Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:19, реферат
Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная. Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший - на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.
1 МАРКИРОВКА
Маркировка - это текст, условные обозначения и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях количественных и качественных характеристиках товара.
Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная.
Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший - на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.
Необходимость такого дублирования
обусловлена общностью
Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.
Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.
В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую.
Маркировка должна соответствовать
требованиям стандартов, других нормативных
документов. Требования к производственной
маркировке устанавливаются в основном
стандартами на маркировку и упаковку,
а также общетехническими условиями
стандартов на продукцию. Требования к
торговой маркировке в меньшей степени
разработаны, чем к производственной.
Отдельные требования к торговой
маркировке устанавливаются Правилами
продажи отдельных групп
К маркировке предъявляются общие для товарной информации и Эмоциональная и мотивационная функции маркировки. Общие требования регламентируются Федеральным законом «О защите прав потребителей».
Специфические для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность, однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара; достоверность - приведенные на маркировке сведения не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения; использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Госкомсанэпиднадзора.
Производственная маркировка - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.[2, стр.342-346]
Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.
Этикетки наносятся
Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы. Из всех носителей маркировки этикетка содержит наиболее обширные по количеству характеризуемых признаков сведения. Маркировка на этикетках может содержать пояснительные тексты.
Вкладыши - это разновидность
этикеток, отличающиеся от них направленностью
товарной информации, предназначенные
для сообщения кратких сведений
о наименовании товара, изготовителе
(наименование организации, номер смены).
Иногда вкладыши содержат краткую характеристику
потребительских свойств
Бирки и ярлыки - носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.
Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование либо фабричную марку, либо только название фирмы-изготовителя.
Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных. Так, на ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирменный и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения.
Контрольные ленты - это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемые на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже взамен других носителей информации. Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой - указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков. Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть.
Клейма и штампы - носители
информации, предназначенные для
нанесения идентифицирующих условных
обозначений на товары, упаковку, этикетки
с помощью специальных
Клеймение и штампование
как способ маркирования применяются
для отдельных
К клеймам и штампам
предъявляют следующие
Торговая маркировка - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки и (или) товар.
Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.
Другое отличие торговой
маркировки от производственной заключается
в том, что ее идентифицирующая функция
в большей степени связана
с указанием данных о продавце,
в меньшей - с информацией о
товаре. Это обусловлено особенностями
носителей торговой маркировки: небольшие
размеры, заполнение для каждого
товара или покупки, большие затраты
ручного труда на маркирование, ограниченные
технические возможности
Требования, предъявляемые
к содержанию торговой маркировки,
регламентируются рядом нормативных
актов: Правилами продажи отдельных
видов продовольственных и
Кассовые чеки и ценники
как носители торговой маркировки обязательны
при реализации всех товаров в
организациях розничной и мелкорозничной
торговли, общественного питания. Разрешается
реализация товаров без применения
контрольно-кассовых машин и вручения
покупателю кассового чека в случаях,
определенных «Перечнем отдельных
категорий и предприятий, организаций
и учреждений, которые в силу специфики
своей деятельности либо особенностей
местонахождения могут
Товарные чеки применяются
только при продаже