой реализ прод; Ц–цена ед реализ проду.
2)Расчетный метод применяется на крупных предприятиях, выпускающих большой ассортимент и номенклатуру продукции. Объем выручки планируется на основе объема реализуемой прод с корректир на остатки нереализов прод на начало и конец планируемого периода. В = Он + ТП - Ок , где ТП – товарная прод;
Он ,Ок – остатки готовой продукции на начало и на конец периода.
При планировании остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода предприятие не имеет исчерпывающих данных о фактической величине остатков, поэтому в расчет принимаются ожидаемые остатки нереализованной продукции. Их стоимость в ценах реализации определяется с помощью коэффициентов перевода остатков готовой продукции из производственной себестоимости в отпускные цены.
Коэффициенты перевода исчисляются для остатков на начало и на конец периода по след методике:
;
;
В = Кон · Он + ТП - Кок · Ок .
Для планир
выручки также может использ ма
6. Общий порядок распределения и использования выручки от реализации продукции
Если поступление выручки на счета предприятия представляет собой завершение кругооборота средств, то ее использование – как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов. На этой стадии формируется доходная часть бюджетов разных уровней и обеспечиваются тем самым общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы предприятия.
Выручка, поступившая на счета предприятия, используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ основных фондов и нематериальных активов, формируется прибыль предприятия.
7. Взаимосвязь выручки и цены на продукцию. Методы формирования цен
Выручка от реализации продукции отождествляется с отпускной ценой предприятия. Процесс формирования отпускных цен на предприятии в различных отраслях имеет некоторые отличия, но в принципе аналогичен и сводится к расчету на основе показателей себестоимости и прибыли, налогов и отчислений, включаемых в отпускную цену.
Отпускная цена может формироваться двумя методами:
1) прямой метод;
2) обратный метод.
Метод прямой калькуляции заключается в том, что цена рассчитывается как сумма отдельно исчисляемых составляющих: себестоимость, прибыль, косвенные налоги и отчисления. Последовательность расчетов отпускной цены при использовании метода прямой калькуляции заключается в следующем: