Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:23, реферат
Из вышеприведенных вычислений можно сделать вывод, что правительство применяет сдерживающую фискальную политику за счет снижения государственных закупок и трансфертов и увеличении налогов. Наиболее эффективной фискальной мерой является изменение величины государственных закупок, так как эта величина влияет на совокупный доход прямо, а не косвенно, в отличие от налогов и трансфертов. Мультипликатор государственных закупок больше, поэтому для достижения изменения совокупного дохода приходится производить меньшее изменение государственных закупок, чем налогов или трансфертов в аналогичной ситуации.
2 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ
2.1 Определение равновесного уровня национального дохода (ВВП). Мультипликатор автономных расходов.
Экономику страны характеризуют следующие данные:
Табл. 2.1 Макроэкономические показатели:
Показатели | Значения |
Автономное потребление (Ca) | 90 |
Предельная склонность к потреблению (MPC) | 0,8 |
Автономные инвестиции (Ia) | 80 |
Государственные расходы (G) | 60 |
Автономные налоги (Ta) | 40 |
Ставка процентного налога (t) | 0,1 |
Трансферты (TR) | 50 |
а)определите равновесный уровень дохода.
Определим равновесный уровень дохода:
Y = C + G + I
где С – потребительские расходы – сумма денежных средств, которая расходуется населением на приобретение товаров и услуг;
I – инвестиции (равны Ia - автономным инвестициям);
G – государственные закупки товаров и услуг.
Личные потребительские расходы находим по формуле:
С = Ca+МРС∙(Y-T-Y∙t+TR)
где Ca − автономное потребление;
MPC − предельная склонность к потреблению;
Y− равновесный уровень дохода;
T − автономные налоги;
t − ставка пропорционального налога;
TR – трансферты.
Из формул (2.1) и (2.2) следует:
Y = Ca + MPC(Y – T – Y*t + TR) + G + I
Y= 90 + 0,8(Y – 40 – Y*0,1 + 50) + 60 + 80
Y – 0,72Y = 230 + 8
0,28Y = 238
Y = 850 (млрд.руб)
б) используя данные раздела 1, определите, совпадает ли потенциальный уровень ВВП с равновесным. Если нет, то определите характер разрыва в экономике, и найдите его величину. Покажите ситуацию графически.
Чтобы определить характер разрыва в экономике кратко опишем их:
Если потенциальный объем производства превышает фактический (Y*>Yр), то в экономике имеет место рецессионный разрыв.
Ситуация, при которой фактический объем выпуска превышает выпуск полной занятости (Yр > Y*), называется инфляционным разрывом в экономике.
Y = 850 млрд.руб.
Y* = 690,5 млрд.руб.
В данном случае равновесный уровень дохода не совпадает с потенциальным:
Y > Y*
Т.к. У* < У, то в данном случае имеет место инфляционный разрыв, величина которого находится в виде разницы между совокупным спросом (AD) и совокупным предложением (AS).
Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до не инфляционного уровня полной занятости .
Рис. 2.1 Инфляционный разрыв
Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до не инфляционного уровня полной занятости.
Найдём величину инфляционного разрыва доходов:
∆Y = Y* - Y
∆Y = 690,5 – 850 = -159,5 (млрд.руб.) - инфляционный разрыв доходов.
Рисунок 2.1 – Модель «расходы-доходы» («кейнсианский крест»)
Кейнс показал, что рост расходов ведёт к росту дохода, однако доход возрастает в большей степени, чем вызвавшее его увеличение расходов, т.е. с эффектом мультипликатора.
Мультипликатор автономных расходов (m) – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (сокращается) совокупный доход (выпуск) при увеличении (сокращении) расходов на еденицу.
Найдём величину инфляционного разрыва расходов (∆Ep), используя формулу:
∆Y = ∆Ep • m
где m - мультипликатор автономных расходов
= 3,125
Выразим ∆Ep:
∆Ep = ∆Y/m
∆Ep = - 157,05/3,125 = - 50,256 (млрд.руб.) - инфляционный разрыв расходов.
Для построения графика находим точки пересечения с осями координат.
Y=0:
Е = Са+МРС∙(Y-T-Y∙t+TR)+I+G
Е1 = 100 + 0,8∙(0-110-0+10)+110+100 = 230 (млрд.руб.)
Е1 – кривая планируемых расходов Ep1
Зная, что ∆Ep = Ep2 – Ep1
находим Ep2 .
Ep2 = Ep1 + ∆Ep
Ep2 = 230 - 50,256 = 179,7 (млрд.руб.) – кривая планируемых расходов Ep2.
E=0:
Y1=718,75 (млрд.руб.)
Y2=561,7 (млрд.руб.)
Изобразим инфляционный разрыв графически:
Рис. 2.1 Инфляционный разрыв на конкретном примере
в) определите равновесные величины потребления и сбережений домашних хозяйств.
Из формулы (2.2) находим равновесный уровень потребления:
C = 90 + 0,8(850 – 40 – 0,1*850 + 50) = 710 (млрд.руб.)
Y = C + S => S = Y – C
где S – сбережения домашних хозяйств – часть располагаемого дохода, которая в текущий момент домашними хозяйствами не потребляется.
Находим равновесный уровень сбережений:
S = 850 – 710 = 140 (млрд.руб.)
г) в связи с усилением экономической нестабильности предельная склонность к сбережению домохозяйств увеличивается на 10%, как это повлияет на равновесный ВВП, что произойдет с кривой планируемых расходов? Покажите на графике.
В связи с усилением экономической нестабильности, предельная склонность к сбережениям (MPS) домашних хозяйств увеличилась на 10%. Вычислим, как это повлияло на равновесный ВВП.
MPS – предельная склонность к сбережению – показывает насколько увеличатся сбережения при увеличении дохода на единицу.
Используем формулу:
MPS + MPC = 1
MPS= 1 – 0,8 = 0,2
По условию сказано, что предельная склонность к сбережению домашних хозяйств увеличилась на 10%, то есть
MPS1 = 0,2*1,1 = 0,22;
следовательно, MPC1 = 0,78
Подставим это значение в формулу равновесного уровня ВВП и получим:
Y1 = 90 + 0,78(Y1 – 40 – Y1*0,1 + 50) + 60 + 80
0,298Y1 = 237,8
Y1 = 797,98 (млрд.руб.)
То есть при увеличении предельной склонности к сбережению домашних хозяйств на 10% равновесный ВВП (Y) уменьшится с 718,65 до 688,43 млрд.руб..
∆Y1 = 688,43– 718,75 = - 30,3 (млрд.руб.)
Вычислим инфляционный разрыв расходов:
∆E = -30,3/2.98 = -10,17 (млрд.руб.)
Чтобы увидеть, что произойдёт с кривой планируемых расходов, строим график.
Для построения графика находим точки пересечения с осями координат.
Y=0:
Eр1 = 100 + 0,78∙(0-110-0+10)+110+100 = 232 (млрд.руб.) – кривая планируемых расходов Ep1.
Ep2 = 232 - 10,17 = 221,8 (млрд.руб.) – кривая планируемых расходов Ep2.
E=0:
Y1=688,43 (млрд.руб.)
Y2=561,7 (млрд.руб.)
Изобразим сдвиг кривой планируемых расходов при увеличении MPS на 10% на графике:
Рис. 2.2 Изменение кривой планируемых расходов
2.2 Макроэкономическая политика и её влияние на равновесие товарного рынка.
Используя данные п. 2.1 определите:
а) как правительство должно изменить величину своих расходов для достижения потенциального уровня ВВП (при прочих равных условиях). Обоснуйте правительственную политику и ответьте на вопросы:
что произойдет с кривой планируемых расходов (покажите графически)?
какова величина мультипликатора государственных расходов?
как изменится сальдо государственного бюджета?
Фискальная политика – совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Выделяют два вида фискальной политики:
1) стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: увеличение государственных закупок; снижение налогов; увеличение трансфертов.
2) сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: сокращение государственных закупок; увеличение налогов; сокращение трансфертов.
Из пункта 2.1 равновесный уровень дохода Y = 718,75 млрд.руб.
Равновесный уровень ВВП изменится на величину, равную
∆Y = - 157,05 млрд.руб.
Для достижения потенциального уровня ВВП (Y*) правительство должно снизить свои расходы, а следовательно, и государственные закупки. Таким образом, если государственные закупки уменьшаются на величину ∆G, то кривая планируемых расходов сдвигается вниз на эту же величину, а равновесный объём дохода () снижается до потенциального (Y*) на величину ∆Y.
∆Y = ∆G∙mg,(2.13)
где (2.14) – мультипликатор государственных закупок c учётом ставки налогообложения.
∆Y>∆G, так как ∆Y = ∆G∙mg,
mg = 3,125
Тогда величина, на которую изменятся государственные закупки будет равна
∆G =∆Y/ mg, (2.15)
∆G=- 157,05/3,125 = -50,256 (млрд.руб.)
Покажем ситуацию графически:
Рис. 2.3 Изменение кривой планируемых расходов при снижении государственных закупок
Найдём сальдо государственного бюджета и его изменение после снижения государственных закупок на величину ∆G.
До вмешательства правительства:
Доходы государственного бюджета = T+Y∙t,(2.16)
Доходы государственного бюджета = 110 + 718,75*0,15 = 217,813(млрд.руб.)
Расходы государственного бюджета = G+TR,(2.17)
Расходы государственного бюджета = 100 + 10 = 110(млрд.руб.)
Сальдо государственного бюджета = доходы государственного бюджета − расходы государственного бюджета,(2.18)
Сальдо государственного бюджета = 217,813 – 110 = 107,813 (млрд.руб.) – положительное сальдо, то есть профицит государственного бюджета.
После вмешательства правительства:
Тогда сальдо государственного бюджета1 = (T + t*Y*) – (G + ΔG + TR),(2.19)
сальдо государственного бюджета1 =(110 + 0,15*561,7) – (100 – 50,256 + 10) = 194,255 – 59,744 = 134,511 (млрд.руб.) – положительное сальдо, то есть профицит государственного бюджета.
Таким образом видим, что при снижении государственных расходов на величину ∆G сальдо государственного бюджета увеличилось на ∆Сальдо = |Сальдо - Сальдо1 | = |107,813-134,511| = |-26,698| = 26,698 (млрд.руб.)
б) как должны измениться налоговые поступления для достижения потенциального ВВП (при прочих равных условиях). Обоснуйте политику правительства и ответьте на вопросы:
что произойдет с кривой планируемых расходов (покажите на графике)?
какова величина мультипликаторов налогов?
как измениться сальдо государственного бюджета?
Для достижения потенциального уровня ВВП (Y*) правительство должно увеличить налоговые поступления. Таким образом, если налоговые поступления увеличиваются на величину ∆Т, то располагаемый доход уменьшается на эту же величину. Планируемые расходы уменьшаются на величину (∆Т∙МРС), что сдвигает вниз кривую планируемых расходов и равновесный объём дохода () снижается до потенциального (Y*) на величину ∆Y.
∆Y = ∆Т∙, (2.20)
где , (2.21) – мультипликатор налогов c учётом ставки налогообложения
∆Y>∆Т, так как ∆Y = ∆Т∙
= = 2,5
Тогда величина, на которую изменятся налоговые поступления будет равна:
∆Т = ∆Y /,(2.22)
∆Т = - 157,05/(-2,5) = 62,82 (млрд.руб.)
Значит следует увеличить объём налоговых поступлений на величину 62,82 млрд.руб..
Покажем ситуацию графически:
Рис. 2.4 Изменение кривой планируемых расходов при увеличении налогов
Cальдо государственного бюджета2 = (T + ΔT + t*Y*) – (G + TR),(2.23)
Cальдо государственного бюджета 2= (110 + 62,82 + 0,15*561,7) – (100 + 10) = 147,075 (млрд.руб.) − положительное сальдо, то есть профицит государственного бюджета.
Таким образом видим, что при повышении налоговых поступлений на величину ∆Т сальдо государственного бюджета увеличилось на ∆Сальдо = |Сальдо - Сальдо2 | =|107,813-147,075| = 39,26 (млрд.руб.)
в) как должны измениться трансферты для достижения потенциального ВВП (при прочих равных условиях). Обоснуйте политику правительства и ответьте на вопросы:
что произойдет с кривой планируемых расходов (покажите на графике)?
какова величина мультипликаторов трансфетов?
как измениться сальдо государственного бюджета?
Какая из фискальных мер наиболее эффективна?
Для достижения потенциального уровня ВВП (Y*) правительство должно уменьшить трансфертные платежи. Таким образом, если трансферты уменьшаются на величину ∆TR, то располагаемый доход снижается на эту же величину. Планируемые расходы уменьшаются на величину (∆TR∙МРС), что сдвигает вниз кривую планируемых расходов и равновесный объём дохода () снижается до потенциального (Y*) на величину ∆Y.
∆Y = ∆TR∙, (2.24)
где mTR, (2.25) – мультипликатор трансфертов c учётом ставки налогообложения.
∆Y>∆TR, так как ∆Y = ∆TR∙
= =2,5
Тогда величина, на которую изменятся трансферты будет равна
∆TR =∆Y /mTR,(2.26)
∆TR = -157,05/2,5 = - 62,82 (млрд.руб.)
Покажем ситуацию графически:
Рис. 2.5 Изменение кривой планируемых расходов при уменьшении трансфертов
Cальдо государственного бюджета = (T + t*Y*) – (G + TR+ ΔTR),(2.27)
Cальдо государственного бюджета 3 = (110 + 0,15*561,7) – (100 + 10 – 62,82) = 147,075 (млрд.руб.) - положительное сальдо, то есть профицит государственного бюджета.
Таким образом видим, что при снижении трансфертов на величину ∆ТR сальдо государственного бюджета увеличилось на ∆Сальдо = |Сальдо – Сальдо3 |= |107,813-147,075| = 39,26 (млрд.руб.)
Из вышеприведенных вычислений можно сделать вывод, что правительство применяет сдерживающую фискальную политику за счет снижения государственных закупок и трансфертов и увеличении налогов. Наиболее эффективной фискальной мерой является изменение величины государственных закупок, так как эта величина влияет на совокупный доход прямо, а не косвенно, в отличие от налогов и трансфертов. Мультипликатор государственных закупок больше, поэтому для достижения изменения совокупного дохода приходится производить меньшее изменение государственных закупок, чем налогов или трансфертов в аналогичной ситуации.
Информация о работе Макроэкономическое равновесие на товарном рынке и его регулирование