Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение роли малого бизнеса в экономике, способов поддержки малого бизнеса, а также анализ состояния малого бизнеса в Республике Беларусь. Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
определить сущность и роль малого бизнеса в экономике;
изучить способы поддержки малого бизнеса в зарубежных странах;
исследовать состояние малого бизнеса в Республике Беларусь, определить его роль в национальной экономике и выявить проблемы, связанные с развитием малого бизнеса

Содержание

Введение 4
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике 5
2. Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 9
3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его развитием в РБ 16
Заключение 23
Список использованных источников 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 251.77 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономической политики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 26 с., 1 рис., 2 табл., 16 источников.

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

 

Объект исследования: малый бизнес и его роль в рыночной экономике.

Предмет исследования: развитие малого бизнеса в зарубежных странах и в Республике Беларусь.

Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, описание, обобщение.

Исследования  и разработки: изучена сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике, исследован опыт поддержки малых предприятий в различных странах, произведен анализ становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4

1. Малый бизнес  и его роль в рыночной экономике 5

2. Опыт поддержки  малых предприятий в различных  странах 9

3. Становление  малого бизнеса и проблемы, связанные  с его развитием в РБ 16

Заключение 23

Список использованных источников 25

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Малый бизнес – важнейший  элемент рыночной экономики, без  которого не может гармонично развиваться  государство. Как показывает опыт развитых стран, малый бизнес играет весьма важную роль в экономике: его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. малый  бизнес решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, социально-экономическими задачами, которые возлагаются на малое предпринимательство: благополучие современного государства в целом  зависит от уровня развития малого бизнеса, его значимости для подавляющего числа экономически активного населения, его вклада в бюджетную систему  страны.

Целью данной работы является изучение роли малого бизнеса в экономике, способов поддержки малого бизнеса, а также анализ состояния малого бизнеса в Республике Беларусь. Исходя из этой цели, были поставлены следующие  задачи:

    1. определить сущность и роль малого бизнеса в экономике;
    2. изучить способы поддержки малого бизнеса в зарубежных странах;
    3. исследовать состояние малого бизнеса в Республике Беларусь, определить его роль в национальной экономике и выявить проблемы, связанные с развитием малого бизнеса.

Понятие малого бизнеса в  целом, его значение в экономике  хорошо обосновано в учебном пособии  Лапусты М.Г. и Старостина Ю.Л. «Малое предпринимательство». В статье Ларичевой З.М. «Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития» достаточно подробно описан зарубежный опыт в развитии малого бизнеса.  Все необходимые данные относительно Республики Беларусь можно найти на сайтах Министерства экономики и Национального статистического комитета.

 

1. Малый бизнес и его  роль в рыночной экономике

Малый бизнес (малое предпринимательство) – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, малые предприятия формируют здоровую рыночную конкурентную среду, средний класс, являющийся опорой общественной системы, быстро и эффективно решают многие социальные проблемы государства [1].

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную  деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под  свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

За словом «предпринимательство»  стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Развитие предпринимательства  играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших.

Предпринимательство составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха[2].

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия.

Как показывает практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя  численность работников, занятых  за отчетный период на предприятии (в  организации). Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения  к малому предпринимательству выступают  объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее  число показателей, по которым предприятия  признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны  определенные преимущества.

Анализируя зарубежный и  отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать  на его следующие преимущества по сравнению с крупным:

    • более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования
    • большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений
    • относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление
    • большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности
    • более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков
    • относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые  и средние предприятия располагают  значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника  по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий  более склонны к сбережению и  инвестированию, у них всегда высокий  уровень личной мотивации к достижению успеха, что положительно сказывается  в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы  об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному  числу наемных работников. Малые  предприятия способствуют росту  занятости безработного населения  по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению  практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи  и определенные недостатки, среди  которых:

    • более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень неустойчивости положения на рынке
    • большая зависимость от крупных компаний
    • ошибки в управлении собственным делом
    • слабая компетентность руководителей
    • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования
    • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов
    • неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров (контрактов) и др.

Большинство неудач малых  фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью  собственников малых и средних  предприятий. В регулярно проводимых в США опросах главными причинами неудач малых предприятий чаще всего называют: некомпетентность бизнесменов; несбалансированный опыт; нехватку опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единичных формах владения и товариществах; неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

Шансы малой фирмы на успех  повышаются по мере ее взросления.

Постоянный поиск общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии  малого бизнеса.

Однако менее благоприятные  условия хозяйствования, чем у  крупных предприятий, обусловливают  меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке[3].

Малые предприятия объективно существуют и развиваются как  относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые  предприятия имеют важное социально-экономическое  значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных  изменений, быстрее адаптируются к  меняющимся условиям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные  нововведения.

Роль малого предпринимательства  в экономике страны определяется, как правило, следующими факторами:

    • численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики
    • вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг)
    • вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов
    • ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных
    • насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения
    • навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.

Практика показывает, что  технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяется эффективностью работы небольших предприятий. Высокие  темпы внедрения нововведений, мобильность  технологических изменений, быстрый  рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что  потребитель получает продукцию  и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений. Все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны [3].

 

2. Опыт поддержки малых  предприятий в различных странах

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества (ЕС), в Соединенных Штатах Америки, в Японии на малые и средние  предприятия приходится около 50% в  общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50%.

Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние  года в Западной Европе, США и  Японии большое значение приобрел малый  бизнес, где он представлен совокупностью  многочисленных малых и средних  предприятий. Основная масса их –  мельчайшие предприятия, в которых  работают не более 20 человек. Малые  предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Малые и средние фирмы  США производят 40% ВНП и половину валового продукта частного сектора, в  том числе: в обрабатывающей промышленности – 21%, в строительстве – 80%, в оптовой  торговле – 86%, сфере обслуживания – 81%. На этих предприятиях сосредоточена  половина всех занятых в частном  секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем  на один доллар затрат  они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем  крупные фирмы

В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все  свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производство и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми  апробировать новую продукцию, чтобы  самим перейти к массовому  производству. Место разорившихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство. Примечательно, что  в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.[4]

Как показывает изучение зарубежного  опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная  поддержка. Она осуществляется в  различных формах: стимулированием  производства наиболее приоритетных видов  продукции, предоставлением налоговых  льгот, дотацией льготного банковского  кредитования, созданием информационно-консультативных  и научно-технических центров, развитием  системы страхования, организацией материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение специального законодательства. Для становления и развития малого бизнеса ему должны быть предоставлены определенные льготы: например, льготы по налогообложению.[5]

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь