Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 16:10, курсовая работа
Значение отрасли в народном хозяйстве
Состав отрасли
Технико-экономические показатели размещения отрасли
Факторы размещения
География
Особенности современного размещения отрасли и перспективы развития.
Машиностроение
Выполнила: Субботина Елена
План характеристики отрасли
Термин
Значение отрасли в народном хозяйстве
- На его долю приходится 36% предприятий, 29% работающих, 15% продукции промышленности России.
- Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, быту, на транспорте, в вооруженных силах.
- Определяет темпы научно-технической революции.
Главная задача машиностроения |
Обеспечить общество новыми, все более современными машинами |
Технико-экономические показатели размещения отрасли
Отраслевые особенности
машиностроительных производств выражают
важнейшие технико-
Факторы размещения
Фактор |
Значение |
Наукоёмкость |
Современное машиностроение в своем развитии опирается, прежде всего, на передовую науку. Поэтому предприятия его наиболее прогрессивных и сложных отраслей концентрируются в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой |
Металлоёмкость |
Производство некоторых видов машин (металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования) требует много металла. Поэтому предприятия, выпускающие их, ориентированы на металлургические базы |
Транспортный фактор |
Поскольку перевозка машин (или их деталей) осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях |
Трудоёмкость |
Производство машин требует больших затрат труда, поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения |
Военно-стратегический фактор |
Значительная часть машинострои |
Ориентация на потребителя |
Продукция машиностроения очень разнообразна. Многие машиностроительные предприятия ориентированы на потребителей продукции, поскольку ее сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров |
Степень влияния конкретных факторов на размещение машиностроения
|
|
| ||
|
|
| ||
|
Отсутствует
Отсутствует |
|
|
|
География размещения машиностроения в России
Тяжёлое машиностроение - к основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:
- Центральный (Электросталь).
- Уральский экономический район (завод
"Уралмаш" в Екатеринбурге)
- Сибирь (производство металлургического
и горного оборудования в городах Иркутск,
Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске)
- Северо- Западный: Санкт-Петербург - исторически
сложившийся центр тяжелого машиностроения
(завод "Электросила", выпускающий
турбогенераторы)
- новые центры,
связанные с производством атомных реакторов
- завод "Автоммаш" в г. Волгодонске
Предприятия общего машиностроения - одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих районах страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли.
Сельскохозяйственное машиностроение располагает
многочисленными и крупными предприятиями
по производству различного сельскохозяйственного
инвентаря для обработки почв, посева
культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное
машиностроение тяготеет к районам потребления,
учитывая профиль сельскохозяйственного
производства:
- производство
зерновых комбайнов - на Северном Кавказе
(Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);
- производство
картофелеуборочных машин - в Центральном
районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк),
силосоуборочных (Люберцы). Различные
сельскохозяйственные машины и оборудование
производят заводы, расположенные в Воронеже,
Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.
Оборудование для предприятий с химической
переработкой сырья (нефтеперерабатывающие,
химические, бумажные) производится в
Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге,
Ижевске, Петрозаводске.
Тракторные заводы размещены
в Санкт-Петербурге, Волгограде, Челябинске,
Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной
промышленности создано производство
трелевочных тракторов в Петрозаводске,
промышленных - в Чебоксарах.
Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено
на заводе «Ростсельмаш», а также на Таганрогском
и Красноярском заводах, картофелеуборочных-
в Рязани, льноуборочных- в Бежецке (Тверская
область). Колесные пропашные тракторы
выпускают заводы во Владимире, Липецке;
гусеничные пропашные- во Волгограде, Владимире;
промышленные- в Барнауле, Челябинске,
Брянске, Чебоксарах.
В настоящее время предприятия
станкостроения имеются во многих городах Центрального
района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала,
Западной Сибири. В число ведущих районов
по производству металлорежущих станков
вошли Уральский (30%), Центральный (28%), Поволжский
(13%).
Крупными центрами станкоинструментально
Приборостроение сконцентрирова
Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся
на выпуске радиоприемных устройств и
телевизоров, созданы в Центральном (Москва,
Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург),
Центрально-Черноземный (Воронеж) районах
Предприятия автомобилестроения размещены
в различных районах страны, однако подавляющая
часть производства сосредоточена в старопромышленных
районах европейской части с высокой концентрацией
автоперевозок. Основными районами размещения
автомобильной промышленности являются:
центральный, Волго-Вятский, Поволжский
- Легковые автомобили высшего
и среднего класса производят в Волго- Вятском
(Нижний Новгород), Центральном (Москва),
Уральском ( Ижевск) районах; малолитражные - в Поволжье
(Тольятти), микролитражные - в Серпухове.
- Грузовые автомобили среднего
тоннажа - выпускают заводы Центрального
(Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний
Новгород), Уральского (Миасс) районов.
- -Автомобили
небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются
в Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны)
Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино),
Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган),
Северо-Кавказский (Краснодар) районах.
В Энгельсе действует троллейбусный завод.
Специализированные предприятия по производству
моторов находятся в Ярославле, Уфе,
Омске, Тюмени, Заволжье.
Особенности современного развития отрасли и перспективы развития
Оценивая ситуацию
в отраслях общего машиностроения,
можно констатировать, что одной
из главных ее особенностей остается
глобальная деформация производства,
сферы товарно-денежного
Перспективы
Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночными отношениям можно выделить:
приоритетное развитие наукоемких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;
демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80%);
наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);
налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий
Спасибо за внимание