Маркировка непродовольственных товаров как средство информации о товарах и ее функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:19, реферат

Краткое описание

Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная. Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший - на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 57.00 Кб (Скачать файл)

1 МАРКИРОВКА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ  ТОВАРОВ КАК СРЕДСТВО ИНФОРМАЦИИ  О ТОВАРАХ И ЕЕ ФУНКЦИИ

 

Маркировка - это текст, условные обозначения и (или) товар, а также  другие вспомогательные средства, предназначенные  для идентификации товара или  отдельных его свойств, доведения  до потребителя информации об изготовителях  количественных и качественных характеристиках  товара.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная  и эмоциональная.

Информационная функция  маркировки как одного из средств  товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую  информацию, меньший - на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид  информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может  быть следствием фальсификации товаров.

Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена  для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы  потребителей является практически  единственно доступным средством  товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.

Идентифицирующая функция  маркировки чрезвычайно важна, так  как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.

Эмоциональная и мотивационная  функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные  эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке  товара.

В зависимости от места  нанесения различают маркировку производственную и торговую.

Маркировка должна соответствовать  требованиям стандартов, других нормативных  документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями  стандартов на продукцию. Требования к  торговой маркировке в меньшей степени  разработаны, чем к производственной. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются Правилами  продажи отдельных групп продовольственных  и непродовольственных товаров, а также региональными Правилами  розничной торговли.

К маркировке предъявляются  общие для товарной информации и  Эмоциональная и мотивационная  функции маркировки. Общие требования регламентируются Федеральным законом  «О защите прав потребителей».

Специфические для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность, однозначность текста, его соответствие потребительским  свойствам товара; достоверность - приведенные  на маркировке сведения не должны вводить  получателя и потребителя в заблуждение  относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения; использование  для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Госкомсанэпиднадзора.

Производственная маркировка - это текст, условные обозначения  или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.[2, стр.342-346]

Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные  ленты, клейма, штампы.

Этикетки наносятся типографским или иным способом на товар или  упаковку. Кроме того, они могут  быть самостоятельным носителем  информации, который приклеивается  или прикладывается к товару.

Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы. Из всех носителей маркировки этикетка содержит наиболее обширные по количеству характеризуемых признаков  сведения. Маркировка на этикетках  может содержать пояснительные  тексты.

Вкладыши - это разновидность  этикеток, отличающиеся от них направленностью  товарной информации, предназначенные  для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименование организации, номер смены). Иногда вкладыши содержат краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь - функционального  назначения. Тогда вкладыш приобретает  дополнительные функции - рекламного листка или проспекта, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется  через характеристику товара. Такие  вкладыши часто встречаются в  упаковке различных косметических  средств.

Бирки и ярлыки - носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются  к товару. Для них характерны меньшая  информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.

Бирки отличаются от ярлыков  меньшей информативностью. Они могут  быть очень лаконичными, указывая только наименование либо фабричную марку, либо только название фирмы-изготовителя.

Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его  адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также  ряд идентифицирующих данных. Так, на ярлыках, которые подвешиваются  к одежде, указываются артикул  изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать  фирменный и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения.

Контрольные ленты - это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемые на небольшой ленте  и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки  или ярлыка. Они могут применяться  в дополнение, реже взамен других носителей  информации. Особенностью контрольных  лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой - указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков. Контрольные  ленты наиболее часто применяются  для одежно-обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной  ленты чаще наносятся на подкладку  или внутреннюю часть.

Клейма и штампы - носители информации, предназначенные для  нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.

Клеймение и штампование  как способ маркирования применяются  для отдельных продовольственных  и непродовольственных товаров. Штампы и клейма на непродовольственных  товарах или их упаковке встречаются  реже.

К клеймам и штампам  предъявляют следующие требования: четкость оттисков клейм; сохраняемость  независимо от внешних воздействий; безопасность применяемых способов клеймения и штампования; сохранение товарного вида продуктов и изделий, на которые наносят клейма и штампы; соблюдение установленных правил клеймения и штампования.

Торговая маркировка - это  текст, условные обозначения или  рисунок, нанесенные изготовителем  на товарные или кассовые чеки, упаковки и (или) товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или  эксплуатационные документы.

Другое отличие торговой маркировки от производственной заключается  в том, что ее идентифицирующая функция  в большей степени связана  с указанием данных о продавце, в меньшей - с информацией о  товаре. Это обусловлено особенностями  носителей торговой маркировки: небольшие  размеры, заполнение для каждого  товара или покупки, большие затраты  ручного труда на маркирование, ограниченные технические возможности нанесения  информационных данных. Благодаря идентифицирующей функции торговая маркировка служит основанием для предъявления претензий  продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю.

Требования, предъявляемые  к содержанию торговой маркировки, регламентируются рядом нормативных  актов: Правилами продажи отдельных  видов продовольственных и непродовольственных  товаров, Типовым положением о применении контрольно-кассовых машин (реквизиты  кассового чека). Правила регламентируют также наличие и правильное оформление ценников. [4, стр.312-316]

Кассовые чеки и ценники  как носители торговой маркировки обязательны  при реализации всех товаров в  организациях розничной и мелкорозничной торговли, общественного питания. Разрешается  реализация товаров без применения контрольно-кассовых машин и вручения покупателю кассового чека в случаях, определенных «Перечнем отдельных  категорий и предприятий, организаций  и учреждений, которые в силу специфики  своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без  применения контрольно-кассовых машин».

Товарные чеки применяются  только при продаже непродовольственных  товаров, причем Правилами установлен обязательный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и  товарного чека с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при покупке радио- и электробытовых товаров. При продаже  тканей, одежды и обуви покупателю вместе с товаром в обязательном порядке выдаются кассовый и товарный чеки с обозначением реквизитов предприятия, даты покупки, цены.


Информация о работе Маркировка непродовольственных товаров как средство информации о товарах и ее функции