Лидерство в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Лидерство – это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета; это проявление индивидом его способности, личностных качеств в поведения, соответствующим роли лидера.

Вложенные файлы: 1 файл

Лидерство.docx

— 35.36 Кб (Скачать файл)

Лидерство – это способность  формировать коллектив и вести  его к намеченным целям на основе личного авторитета; это проявление индивидом его способности, личностных качеств в поведения, соответствующим  роли лидера.

 

Лидерство в организации - процесс, связанный с деятельностью лидера - авторитетного члена организации, обладающего юридической и/или  фактической властью в группе, организации.

 

Лидер - авторитарный член группы, личностное влияние которого позволяет ему  играть главную роль в деятельности группы. Его авторитет базируется на признании коллективом, группой  его деловых и личностных качеств. Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих  организаторских способностей. Лидер  не только направляет и ведет своих  последователей, но и хочет вести  их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Влияние неформального лидера на результаты работы организации может  быть более значимым, чем влияние  формального лидера, не располагающего качествами, необходимыми для успешного  управления людьми. Оптимальным вариантом  для организации является, когда  руководитель коллектива выполняет  одновременно роли и формального, и  неформального лидера.

 

Основные качества лидера: владение интеллектом и знаниями; впечатляющая внешность; честность; владение смыслом; инициативность высшей степени; высокая  степень уверенности в себе; высокая  работоспособность.

 

Лидер в организации выполняет  следующие функции:

 

- постановка цели перед другими  участниками совместной деятельности;

 

- нахождение средств для цели достижения;

 

- мотивация побуждения к определенному  типу поведения или модификация  их поведения;

 

- соорганизация - ориентирование усилий на достижение целей;

 

- формирование единых способов  восприятия реальности и норм  организационной культуры.

 

Различают следующие виды лидерства.

 

1. Лидерство на основе власти, силы (должности). Присутствуют: отношения  неравенства, давление на подчиненных,  ориентация на достижение целей  лидерства.

 

2. Поведенческая концепция лидерства.  Лидерское поведение - это действия  по координации работы группы (распределение обязанностей, мотивация,  критика).

 

3. Лидерство на основе техники  групповой работы. Лидером признается  тот, у кого есть программа  для всей группы, кто знает как достичь результата при минимальных затратах ресурсов.

 

4. Лидерство как влияние. Лидер  - тот, кто имеет влияние на  других.

 

5. Лидерство по убеждениям. Лидерство  за счет влияния на людей  и их убеждения.

 

6. Лидерство как достижение согласия. Лидер достигает повиновения,  уважения и лояльности сотрудников  путем достижения между ними  согласия, максимальное сотрудничество  при минимальных противоречиях.

 

7. Лидерство как центр всей  деятельности группы. Лидер всегда  является ядром группы. Неформальное  лидерство не признается.

 

Существуют различные теории лидерства. Наиболее известные - теории личностных качеств лидера; поведенческие теории лидерства; теории лидерства, основанные на ситуационном подходе; теории харизматических  качеств лидера.

ЛЕКЦИЯ № 10. Лидерство в организации

1. Природа лидерства и его  основа

 

Любая организация может рассматриваться  с двух сторон: как формальная и  неформальная. В них возникают  два типа отношений: формальные –  должностные, функциональные и неформальные – эмоциональные, психологические. Руководство – это феномен  формальных, официальных отношений, а лидерство – феномен, порожденный  системой неформальных отношений. Руководитель назначается извне, вышестоящим  руководством, получает соответствующие  властные полномочия. Лидер выдвигается  из числа окружающих его людей, равных ему по статусу.

 

Лидерство – тип управленческого  взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к общей цели. Лидерство  характеризует отношения, в основе которых лежит доверие, признание  высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление перенимать положительный  опыт.

 

Согласно Дж. Терри лидерство – это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникативного процесса и направляемое на достижение специфической цели. П. Друкер отмечал, что лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность. Большинство авторов признает, что лидерство означает способность оказывать влияние на людей, группы, направляя их усилия на достижение общих целей.

 

Влияние – это целенаправленное воздействие одного человека на другого, которое изменяет поведение, отношения  этого другого человека.

2. Баланс власти и ее формы

 

Для того чтобы оказывать эффективное  влияние на людей, руководитель должен обладать властью. Власть – это возможность  влиять на других людей, возможность  осуществлять свою деятельность по собственному усмотрению.

 

Власть и влияние являются основой  лидерства, необходимым условием изменения  поведения людей и достижения целей организации. Власть – это  взаимоотношения, взаимозависимость  между участниками управленческого  процесса. Чем больше зависимость  от другого человека, тем больше власть данного человека. Политолог  Роберт Дол объясняет эти взаимоотношения  следующим образом: «А имеет власть над В до такой степени, при которой он может заставить его делать то, что В не сделал бы в других случаях».[5] Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение чьих-то потребностей, желаний.

 

В современных организациях должен существовать баланс власти, так как  подчиненные тоже обладают властью  над руководителями. Руководители зависят  от подчиненных в таких вопросах, как предоставление достоверной  и своевременной информации, качественное выполнение заданий, поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, неформальные контакты с людьми в  других подразделениях, чья поддержка  необходима руководителю, способность  влиять на своих коллег, сотрудничество. Поскольку подчиненные тоже обладают властью, руководители не должны злоупотреблять своей властью, ибо подчиненные  могут в ответ продемонстрировать свою власть. Подчиненные не должны переживать чувство безысходности, ненужности, полной зависимости от воли руководителя: это ведет к  сопротивлению, непокорности, разрушает  благоприятный климат в коллективе, снижает эффективность организации.

 

Эффективный руководитель старается  поддерживать баланс власти, а свою власть никогда не будет осуществлять в жесткой, приказной, ожидающей  подчинения манере. Лидер может влиять на поведение других людей без  опоры на силу, принуждение.

 

Власть может принимать разнообразные  формы. В управленческой литературе выделяют восемь основных форм власти.

 

Власть, основанная на принуждении, предполагает влияние через страх, через угрозу удовлетворению потребностей человека. При этом менеджер использует различные  формы наказания: намек на увольнение, лишение каких-то полномочий, блокирование продвижения по службе, понижение  в должности, выговор, штраф. Есть и  более изощренные формы использования  страха и принуждения: вскользь брошенное  замечание, которое ранит самолюбие, предоставление отпуска в неудобное  время, сравнение с другими сотрудниками, которые лучше справляются с  заданиями. Это подчеркивает низкую оценку работника, неуважение его со стороны руководителя и необходимость работать более напряженно.

 

Но принуждение, страх редко  приводят к желаемым результатам, хотя могут приносить временные улучшения. Страх ограничивает инициативу, творчество, снижает удовлетворенность работой, порождает отчуждение, сопротивление, месть.

 

Власть вознаграждения основана на возможности руководителя обеспечить то, что люди хотели бы иметь. Это  один из самых древних и широко используемых способов влияния на людей. Если работники согласны принять  вознаграждение (благодарность, признание, премию, повышение заработной платы, назначение на хорошую должность, дополнительный отпуск, отдельный кабинет и т. д.), то они будут подчиняться приказам, требованиям и указаниям. Трудность  в том, чтобы верно определить вознаграждение для каждого сотрудника. Деньги и более престижная должность  производят впечатление не на каждого  человека и могут не повлиять на его поведение.

 

Легитимная (законная, традиционная) власть основана на готовности подчиненными признать власть руководителя в силу занимаемой им должности. Люди реагируют не на человека, а на должность, служебное положение руководителя. Они осознают необходимость подчинения начальству, поддержания дисциплины, соблюдения норм, правил, традиций организации. Это повышает ее стабильность, предсказуемость, так как она не зависит от способностей конкретного человека.

 

Подчиненные играют главную роль в  реализации легитимной власти. Они  подчиняются в том случае, если убеждены в законности приказов. Пределы  легитимной власти ограничиваются такими факторами, как культура, обычаи и  система ценностей, характерными для  организации. Взамен подчиненные получают ощущение принадлежности к социальной группе, защищенности. Влияние через  традиции, должностные полномочия может  значительно упростить процесс  принятия решений. В организации, где  традиции очень сильны, а часто  прописаны в форме «заповедей», принципов, точно определено, «что такое  хорошо и что такое плохо».

 

Опасность влияния через традиции связана с возможностью не заметить новое, а порой – сопротивления  переменам, что приводит к тому, что  организация не успевает вписаться  в меняющееся окружение. Кроме того, традиции лучше влияют на людей, мотивированных защищенностью и принадлежностью. А у современного персонала на первый план выходят потребности  в уважении, успехе, самореализации.

 

Власть информации базируется на возможности  доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния  на других людей. Координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью делают человека властным. Такой властью обладают не только люди, занимающие определенные должности, но и их помощники, секретари.

 

Власть примера, референтная власть основана на харизме, свойственной личным качествам или стилю поведения человека. «Харизма» – термин, используемый для описания притягательных черт характера некоторых людей. Многие люди попадают под влияние определенного лица в силу его особенных личностных качеств. Обаяние этого лица (харизма) является основой референтной власти. Человек, обладающий харизмой, вызывает восхищение, желание подражать ему, он служит примером для других, идеалом, кумиром, непререкаемым авторитетом.

 

Власть эксперта осуществляется через  влияние на поведение подчиненных  посредством специализированных знаний руководителя, высокого образовательного уровня, опыта, таланта, навыков. Экспертная власть не связана жестко с должностью. Ее уровень определяется уровнем  компетентности руководителя, специалиста, а может быть, и исполнителя. Принимая на веру мнение подчиненного, которого руководитель считает экспертом  в своей области, руководитель экономит время, а также, что более важно, формирует благоприятную деловую  атмосферу.

 

Но надо иметь в виду, что формирование разумной веры потребует определенного  времени, она менее устойчива, чем  вера слепая (основанная на харизме), и в некоторых случаях разумная вера может привести к принятию менее эффективных решений. Такое возможно, когда подчиненные, считая руководителя экспертом, не высказывают своего мнения, не делятся информацией, сомнениями и идеями.

 

Во многих современных организациях, где подчиненные имеют высокий  образовательный уровень, ликвидирован интеллектуальный разрыв между ними и руководителями. В этих условиях становится трудно осуществлять влияние  в перечисленных формах власти. Возникает  необходимость сотрудничества со стороны  подчиненных.

 

К такому сотрудничеству побуждают  две современные формы влияния  – убеждение и участие.

 

Власть, основанная на убеждении –  это влияние через активную передачу своей точки зрения. Оно может  быть основано на примере, харизме, власти эксперта. Но здесь исполнитель понимает, что он делает и почему.

 

Власть построена на признании  руководителем зависимости от исполнителя, его компетентности, на передаче ему  части власти. Причем руководитель увеличивает свою власть, передавая  ее подчиненному.

 

Слабыми сторонами убеждения являются медленное воздействие, неопределенность, одноразовость действия.

 

Власть, основанная на участии в  принятии решений, предполагает еще  большее, чем в случае убеждения, признание власти исполнителей.

 

Современная практика управления фактически исключает принятие решений одним  человеком, поэтому на конкретное решение  могут влиять не только руководители. Они не навязывают своей точки  зрения, а создают условия для  свободного обмена информацией. Эта  форма влияния предполагает готовность руководителя поступиться своими полномочиями и наличие у подчиненных потребностей высшего уровня: в успехе, уважении, росте, самовыражении, власти.

3. Эффективный стиль лидерства:  подход с позиций личных качеств;  поведенческий и ситуационный  подходы

 

Эффективный руководитель знает и  использует в зависимости от ситуации все формы власти. Кроме того, очень важен стиль его поведения  с подчиненными.

Информация о работе Лидерство в организации