Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:08, доклад
В последней трети XIX века происходит «субъективизация» всех общественных наук. Предшествующие сто лет обществоведы пытались найти «объективные законы» общественного развития. Но в конце XIX в. стала меняться вся парадигма обществознания, что было связано с осознанием различий природы и культуры, отличия природных объектов от социальных и проявлением культуроцентристской парадигмы.
Маржиналистская революция и вклад в нее Венской и Лозаннской экономических школ
В последней трети XIX века происходит «субъективизация» всех общественных наук. Предшествующие сто лет обществоведы пытались найти «объективные законы» общественного развития. Но в конце XIX в. стала меняться вся парадигма обществознания, что было связано с осознанием различий природы и культуры, отличия природных объектов от социальных и проявлением культуроцентристской парадигмы. На первый план выдвинулся человек со своими субъективным, индивидуальным сознанием и начал играть доминирующую роль в общественных науках. Ведущее значение приобрели три неоклассические школы: Венская, Лозаннская и Кембриджская.
Венский университет стал одним из самых значительных и влиятельных научных центров XIX - XXвв. Венская (Австрийская) школа сформировалась вокруг Карла Менгера(1840 – 1921).
Маржиналисты приняли за исходный пункт потребности человека и законы насыщения этих потребностей.
Маржиналистский анализ представляет
собой фундаментальную
Потребность – стремление к реализации какой – либо нужд, испытываемой человеком, недостаток чего – либо вызывает стремление устранить его. В основе потребительского выбора лежат субъективно оцениваемые полезности товаров, материальных и духовных благ.
Менгер напрямую связал полезность и редкость предметов потребления. Степень полезности благ для различных потребителей зависит от редкости блага – количества, которым располагает потребитель. Потребность каждой новой единицы, поступающей в распоряжение человека, зависит от уже находящихся у него подобных единиц. Этот закон носит название Первого закона Госсена.
Менгер для обозначения полезности ввел термин «предельная полезность». Убывающая предельная полезность помогает понять, что с позиции потребителя конкретная полезность определяется предельной полезностью.
Венская школа рассматривала цену товара либо как выражение степени его полезности, либо как плату за отказ от иного использования товара. Цена является результатом столкновения на рынках продавцов и покупателей.
Второй закон Госсена: должно обеспечиваться равенство предельных полезностей на каждую единицу денежной оплаты каждого товара.
О.Бем-Баверк ввел понятие субъективной и объективной стоимости. Субъективная стоимость – личная оценка товара потребителем и продавцом.
Объективная стоимость – цены, которые формируются в ходе их взаимодействия на рынке.
Ф. Визер распространил принцип убывающей полезности на факторы производства и расширил рамки анализа, доказав, что на определенном этапе начинает проявлять себя закон убывающей производительности: объем производства и затраты растут, а отдача не увеличивается или даже сокращается.
Одновременно с Венской начала свое развитие Лозаннская школа, которая положила начало исследованию экономического равновесия с помощью методов математического моделирования.
Основателем этой школы стал француз Леон Вальрас (1834 – 1910), профессор Лозаннского университета, где его сменил итальянец Вильфредо Парето (1848 – 1923).
Базовые положения модели Вальраса: всякое рыночное хозяйство в тенденции стремиться к равновесию; экономическая деятельность осуществляется на базе принципа субъективной полезности.
Вальрас разделил субъектов на две группы:
Владельцы производительных услуг (земли, труда и капитала)
Предприниматели (фирмы)
Равновесные цены способствуют
устранению излишков и дефицита –
количество предлагаемых товаров соответствует
количеству приобретаемых товаров,
общая сумма цен равна
Общее равновесие – устойчивое
состояние конкурентной экономики,
при котором потребители
Рыночное равновесие – наилучшее положение в рамках уже сформировавшейся системы распределения, модель Парето предлагает невосприимчивость общества к неравенству.
Информация о работе Маржиналистская революция и вклад в нее Венской и Лозаннской экономических школ