Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение состояния и перспектив развития малого предпринимательства в России и Новосибирской области, а так же рассмотрение рекреационного потенциала Новосибирской области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить исторические аспекты развития предпринимательства в России.
Рассмотреть предпринимательство как элемент бизнеса и тип хозяйствования
Исследовать санаторно-курортный потенциал Новосибирской области.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Сущность и содержание предпринимательства…………………………………..5
1.1Функции предпринимательства…………………………………………….7
1.2 Стадии предпринимательской деятельности……………………………..10
1.3.Предпринимательская среда и ее структура……………………………...11
1.4 Малое предпринимательство. Сущность и критерии…………………....15
1.5.Роль малого предпринимательства в экономике…………………………17
1.6 Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства………...19
2. Санаторно-курортные услуги НСО……………………………………………...22
2.1. Новосибирская область. Общая характеристика………………………...22
2.2 История развития санаторно-курортного дела НСО……………………..23
Заключение…………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы……………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

кр ЭКОНОМИКА.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Сибирский государственный  университет путей сообщения

 

 

Кафедра «Мировая экономика и туризм»

 

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ  ТУРИЗМА И СЕРВИСА

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

 

 

__________________________________________________________________

 

 

Руководитель                                                     Разработал

_________________                                            студент гр._________________

        (подпись)                                                                              (Ф.И.О.)

 

___________________                                         ___________________________

    (дата проверки)                                                    (дата сдачи на проверку)

 

 

 

 

Краткая рецензия

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________

(запись о допуске к защите)

____________________________                             ________________________

(оценка по результатам защиты)                                (подпись преподавателей)

 

 

 

 

 

 

2012 год

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

1.Сущность и содержание предпринимательства…………………………………..5

1.1Функции предпринимательства…………………………………………….7

1.2 Стадии предпринимательской  деятельности……………………………..10

1.3.Предпринимательская среда и  ее структура……………………………...11

1.4 Малое предпринимательство.  Сущность и критерии…………………....15

1.5.Роль малого предпринимательства  в экономике…………………………17

1.6 Причины, тормозящие  развитие малого предпринимательства………...19

2. Санаторно-курортные  услуги НСО……………………………………………...22

        2.1. Новосибирская  область. Общая характеристика………………………...22

        2.2 История развития санаторно-курортного  дела НСО……………………..23

Заключение…………………………………………………………………………...31

Список использованной литературы……………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мировой опыт показывает, что малый бизнес - это важный элемент рыночной экономики, который влияет на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Уровень развития малого бизнеса в России значительно отстает от развития данного сектора в промышленно развитых странах и явно недостаточен с точки зрения потребностей настоящего периода в РФ.

В сложившихся условиях значительная роль в решении проблемы развития малого предпринимательства  отводится сфере услуг, и в  частности индустрии туризма, которая  может стать реальной возможностью для развития малых форм хозяйствования, так как она имеет большой потенциал для привлечения предпринимательских ресурсов, не требует таких больших капиталовложений, как, например, промышленность, и является индустрией номер один по созданию рабочих мест. Учитывая неоспоримый туристский потенциал нашей страны и неразвитость туризма в настоящее время, приложение капитала именно в эту индустрию  сейчас чрезвычайно актуально для России и для Новосибирской области в частности.

          Предпринимательство в сфере туризма и гостиничного бизнеса оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.

Объектом исследования является малое предпринимательство в туризме на территории Российской Федерации.

Целью данной работы является изучение состояния и перспектив развития малого предпринимательства в России и Новосибирской области, а так же рассмотрение рекреационного потенциала Новосибирской области.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить исторические аспекты развития предпринимательства в России.
  2. Рассмотреть предпринимательство как элемент бизнеса и тип хозяйствования
  3. Исследовать санаторно-курортный потенциал Новосибирской области.
  4. Проанализировать деятельность малого предприятия гостиничного типа ЗАО «Елена».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и содержание предпринимательства

 

         В рыночной экономике (в том числе и в отношениях свободной купли-продажи) встречаются и действуют различные люди со своими целями, задачами, с определенными типичными поступками и характерными чертами поведения. Среди них наиболее активной фигурой является предприниматель.

        Слова «предприниматель» и «предпринимательство» являются производными от слова «предпринять», то есть сделать что-либо —  создать, организовать, наладить, заключить следку, вступить в соглашение и т. п. В широком значении предпринимателем в обыденной жизни часто называется человек, который что-либо предпринимает (создает, организует и т. п.), то есть действует в соответствии с намеченной целью в интересах получения (достижения) конкретных конечных результатов.

         В экономике предпринимательство является особым видом деятельности, направленной на создание и обеспечение функционирования каких-либо предприятий с целью получения прибыли (дохода). В таком понимании предпринимательство зародилось еще в условиях феодализма. Первоначально предпринимателями назывались лица, которые проявляли предприимчивость в создании промышленных предприятий (кустарных производств, мануфактур и др.). История зарождения, становления и развития современного предпринимательства тесно связана с более пянни-тп фирмами купеческого и банковского капитала, с различного рода промыслами и кустарным производством. В период промышленной революции конца XVIII — начала XIX в. предпринимателями назывались преимущественно фабриканты, то есть лица, вкладывавшие средства в создание и организацию работы фабрик

—  крупных предприятий по обработке сырья и изготовлению продуктов машинным способом.

        Предпринимательство — это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

Предпринимательству присущи  ориентация на получение прибыли, комбинированность факторов деятельности, самостоятельность, подверженная риску. Основная функция предпринимательства в России состоит в том, чтобы «доводить» до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за это материальное и моральное вознаграждение.

     Предпринимательство как явление отражает:

  • всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и других), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (работ, услуг) и получением желаемого результата;
  • всю систему отношений, .которые объективно возникают у предпринимателей друг с другом, с потребителями, поставщиками, с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками и государством;
  • товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости, денежного обращения и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения.

       Как процесс предпринимательство представляет собой сложную «цепочку» действий, начиная с поиска (зарождения) предпринимательской идеи и заканчивая ее воплощением в конкретный проект (предприятие), позволяющий производить необходимые потребителям товары, оказывать услуги и заканчивающийся извлечением прибыли.

       Следовательно, предпринимательство как процесс представляет собой целесообразную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей субъектов рынка и получение определенной прибыли, ибо в противном случае поставленная предпринимателем цель не будет достигнута.                 Предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращение идеи в конкретный результат. Этот процесс является непрерывным и постоянно возобновляется, поскольку все время изменяются потребности, которые и удовлетворяются предпринимателями.

Реализация идеи предпринимателя  охватывает следующие понятия:

  • изготовление нового, то есть неизвестного потребителю блага;
  • внедрение нового, то есть в данной отрасли еще практически неизвестного метода (способа) производства;
  • освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль страны еще не была представлена;
  • получение нового источника сырья;
  • осуществление соответствующей реализации (например, обеспечение монопольного положения своего предприятия или подрыв монопольного положения другого предприятия в условиях конкурентной рыночной среды).

Все сказанное в равной степени относится и к туристской деятельности. Однако существует и своя специфика: в туризме предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг.

 

    1. Функции предпринимательства

 

       В рыночной экономике предпринимательство выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции.

      Общеэкономическая функция объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций, действующих под ответственность юридического лица и индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени и под свою имущественную ответственность.

        Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (работ, услуг) и осуществляется под воздействием системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода. Этот фактор также выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйственных отношений.

        Ресурсная функция является важной функцией предпринимательства. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, в первую очередь ресурсы (в широком понимании этого слова): трудовые ресурсы, землю и природные богатства, средства производства и научные достижения , а так же предпринимательский талант.

         Предприниматель может добиться наивысших успехов, если он сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, и все это объединить с использованием квалифицированной рабочей силы и эффективным потреблением всех видов ресурсов. Однако погоня за максимальным доходом (прибылью) зачастую приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции. Эта функция предпринимательства противоречива. С одной стороны, предприниматель заинтересован в рациональном использовании ресурсов, а с другой — может безжалостно относиться к ним.

        Творческо-поисковая (инновационная) функция связана не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств для достижения поставленных целей. Эта функция предпринимательства тесно связана со всеми другими функциями, которые дополняют друг друга. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений.

        Социальная функция проявляется в возможности каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше проявляется в формировании людей предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели.          Однако одновременно растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.

      Чем эффективнее будут функционировать предпринимательские предприятия, тем больше будет размер поступлений их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. Развитие предпринимательства обеспечивает рост количества рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение жизненного уровня и социального положения наемных работников.

        Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных структур, в изменении стратегии деятельности фирмы и т. д. Организаторская функция особенно четко появляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном» (сетевом) предпринимательстве.

Информация о работе Малое предпринимательство