Логистика транспортно-экспедиционного обслуживания внешнеторговых перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

В России транспортно-экспедиционные организации быстро развиваются в ответ на требования рынка. Однако, ввиду отсутствия необходимой научно-методической базы по регулированию качества оказываемых услуг, уровень предлагаемого ими сервиса не соответствует мировым стандартам. Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) в нашей стране в большинстве случаев не является комплексным: транспортные, погрузочно-разгрузочные и другие экспедиционные виды работ разбиваются на самостоятельные операции, выполняемые разрозненными организациями.

Вложенные файлы: 1 файл

Логистика транспортно-экспедиционного обслуживания внешнеторговых перевозок..docx

— 163.74 Кб (Скачать файл)

 

Введение:

        В настоящее время в условиях углубления международного разделения труда и интеграции мирового хозяйства существенное значение приобретает транспортное обеспечение внешней торговли, и транспортно-экспедиционные организации, в свою очередь, призваны выполнять организующую функцию создания стройной и гибкой транспортно-логистической цепи доставки товара до потребителя.  
        В России транспортно-экспедиционные организации быстро развиваются в ответ на требования рынка. Однако, ввиду отсутствия необходимой научно-методической базы по регулированию качества оказываемых услуг, уровень предлагаемого ими сервиса не соответствует мировым стандартам. Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) в нашей стране в большинстве случаев не является комплексным: транспортные, погрузочно-разгрузочные и другие экспедиционные виды работ разбиваются на самостоятельные операции, выполняемые разрозненными организациями. Создание транспортно-экспедиционных организаций приняло в основном одностороннюю направленность в виде продажи и перепродажи фрахта, что привело к искажению понятия "транспортно-экспедиционное обслуживание".  
        В то же время, транспортно-экспедиционное обслуживание все более оценивается не столько стоимостью, сколько его качеством. Заказчики перевозок стали очень требовательными, поэтому выживание на экспедиторском рынке возможно лишь при условии предоставления высококачественной услуги, комплексности обслуживания, гибкости реакции на меняющиеся запросы рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ  ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫХ УСЛУГ

        По мере углубления международного разделения труда и интеграции национальных экономик в мировую экономику существенное значение приобретает согласованное взаимодействие с различными взаимосвязанными элементами рыночной инфраструктуры национальных комплексов отдельных стран в рамках международной производственной, торговой, научно-технической и социальной структур. К таким элементам международной рыночной инфраструктуры можно отнести совокупность межнациональных транспортных систем, систем связи и информации, банковских, торговых, таможенных союзов, различных международных фондов, транснациональных компаний, объединений и фирм, обслуживающих внешнеэкономические связи стран, международное производственно-кооперационное, торгово-экономическое, научно-техническое сотрудничество и общение субъектов рынка. Перенасыщение рынка, диктат потребителя на рынке и жесткая конкуренция вызывают серьезные затруднения у производителей, торговых и сбытовых предприятий в реализации товаров. Для сохранения объемов продаж производители и торговые фирмы вынуждены идти на расширение сбыта за счет выхода на рынки, расположенные в других регионах. И хотя интеграция мирового хозяйства и ориентация политики внешней торговли стран на свободную торговлю значительно упрощают эту задачу, встает вопрос о том, как быстро и эффективно, с наименьшими затратами, поставить товар на рынок. 
        Сегодня на мировом рынке процесс доставки товаров сопряжен с процессом выполнения (помимо "чистой" перевозки) целого ряда работ, операций и услуг, комплекс которых обеспечит эффективное распределение товаров. И именно транспортно-экспедиционные предприятия призваны осуществить задачу такого распределения. Под экспедиционной услугой следует понимать сопутствующие перевозочному процессу операции или работы. Эти операции включают доставку материалов, складирование и хранение, упаковку и агрегирование, а также перевозку любым видом транспорта. 
        Сюда входят также сопряженные операции, такие, как фрахтование судов и расчеты по фрахту, расчетные операции по внешнеторговым контрактам, телексная информация, консультации по расчетным и экспедиторским операциям, таможенное декларирование грузов, выбор маршрута, разработка графика движения и техническое обслуживание транспортных средств, оформление транспортных документов, прием, сдача груза, погрузочно-разгрузочные работы, подъем (спуск) грузов на этажи, информирование заказчика о поступлении в его адрес груза и т.п. Целью этих операций является ликвидация территориального разрыва между производством и потребителем. Они обеспечивают надежную доставку грузов от места производства к местам потребления, перевозку, которая обеспечивает сохранность их потребительских качеств в те места, где они требуются, и тогда, когда они требуются. 
        Проблема выбора оптимального варианта транспортно-экспедиционных услуг с особой остротой встает на рынке смешанной, междугородной и международной доставки товаров. И прежде всего в тех ситуациях, когда услуги, например, перевозчика или складского терминала хотя и нужны покупателю, но сами по себе в отдельности не представляют ценности для потребителей. И только экспедиторы, объединив эти услуги, выставляют на продажу систему услуг, которая в состоянии удовлетворить реальные потребности покупателя. 
        К тому же для фирм, нерегулярно занимающихся экспортно-импортными поставками, нецелесообразно создавать собственные службы, которые занимались бы всей транспортной работой: 
проработкой транспортных условий контракта в части выбора наиболее     оптимального маршрута перевозки и транспортных средств; 
изучением конъюнктуры мирового транспортного "рынка; 
контролем за хранением и перевалкой грузов в портах и на пограничных переходах."  
        Вся эта работа требует специальных знаний, большого практического опыта и при большой удаленности от портов и пограничных переходах очень дорогостояща. 
        Эту работу выгодно поручить специальным транспортно-экспедиторским предприятиям (ТЭП), которые могут предоставить "большой комплекс услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию (ТЭО) грузов. 
        ТЭП, регулярно представляя большое количество грузов, пользуются скидкой за фрахт судов и других транспортных средств, что уменьшает фрахтовые расходы и затраты клиентов. 
        Этим компенсируется стоимость услуг ТЭП для экспортеров и импортеров. 
        Транспортное обслуживание определяется как деятельность транспортно-экспедиционных предприятий, связанная с процессом перемещения грузов в пространстве и во времени с предоставлением перевозочных, погрузочно-разгрузочных услуг, услуг страхования и услуг хранения.

        Экспедиционное обслуживание является составной частью процесса движения товара от производителя к потребителю и включает выполнение дополнительных работ и операций, без которых перевозочный процесс не может быть начат в пункте отправления, продолжен и завершен в пункте назначения. При экспедиционном обслуживании предоставляются экспедиционные, коммерческо-правовые и информационно-консультационные услуги. Экспедиционные услуги призваны обеспечить эффективную связь между всеми элементами сложной современной инфраструктуры рынка. На рис.4 показана инфраструктура рынка в системе доставки грузов. 
        Транспортно-экспедиционные предприятия могут выступать своего рода посредниками между организациями и предприятиями такого рода, помогая осуществлять многонациональным компаниям или компаниям, оперирующим на нескольких рынках, эффективную доставку и реализацию их продукции. 
        В процессе осуществления своей производственной деятельности у предприятия может возникнуть потребность в транспортно-экспедиционном обслуживании на следующих этапах организации их деятельности:

материально-техническое  снабжение;

комплектование;

упаковка и пакетирование;

складирование;

учет;

перевозка;

складские операции;

сбыт.

         Материально-техническое снабжение предусматривает приобретение оборудования, сырья и прочих материалов, необходимых для успешного выполнения всех функций фирмы. Материально-техническое снабжение может осуществляться с внутреннего рынка и с внешнего, в обоих случаях необходимо изучение инфраструктуры внутреннего и внешнего рынков, возможностей транспорта, связи, информации, коммуникаций. Ввиду постоянно меняющейся ситуации политика закупок регулярно должна полностью пересматриваться. Для компаний, функционирующих на каком-либо одном рынке, это не представляется затратным. Для многонациональных компаний, оперирующих сразу на нескольких рынках, комплексные исследования каждого из них и выработка общей концепции снабжения будут стоить огромных затрат, в то время, как экспедиционное предприятие, согласно своему комплексному функционированию, обладает всей необходимой информацией и может предложить наиболее эффективную, отвечающую современным требованиям и дешевую схему закупок. 
        Следующий важный комплекс работ транспортно-экспедиционных предприятий - это комплектование, упаковка и пакетирование, в принципе эти операции неразрывны, поэтому эффективно их комплексное выполнение одним предприятием. 
        Предварительная упаковка играет большую роль и сильно упрощает доставку товаров. Их компактность создает основу пакетирования (превращение множества отдельных небольших упаковок в одну большую) и современной механизированной погрузки-выгрузки, а массовая перевозка в контейнерах обеспечивает экономичность перевозок на дальние расстояния. 
        Складирование неотъемлемо от доставки по многим причинам. Товары часто производят сезонно, а потребляют непрерывно. Хорошим примером является зерно и изготовляемый из него хлеб. Другие товары изготовляют круглый год, а потребляют в отдельные моменты времени. Примером являются елочные украшения и фейерверк. Третьи могут быть изготовлены порциями, потому что потребность на какой-либо период может быть заготовлена за несколько дней. Почти каждый продукт может потребовать хранения в продолжении. некоторого времени по соображениям, не зависящим от самого продукта (забастовки, транспортные неурядицы или незначительное временное снижение спора). Складирование может включать много типов экспертизы, часто определяемой как “искусство” торговли. Каждый товар обладает своими специфическими свойствами, своими естественными недостатками, которые можно изменять соответствующей обработкой. 
        Склад существует главным образом как хранилище, где в безопасных условиях находятся грузы, не требуемые в данный момент, но которые понадобятся в будущем. Они, таким образом, сглаживают колебания в потребности и наличии грузов. Эти колебания могут быть вызваны естественными причинами, политическими событиями, коммерческой обстановкой и т.п. Назначение складов может быть сформулировано следующим образом:

для хранения материалов, темпы  производства которых не совпадают  с темпами их расходования;

для хранения готовой продукции, которая не требуется сразу же после изготовления;

для создания запасов на случаи перерывов в производстве;

для содействия организации  потребительских выставок.

Склады существуют во многих пунктах на пути потоков распределения  грузов. Согласно определению, данному  Американской ассоциацией по маркетингу (American Marketing Association), канал распределения  представляет собой “структуру, состоящую  из организационных единиц внутри компании и не принадлежащих ей агентов, посредством  которых товар выводится на рынок”. 
        Через канал распределения проходит целый ряд потоков. Главные из них:

- поток собственности,  относящийся к процессу передачи  титула собственности от одного  члена канала к другому;

- поток “физического распределения”, связанный с физическим перемещением продукции от производителя к потребителю. 
        Графически эти два потока представлены на приведенной схеме (рис.5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поток физического распределения

 

Поток собственности


 

Заводской склад

 

Главная сбытовая контора



Транспорт принадлежащий  компании



Региональный склад

 

Местная сбытовая контора



Транспорт общего пользования



Склад общего пользования



Дистрибъютор




 

Местная доставка

 

Розничная торговая фирма



Потребитель


 

 

Рис. 5

 

 

 

        Взаимоотношения транспортно-экспедиционных фирм (предприятий) с обслуживаемыми предприятиями оформляются договорами, в которых устанавливаются обязательства сторон, виды, объемы и характер выполняемых транспортно-экспедиционных работ, условия расчетов, а также ответственность за невыполнение договоренных обязательств. 
       Выгоды, которые могут получить компании, воспользовавшись услугами транспортно-экспедиционных предприятий:

1. Достигается двоякая  цель: увеличение объема продаж  и обеспечение более высокого  уровня обслуживания потребителя  (определяемого, главным образом  с точки зрения "доступности  продукции").

2. Система транспортно-экспедиционных  услуг, обладающая способностью  быстро реагировать на изменение  рыночной ситуации, в том числе  и на изменение требований  потребителей, может обеспечить  сокращение "цикла обслуживания  потребителя" (времени между подачей  заявки и доставкой продукции)  и, следовательно, снижение запасов  у потребителя. Это дает компании-поставщику  серьезное преимущество перед  конкурентами в борьбе за долю  рынка.

3. Хорошо спроектированная  система доставки грузов способствует  упрочению и закреплению связей  поставщика с потребителями. Это  может быть достигнуто путем  интеграции средств доставки  продукции поставщика со средствами, связанными с ее получением  у потребителя.

4. Разработка более эффективных  методов "физического распределения"  дает существенную экономию издержек. Эту экономию можно распространить  и на потребителя в форме

скидок с оплаты за доставку продукции и др.

5. Внедрение эффективной  системы доставки грузов дает  компании возможность более успешно  и прибыльно конкурировать на  отдаленных рынках.

6. Разработка и внедрение  эффективной системы реализации  продукции, для управления которой  призывается деятельность транспортно-экспедиционного  предприятия, позволяет сотрудникам,  занимающимся маркетингом и сбытом  продукции, сконцентрироваться на  основной для них сфере —  формировании и стимулировании  спроса, что ведет к более успешному  достижению компанией стратегических  целей.

       В современном мире, где главной особенностью производства является специализация, дальние перевозки неизбежны. Вдоль основных торговых маршрутов непрерывно движутся огромные объемы сырья и готовой продукции, подвергаясь воздействиям атмосферных условий, сельскохозяйственных и других вредителей, хищениям. Для учета разного рода воздействий необходимо разрабатывать специальные планы перевозок. План доставки груза должен быть ориентирован на преодоление возможных трудностей. Известно много типов “неопределенностей” - рисков, с которыми сталкиваются транспортно-экспедиционные предприятия при транспортировке грузов. Эти типы риска могут быть разделены на “страхуемый риск” и “не страхуемый риск”. "К страхуемому" относится риск, для которого можно вычислить вероятность, что риск оправдывается, так что может быть предложено приемлемое вознаграждение на тот случай, когда возникнут неблагоприятные условия. "Не страхуемым" называется риск, который не поддается расчету, вследствие чего страховые компании не соглашаются участвовать в создании фонда для выплаты страховых вознаграждений. Даже если риск относится к категории страхуемого, это не означает полное, необходимое покрытие. Перечень неопределенностей при транспортировке груза приведен в нижеследующей таблице. 
       Далее. Планы доставки груза должны быть экономически реалистичны, потому что перевозка через географические и временные границы может оказаться бесполезной, если итоговая цена будет не приемлемой для пользователя. Грузы должны поступить к пользователю не только в необходимых объемах, в нужное место и в нужное время, но и за подходящую цену. Поэтому основной задачей доставки грузов является экономичность совершаемых операций. Для транспортно-экспедиционных предприятий, занимающихся доставкой грузов, важно уметь составлять перспективные планы на основе изучения детальных требований (своих и клиентуры).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                    Неопределенности на транспорте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Неопределенности на транспорте

 

2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ЭКСПЕДИТОРСКОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

      Грузоотправители, грузополучатели и транспортные организации выполняют ряд операций, связанных с перевозками: 
        составление заявок на перевозку груза, приведение его в транспортабельное состояние, маркировку груза, приведение его в транспортабельное состояние, оформление перевозочных документов, погрузку его на подвижной состав, доставку и сопровождение, получение и другие. Эти операции называют транспортно-экспедиционной работой. Для выполнения ее требуются экспедиторы и транспортно-складские рабочие. Иметь каждому учреждению, организации или транспортному предприятию штат этой категории рабочих и служащих невыгодно, так как содержание их дорого обходится. Поэтому целесообразно освободить грузоотправителей, грузополучателей и другие организации от несвойственных им функций или рационально распределить их между транспортными организациями, грузоотправителями и грузополучателями.

Транспортно-экспедиционные операции подразделяют на:

транспортные - перевозка  грузов;

погрузочно-разгрузочные - погрузка грузов на автомобиль, выгрузка, укрупнение партий поставки, подгруппировка груза; экспедиционные - прием, сопровождение, обеспечение сохранности груза, оформление документов и т.п.

В зависимости от сферы  транспортно-экспедиционного обслуживания различают экспедиционные работы комплексные и местные.

        Комплексные экспедиционные работы охватывают все виды транспортно-экспедиционного обслуживания с момента приема груза до сдачи его. К комплексным относятся операции: прием груза к перевозке на складе отправителя, приведение его в транспортабельное состояние, погрузка на транспортные средства, доставка автотранспортом на грузовую станцию железной дороги (порт, пристань), выгрузка с автомобиля и погрузка на другие транспортные средства (вагон, судно), оформление документации, отправка груза, выгрузка в пунктах прибытия груза и доставка груза получателю, сдача груза и оформление необходимой документации, а также производство расчетов за все виды услуг и т.д. 
        Местные экспедиционные работы включают: операции по отправлению груза - прием груза, маркировка и упаковка груза, оформление документации и другие; операции по прибытии груза - контроль за прибытием груза и информация о его прибытии, разгрузка продукции и другие; операции в пути следования груза - обеспечение сохранности груза в пути, перегрузка в пути и другие. 
        Кроме того, к транспортно-экспедиционным операциям относят информацию грузовладельцев о выборе вида транспорта, кратковременное и длительное складское хранение, производство платежей, оформление товарно-транспортных документов и другие операции по договоренности с фузо владельцем. 
        Транспортно-экспедиционную работу выполняют специализированные транспортно-экспедиционные предприятия или фирмы. 
        Транспортно-экспедиционные фирмы занимаются операциями по доставке груза покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других предприятий. Функции транспортно-экспедиционных фирм весьма многообразны. Сюда входят проверка состояния тары, упаковки, маркировки, оформление товаросопроводительных документов, оплата стоимости перевозки по поручению грузовладельца, осуществление погрузочно-разгрузочных работ, хранение, страхование груза, подбор и комплектация мелких отправок, информация грузополучателя о прибытии груза, получение коммерческого акта (если грузу причинен ущерб), осуществление таможенных формальностей, организация контейнерных перевозок, обеспечение грузовых отправок документами карантинного, санитарного и . ветеринарного надзора и т.д. 
          Взаимоотношения транспортно-экспедиционных фирм (организаций) с обслуживаемыми предприятиями оформляются договорами, в которых устанавливаются обязательства сторон, виды, объемы и характер выполняемых транспортно-экспедиционных работ, условия расчетов, а также ответственность за невыполнение принятых обязательств.  
        В зависимости от вида перевозок транспортно-экспедиционные предприятия при заключении договора руководствуются Уставом соответствующего вида транспорта. 
        Как показывают опыт и расчеты, организация транспортно-экспедиционного обслуживания способствует улучшению использования различных видов транспорта во внешнеторговых перевозках, сокращению затрат на 1 тонну перевозимого груза. 
         Порядок и организация транспортно-экспедиционных операций в зависимости от вида перевозки могут быть разные. 
        При прямой автомобильной перевозке транспортно- экспедиционное предприятие берет на себя доставку груза в пункт назначения и полную ответственность за сохранность продукции. При этом оно выполняет ряд операций: принимает груз на складе грузоотправителя, доставляет его грузополучателю, выполняет все операции по прибытии и возвращает грузоотправителю товарно-транспортные документы с распиской грузополучателя о приеме груза.

Информация о работе Логистика транспортно-экспедиционного обслуживания внешнеторговых перевозок